«Мвен Мас поведал о своих давних опасениях, что человечество развивается слишком рационально, слишком технично, повторяя, конечно, в несравненно менее уродливой форме ошибки древности. Ему показалось, что на планете Эпсилон Тукана очень похожее и столь же прекрасное человечество больше позаботилось о совершенстве эмоциональной стороны психики.
— Я много страдала от ощущения неполной гармонии с жизнью, — помолчав, ответила девушка. — Мне надо было больше от чего-то древнего и гораздо меньше от окружающего. Я мечтала об эпохе нерастраченных сил и чувств, накопленных ещё первобытным отбором в век Эроса, когда-то бывшим в античном Средиземноморье. И всегда стремилась пробудить настоящую силу чувств в своих зрителях. Но, пожалуй, только Эвда Наль до конца поняла меня.
— И Мвен Мас, — серьёзно добавил африканец. И, глядя в широко открытые глаза Чары, он рассказал ей, как однажды она явилась ему меднокожей дочерью Тукана.
Девушка подняла лицо, и при робком свете начинавшейся зари Мвен Мас увидел глаза, такие огромные и глубокие, что ощутил лёгкое головокружение, отодвинулся и рассмеялся.
— Когда-то наши предки в своих романах о будущем представляли нас полуживыми рахитиками с переразвитым черепом. Несмотря на миллионы зарезанных и замученных животных, они долго не понимали мозговой машины человека, потому что лезли с ножом туда, где нужны были тончайшие измерители молекулярных и атомных масштабов. Теперь мы знаем, что сильная деятельность разума требует могучего тела, полного жизненной энергии, но это же тело порождает сильные эмоции.
— И мы по-прежнему живём на цепи разума, — согласилась Чара Нанди.
— Многое уже сделано, но всё же интеллектуальная сторона у нас ушла вперёд, а эмоциональная отстала... О ней надо позаботиться, чтобы не ей требовалась цепь разума, а подчас разуму — её цепь. Мне это стало представляться таким важным, что я намерен написать книгу».
Дар Ветер не понял Мвена Маса. Не осознал, что «устремление в космос» - это стремление к красоте.
«Человек — та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая»(«Лезвие бритвы»). И космос находится как снаружи, так и внутри нас.
«Чара сдвинула брови, пристально взглянула на Мвена Маса.
— А вы не уйдёте от своих звёзд?
— Каково бы ни было решение Совета, я буду продолжать дело космоса. Но сначала мне надо написать о...
— Звёздах человеческих душ?
— Верно, Чара! Дух захватывает от их величайшего многообразия...»
«— Художник Карт Сан говорил, что мудрость — это сочетание знания и чувств. Будем мудрыми! — раздался позади голос Чары.
И, промчавшись мимо африканца, Чара бросилась с высоты в шумящую пучину.
Мвен Мас видел, как она плавно перевернулась в воздухе, крылато раскинула руки и исчезла в волнах. Купавшиеся внизу мальчики истребительного отряда замерли. По спине Мвена Маса пробежал холодок восхищения, граничащего с испугом. Никогда африканец не прыгал с такой безумной высоты, но сейчас он бесстрашно встал на краю обрыва, снимая одежду. После он вспоминал, что в смутных мгновенных мыслях Чара показалась ему богиней древних людей, которая всё может. Если может она, то и он!»
Но разве прыгнуть с громадной высоты в бурлящее море - мудрость? Это ведь вступает в противоречие с обыденным мышлением, такая мудрость не есть благоразумие - совсем наоборот. Само слово «благоразумие» состоит из двух корней: разум и благо. «Быть разумным - благо» - говорит рационалист. «Быть безрассудным — мудро» - отвечает ему творец. В английском языке wisdom «мудрость» восходит к тому же индоевропейскому корню, что и немецкое wissen «знать» и русские слова «видеть» и «ведать».
- Я тебя вижу. - И я тебя вижу. к/ф "Аватар" (Avatar, 2009)
«Я тебя вижу» означает «я тебя знаю». Это чувство иррационально, его нельзя просчитать, проанализировать, измерить. «Ведовство — понимание скрытых чувств и мотивов поступков у людей, качество, вызванное тесной и многогранной связью с природой. Это вовсе не злое и безумное начало … , а проницательность» («Лезвие бритвы»).
Видение, мечта, образ, представление, проницательность, предвидение, дальновидность. Всё это переводы на русский язык латинского слова vīsio, впоследствии превратившегося в английское vision.
Можно ли всегда ему доверять? Не будет ли ошибки? Этого предсказать мы не можем.
Интересен созданный в рамках киновселенной Марвел персонаж «Вижн» («Ви́дение»). Игравший его британский актёр Пол Беттани однажды сказал: «Что меня привлекло, так это то, что рождается такое формирующееся существо, будучи одновременно всемогущим и совершенно наивным, такая опасность этого и сложная природа вещи, рождающейся такой мощной и созданной за секунду, и выбор, который он делает морально, действительно сложен и интересен».
Само рождение Вижна уникально: он появился благодаря науке и магии, соединение искусственного интеллекта и божественных молний.
Рождение Вижна
Обсуждая развитие персонажа в фильме «Первый мститель: Противостояние», Беттани отметил, что, поскольку Вижн был только создан в предыдущем фильме «Эра Альтрона», «вы видите, как рождается мой персонаж… Он должен быть одновременно и всемогущим, и абсолютно наивным. И переживать мир в реальном мире и своё место в нём. Будет ли он силой добра или силой зла?» Беттани также сказал, что ему интересно исследовать, «что это значит быть человеком и что такое любовь» с персонажем, поскольку «единственный способ гарантировать свою верность — это любовь».
В одном обзоре отмечается, что «Вижн — это андроид, который обрёл сознание и близость к любви одновременно, и поэтому последнее имеет для него первостепенное значение».
Обвинения Пур Хисса в адрес Мвена Маса отнюдь не беспочвенны (и не надо кидать в меня помидоры):
Злой помидор
«Его поступок — проведение опыта без Совета — внушает подозрение, что Мвен Мас действовал не так бескорыстно, как это старались представить здесь высказывавшиеся!.. Бессмертная слава при полном успехе опыта — вот корыстная подоплёка вашего поступка».
Мвен Мас действительно действовал не так бескорыстно, как создалось впечатление на Совете Звездоплавания. Только вот мечтал он не о бессмертной славе - ему было на неё плевать. Пур Хисс неосознанно проецирует на Мвена свои желания, но африканец совсем другой. Мвен Мас не только с юности слышал «укор безымянных могил людей, побеждённых неумолимым временем», хотел сделать «шаг к победе над пространством и временем, поставить первую веху на этом великом пути, на который устремились бы немедленно сотни тысяч могучих умов». Всё это внешнее, гораздо важнее внутреннее.
Мвен Мас хотел ещё раз, и не на экране, а вживую, увидеть ЕЁ. И не просто увидеть, а почувствовать, ощутить, изведать, познать. Величайшую красоту, сказочную девушку, меднотелую красавицу, очутиться в её нежных ласковых руках, уловить её чарующий аромат, поцеловать в раскрывшиеся навстречу ему манящие губы…
Соответственно, Эвда Наль тоже не права:
«Рен Боз и Мвен Мас пошли самым непроторённым путём. Я не обладаю достаточными познаниями, но и для меня преждевременность их опыта очевидна. В этом вина обоих и ответственность за огромный материальный ущерб и четыре человеческие жизни. По законам Земли налицо преступление, но оно совершено не из личных целей и, следовательно, не подлежит самой тяжкой ответственности».
Нет, Эвда, ты, конечно, отличный психолог, но преступление Мвеном Масом совершено, в том числе, и из личных целей, но, тем не менее, он всё равно не подлежит самой тяжкой ответственности.
Потому что его личная цель - стремление к красоте…
«— Боюсь, что Мвен Мас вряд ли способен на холодный анализ, — сказала Веда.
— Так и должно быть, иначе он ничего выдающегося не напишет, — возразил Дар Ветер и поднялся, чтобы распрощаться».
«Красота — это инстинктивно воспринимаемая целесообразность строения» - думает Дар Ветер. Многие воспринимают это определение однобоко, считая, что прекрасно только то, что полезно. Цель - польза, всё, что отвлекает от этого, отводит в сторону - некрасиво.
Но в реальном мире всё не совсем так, а точнее - совсем не так. Жизнь состоит не только из работы, долга, обязанностей, но и из игры, творчества, удовольствия.
«Объективная сущность игры реализуется по большей части “субъективными” средствами: человек (не говоря уже о животном) играет не потому что это полезно, а потому что игра доставляет ему удовольствие! Подобное опосредование объективной необходимости, видимо, присуще в большей или в меньшей степени всем формам культуры. Формула субъективации: делаю не потому что нужно (полезно), а потому что нравится (интересно, приносит радость, доставляет эстетическое удовлетворение) – во многом универсальна». (1)
«Известно, что серьёзные профессиональные занятия искусством или наукой требуют от человека огромного напряжения сил. И можно утверждать, что рациональное осознание объективной (общественной) значимости этих дел (равно как и общественное признание и материальное стимулирование) само по себе не является ни достаточным ни необходимым стимулом (мотивом) для их совершения.
Только идеальные побудительные силы, к коим в первую очередь относится эстетическая привлекательность художественного и научного творчества действительно необходимы, только они делают тяжелый труд художников и учёных – а значит и само существование науки и искусства – возможным.
Более того, как писал Гегель: ” Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и при том таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль. <…> Ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью... то мы должны сказать, что ничто великое в мире не совершилось без страсти” (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. I --XIV. М.--Л., М., 1932—1959, том 8, стр. 23).
Необходимо подчеркнуть: признание огромной роли и необходимости идеальных побудительных сил, - или страстей, по определению Гегеля - во всем значительном, что совершается людьми отнюдь не означает отрицания объективной основы человеческой деятельности. Речь идет только о субъективации объективной необходимости, как способе (форме, механизме) ее реализации. Гегель называл это явление “хитростью мирового разума”. Он писал: ”Бог дает людям действовать, как им угодно, не стесняет игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, которые всецело отличны от целей, руководивших теми, которыми он пользуется”. ( Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. I --XIV. М.--Л., М., 1932—1959 Том 1, стр. 318-319 ).
Споры сторонников и противников идей “игры для игры”, равно как и “поэзии для поэзии”, “искусства для искусства”, “науки для науки”… ведутся очень давно и продолжаются по сей день. Источник данного конфликта следует искать, видимо, во внутренней противоречивости самих этих форм культуры, в их нацеленности на будущее. К. Чуковский в споре о литературе однажды заметил: “Литература абсолютна! Нельзя делать ее служанкой тех или других человеческих потребностей. Нужно служить ей, обожать ее, жертвовать ради нее здоровьем, счастьем… Всякая общественная полезность полезнее, если она совершается при личном ощущении ее бесполезности... Мы должны признать все эти комплексы идей: искусство для искусства, патриотизм для патриотизма, любовь для любви, наука для науки - необходимыми иллюзиями современной культуры, разрушать которые не то что не должно, а прямо-таки невозможно ! “ (Цит. по А. Гангнус " На руинах позитивной эстетики" Новый мир, № 9, 1988 г.)
“Общественная полезность полезнее, если она совершается при личном ощущении ее бесполезности” – к игре это относится в первую очередь. Игра – это не просто одна из форм культуры, а бесспорно древнейшая её форма, возникшая, как это ни парадоксально, раньше самого homo sapiens . Ведь играют и животные. Поэтому игра изначально просто не могла и теперь не может, оставаясь игрой, опираться на рациональный фундамент. Истинная игра не преследует внешних, лежащих за её пределами “серьёзных” целей. Так очень многим шахматистам – возможно, даже большинству из них – красота шахмат и само по себе удовольствие от игры представляются совершенно самодостаточными. К поискам смысла и сущности игры вне самой игры они относятся как к совсем не нужному мудрствованию. “Я не могу понять, почему существует такое горячее желание найти в шахматной партии нечто более утончённое, чем она в состоянии дать – писал А. Алехин - Я полагаю, что подлинная красота, которой обладают шахматы, более чем достаточна для удовлетворения всех мыслимых требований” ( В. Панов "300 избранных партий Алехина с его собственными примечаниями" М., 1954, стр. 175). Игра, как и красота, - “целесообразна без цели”. Игра всегда работает на “завтра” и просто не может быть полезной “сегодня”. И поэтому отрицание объективной значимости игры есть зачастую не более чем естественная защитная реакция на атаки прагматизма». (1)
«Мы привыкли думать, что поведение животного и поведение человека разделяет пропасть. "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека…" (К. Маркс «Капитал» М., Изд-во «Политическая литература», 1978, т. 1, стр.188–189). Однако не во всякой целесообразной деятельности человека присутствуют адекватные результатам цели, предвосхищение результата не всегда возможно и необходимо. И когда человек “не знает, что творит” – это не всегда плохо, потому что таково всякое человеческое творчество. Творчество потому и творчество, что в его результате открывается или создаётся нечто новое, ранее не бывшее и потому заранее неизвестное». (1)
«Чем разнообразнее назначение, тем красивее форма» - продолжает Дар Ветер. А какая деятельность максимально разнообразна?
Если ваше занятие доставляет вам истинное удовольствие и одновременно приносит пользу, тогда и происходит такое совмещение, что поднимает настроение и придаёт особый вкус жизни.
Выражение цитируется и на латыни: Utile cum dulci (утиле кум дульци). Буквально: Полезное приятное.
В своём сочинении «Искусство поэзии» римский поэт Гораций говорит об идеальном поэте следующее: «Всякого одобрения достоин тот, кто соединил приятное с полезным».
Эту мысль Гораций, вероятно, заимствовал у греческого историка Полибия, который писал в своих трудах, что можно «из истории одновременно извлекать пользу и удовольствие».
Рен Боз - учёный до мозга костей. Ему всё равно, в какую сторону получать нуль-пространство: «Мвен Мас хочет на Эпсилон Тукана, а мне всё равно, лишь бы поставить опыт. Лишь бы поставить опыт!» Находясь при смерти, он умудрился заметить и запомнить «лишь показания приборов, свидетельствующие о появлении нуль-пространства». Чару Нанди, воплощение краснокожей женщины с Эпсилон Тукана, он не понимает, а необычной силы прекрасного, исходящей от «пантерообразной», просто боится: «Рен Боз шёл за ними по пятам, осторожно отодвигаясь от Чары, а та, скрывая насмешку, искоса поглядывая огромными глазами, широко шагала рядом».
Мвен Мас - совершенно иной. Неисправимый мечтатель, глубоко чувствующий художник, неистовый творец. Он хочет именно на Эпсилон Тукана, горит желанием открыть эту таинственную дверь в недоступный пылающий мир, грезит только о неповторимом совершенстве, рождённом жаром высокотемпературного светила.
Он вообще не обратил внимание на приборы («ему показалось, что приборы погасли»), но зато запомнил каждое мгновение неповторимой встречи с фантастическим, запредельным царством неземной Красоты:
«Вдруг точно разодралась колеблющаяся завеса — и Мвен Мас отчётливо услышал плеск волн. Невыразимый, незапоминаемый запах проник в его широко раздувшиеся ноздри. Завеса сдвинулась налево, а в углу колыхалась прежняя серая пелена. Необычайно реальные встали высокие медные горы, окаймлённые рощей бирюзовых деревьев, а волны фиолетового моря плескались у самых ног Мвена Маса. Ещё левее сдвинулась завеса, и он увидел свою мечту. Краснокожая женщина сидела на верхней площадке лестницы за столом из белого камня и, облокотясь на его полированную поверхность, смотрела на океан. Внезапно она увидела — её широко расставленные глаза наполнились удивлением и восторгом. Женщина встала, с великолепным изяществом выпрямив свой стан, и протянула к африканцу раскрытую ладонь. Грудь её дышала глубоко и часто, и в этот бредовый миг Мвен Мас вспомнил Чару Нанди.
— Оффа алли кор!»
Кра́сный (родственно ст.‑слав. красьнъ ‘красивый, прекрасный’), также червлёный, червонный, пунцовый, алый, багряный, багровый, рдяный (устар.) — область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальным частотамэлектромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом. На Руси (в России) верили в целебное значение красного цвета, как символа солнца, повязки, из красных лент, заруги или ниток — принадлежали к числу самых распространенных амулетов. Прилагательное «красный» в цветовом значении из славянских языков свойственно только русскому. В первоначальном значении встречается лишь во фразеологических оборотах типа: «долг платежом красен», «ради красного словца», «красная цена», «красна девица», «на миру и смерть красна». По наблюдению французского историка Мишеля Пастуро красный ассоциировался с огнём, цветом жизни, кровью (источник жизни).
Именно в этом его Сила. Его Дар. И в этом же и его Проклятье.
«— Мвен, где ваша страстная нетерпеливость?
— Она не исчезла, но обуздана. Страданьем...»
Что нас ждёт впереди? Новое Начало.
(1) Лев Бабушкин, «Зачем прекрасное прекрасно», 2007 год.