Изучая Ивана Ефремова, постоянно находишь что-то новое.
Например, читая круглый стол редакции «Спор о Иване Ефремове», опубликованный в 1978 году в 33 номере русского эмигрантского литературного и общественно-политического журнала «Время и мы», выходившего сначала в израильском Тель-Авиве с 1975 по 1981 год, а затем в американском Нью-Йорке с 1981 по 2001 год, я обратил внимание на упоминание одним из участников дискуссии — Михаилом Агурским — его переписки с Иваном Антоновичем.
Михаи́л Самуи́лович Агу́рский (настоящее имя Мэ́лик; 5 апреля 1933, Москва — 21 августа 1991, Москва) — весьма интересная личность. Он родился в Москве в 1933 году, в семье известного революционера, историка и партийного деятеля Самуила (Шмуэла) Хаимовича Агурского (1884—1947). Там же окончил школу в 1950 году. Советский писатель, диссидент, публицист, литературовед, учёный-кибернетик, историк, политолог, советолог, мемуарист, деятель сионизма и профессор Еврейского университета в Иерусалиме.
Иван Антонович Ефремов - уникальная фигура в отечественной литературе. Он одним из первых открыл для нашей страны фантастический мир сверхдальних космических путешествий, он - тот, кто, по словам советского критика Всеволода Ревича, описывал коммунизм как «не унылый фаланстер, не принудиловка, а счастливая, красивая и творчески наполненная жизнь для всех», он проникал взглядом независимого историка в толщу прошедших времён, его влияние на общество и каждого конкретного человека в нём трудно переоценить.
Вместе с тем, он никогда не был «элитарным» писателем, старательно от этого открещивался и всегда говорил, что пишет для всех. Он был (и остаётся) писателем массовым, общий тираж его книг за всё время публикаций составил на данный момент около 30 миллионов экземпляров, он представляет собой уникальный феномен поп-культуры, что до сих пор не смогли осознать и принять не только критики, но и многочисленные поклонники его творчества.
Это был сознательный выбор Ивана Антоновича. Он мог бы писать для партии и правительства, мог писать для интеллектуальной элиты, мог зарабатывать на сочинительстве, бесконечно тиражируя бесчисленные продолжения своих удачных произведений, но не делал этого, предпочитая выверенное творчество низкопробным поделкам. Каждая книга - что-то новое, но читаемое всеми. Каждая книга - калейдоскоп самых интересных знаний, облечённых в читабельную форму. Не в нише богемного творчества для избранных, но и не в компании трешевого мусора категории B. Приключенческие рассказы, исторические повести, утопия и антиутопия, даже философский роман о настоящем - он блестяще работал в разных жанрах и направлениях, великолепно владел словом и умел увлечь абсолютно любого читателя.
В чём же причина? Почему он отказывался от затасканного клише, выбирал популярность, а не избранность, открытость, а не привилегии? Почему он был выдающимся работником, а не чиновником в литературе?
«— Секс! Расскажите, как у вас на Земле справляются с этой причиной множества бед, могучим кнутом в руках власти, призраком высочайшего и лживого счастья. Расскажите или хотя бы ответьте на вопросы, которые мы не смогли задать вам в зале конференции!..
— Человек и на Земле, и у вас на Ян-Ях боролся, чтобы устранить из жизни эти причиняющие боль две силы. Сначала плеть голода — и получил массовое ожирение. Затем плеть любви, добившись пустоты и индифферентности сексуальной жизни. Человечество Ян-Ях то отвергает силу и значение секса, то превозносит это влечение, придавая ему доминантный вес в жизни. От метаний из одной крайности в другую не получается половое воспитание.
— А разве оно есть у вас? — последовал вопрос.
— Есть, и считается очень важным. Надо научиться быть хозяином своего тела, не подавляя желаний и не подчиняясь им до распущенности.
— Разве можно регулировать любовь и страсть?
— Неверное понятие. Когда вы катаетесь на гребне волны, то требуется искусство балансировки, чтобы не соскользнуть. Но если надо остановиться, то вы покидаете волну, отставая от нее...
— Следовательно, надо разряжаться и делать это импульсно, вспышками, — сказала тормансианка, начавшая беседу.
— Совершенно верно.
— А как же любовь? Ведь импульс не может длиться долго?
— Древняя ошибка! Человек поднялся до настоящей любви, но здесь у вас продолжают считать по-пещерному, что любовь только страсть, а страсть только половое соединение. Надо ли говорить вам, насколько истинная влюбленность богаче, ярче, продолжительнее? То великое соответствие всем стремлениям, вкусам, мечтам, что можно назвать любовью, и у нас на Земле не находится легко и просто. Для нас любовь — священное слово, означающее чувство всеобъемлющее и многогранное. Но и в самом узком своем смысле чисто физическая, половая любовь никогда не имеет одностороннего оттенка. Это больше чем наслаждение, это служение любимому человеку и вместе с ним красоте и обществу, иногда даже подчиняясь требованиям генетических законов вопреки своим личным вкусам, если они расходятся с ними, при желании иметь детей. А коварную силу неразряженных гормонов мы научились выпускать на волю, создавая внутреннее спокойствие и гармонию…
— Неужели на Земле не научились регулировать эту силу химически, лекарством? — задал вопрос знакомый Эвизе нейрохирург.
— Лучше не вмешиваться в сложнейшую вязь гормонов, держащих психофизиологическую основу индивида, а идти естественным путем эротического воспитания.
— И вы обучаете эротике девушек и юношей? Неслыханно! — воскликнул нейрохирург».
Иван Ефремов, «Час быка».
«...Мне хочется, чтобы те, кто не имел настоящего опыта или ещё очень молод или несчастен, извлекли пользу из моих воспоминаний. Слишком дико и нелепо мы умалчиваем о важнейших и прекраснейших сторонах нашей жизни, слишком невежественна наша молодёжь в сфере половой любви, слишком пренебрегаем мы эмоциональной стороной жизни. И в результате, после тысячелетнего опыта и тонкого искусства страсти в древние времена и на Востоке, мы, ведущая на Земле раса цивилизованнейших людей, нисколько не выше обыкновенных животных в вопросах страсти. Но человек - не животное, и расплата неминуема!»
Иван Ефремов, «Вторая Люда».
Самый главный вывод, который следует сделать после прочтения книги «Мои женщины» - это то, что Иван Ефремов не инопланетянин, не гуру, не мессия, не представитель древнейшей цивилизации или цивилизации далёкого будущего, прилетевший к нам на машине времени, не бог и не сын бога. Иван Ефремов - НАСТОЯЩИЙ ЖИВОЙ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, человек со своими успехами и неудачами, ошибками и верными решениями, страстями и «обычностями». Человек, сумевший великим путём собственного опыта и прочувствования знаний увидеть окружающий мир таким, какой он есть, а не таким, каким он кажется. Человек, умевший видеть - не смотреть, а именно видеть происходящее вокруг него, понять и осознать, принять в душу и сердце, ощутить и полюбить. Человек, любивший ЖИЗНЬ во всём её многообразии.
Но для того, чтобы читать эту книгу, вам нужно быть внутренне свободными. Очиститься от догматических установок. Отказаться от заполнивших мозг предубеждений. Забыть обо всём, читать с чистого листа.
«Мои женщины» - это квинтэссенция внутренней свободы Ивана Ефремова, его искренний порыв к читателю, требующий высокого напряжения духовных и физических сил. Подготовьтесь к нему, и тогда вы сможете на время оторваться от земли и почувствовать всю бесконечность Вселенной.
Доклад, прочитанный 3 февраля 2024 г. в сообществе ВКонтакте "Иван Ефремов: свобода внутри нас" на видеоконференции "Иван Ефремов, "Час Быка" - 55 лет первой публикации романа"
*Дисто́рсия (от лат. distorsio, distortio – искривление, выворачивание), тип аберрации при котором изображение искажается тем сильнее, чем дальше от оптической оси. При этом нарушается геометрическое подобие между объектом и его изображением. В результате дисторсии прямые линии объектов, находящихся не по оси, отображаются в виде изогнутых дуг.
В художественной фотографии дисторсия рыбьего глаза используется, как выразительное средство, подчёркивающее масштабность снимаемой сцены или создающее необычную искривлённую форму протяжённых объектов.
Пример - Волк и Заяц из "Ну, погоди" в комнате смеха.
Научно-фантастический роман Ивана Ефремова "Час Быка" начинается словом от автора, на которое стоит обратить самое пристальное внимание.
«Экваториальная скорость планеты гамма 1 дробь 16, период обращения 22 земных часа...» — докладывал сумматор, не по-человечески чётко произнося слова. Широкая лента записей ползла в приёмник путевого журнала. Автоматы «Тёмного Пламени» тщательно исследовали Торманс, не упуская ни одной детали.
— Удивляет количество углекислоты в нижних слоях атмосферы, — сказал Тор Лик. — А сколько ещё растворено в океанах! Похоже на палеозойскую геологическую эру Земли, когда углекислота ещё не была частично связана процессами углеобразования.
— Оранжерейный эффект? — осведомился Соль Саин.
— Климат здесь вообще мягок и равномерен. Экватор Торманса стоит «вертикально» по сравнению с Земным, то есть перпендикулярно к плоскости орбиты, а ось вращения однозначна с линией орбиты. Это могло бы дать резкую зональность, но Торманс бежит по орбите раза в четыре быстрее Земли…
Именно этот отрывок из романа Ивана Ефремова «Час Быка» часто вспоминают те, кто считает, что здесь он «ошибался», и в реальности никакая планета во Вселенной не может так двигаться по орбите вокруг своего светила.
Как говорил Владимир Ильич Ульянов (Ленин), «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Кстати, в беседе с Анатолием Васильевичем Луначарским, первым наркомом просвещения РСФСР, он отмечал необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными».
С тех пор прошло уже больше ста лет, но эти фразы до сих пор актуальны. Несмотря на появление интернета, благодаря которому фильмы стало возможно смотреть в сети, а форматы длинных видео теперь уступают по популярности сверхкоротким роликам, люди не перестают ходить в кинотеатры. И, конечно же, наибольшей популярностью у широкой аудитории пользуются как раз увлекательные картины, причём в абсолютном своём большинстве фантастические. Например, в первую десятку самых кассовых фильмов за всю историю входит 8 фантастических лент, одна историческая и одна сказочная. Если же говорить о картинах, собравших более 2 миллиардов долларов, то среди них пять рассказывают о вымышленных событиях выдуманного мира, и только одна о реально произошедшей истории.
Первая книга стала бестселлером, вторая книга запрещена: русский писатель Иван Ефремов.
Флориан Шмид, статья в 21 номере газеты «Der Freitag» за 2015 год.
«Der Freitag» (Пятница) — немецкоязычная газета-еженедельник, которая издается в Германии с 9 ноября 1990 года. Газета, которая изначально называлась «Die Ost-West-Wochenzeitung», была основана в непростой период объединения и восстановления единства страны. Редакция видела своей задачей стать критическим и конструктивным сопровождающим для народа Германии в период объединения двух разобщенных немецких государств ФРГ и ГДР, предоставив свои страницы для политических, экономических, культурных и социальных дебатов. После достижения своей цели газета была реорганизована в социально-политический форум-еженедельник или даже дискуссионный клуб с итогами недели.
Газета «Der Freitag» состоит из трех основных разделов: Политика, Культура, Жизнь. Каждый месяц в газете появляются дополнительные разделы, посвященные экономике (Wirtschaft), обществу (Community), отчетам о различных мероприятиях, событиях, выставках (Kultur+). Несколько раз в год в журнале публикуется литературный раздел с обзорами новинок книг. Каждые 2 месяца дополнение к изданию «Guardian-Reportage» предлагает читателям интересные статьи из британской газеты «Гардиан» с переводом и адаптацией на немецкий. С 2009 года газета организует регулярные политические дебаты «Freitag-Salon» на актуальные мировые события. Дебаты проходят в прямом эфире на берлинском радио, стенограмма избранных высказываний затем печатается в газете.
«Der Freitag» неоднократно становилась призером в различных номинациях: «Газета с Лучшим Дизайном» в 2009 и 2010 годах от «SND», «Цифровой Журнал Года» от «Lead Awards» в 2010 году, «Золотая Медаль» в категории «Газета Года» в 2013 году, «Европейская Газета Года» в рейтинге «Еженедельных Газет» в 2018 году, и другие.