Всего материалов в каталоге: 222 Показано материалов: 81-90 |
Страницы: « 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 22 23 » |
С.Б. Переслегин
ИСТОРИЯ: метаязыковой и структурный подход.
1. Аспектоника исторической науки.
Данная работа опирается на формализм соционики – теории интертипных отношений. (1)
Назовем аспектом одну из сторон объективной
действительности, присущую любой части этой действительности. Всего
аспектов восемь; они составлены из трех пар противоположностей.
Различают: внешние/внутренние, статические/ динамические,
полевые/объектные аспекты.
Объектные аспекты характеризуют единичный, конкретный
предмет (под которым может пониматься вещь, человек, государство и даже
столь абстрактные понятия, как иллюзия или некомпетентность). Важно,
что этот предмет рассматривается сам по себе - вне связи с другими
объектами и понятиями.
Такой единичный объект характеризуется ФОРМОЙ:
зримой, конкретной информацией о нем, - и СУЩНОСТЬЮ, которую нам дано не
видеть, но понимать - представлять в виде схемы, модели.
Объект участвует в реальном механическом ДВИЖЕНИИ относительно других
тел и претерпевает внутренние изменения (применительно к вещи -
старение, нагревание, остывание; к человеку - чувства и эмоции; к
социальным группам - то, что называют менталитетом). Внутреннее движение
ОТРАЖАЕТ скрытую от нас сторону жизни объекта. Ее можно почувствовать, но нельзя ни увидеть, ни вычислить.
Итак, к объектным аспектам относятся ФОРМА, СУЩНОСТЬ,
ДВИЖЕНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ. В классической соционике они носят название черной
сенсорики, черной интуиции, черной логики и черной этики.
Полевые аспекты описывают различные стороны
взаимодействия объекта с окружающим миром, то есть - рассматривают его,
как некоторую совокупность связей.
Так, совокупность всех ИЗМЕРИМЫХ (описывающихся
числами и словами "больше", "меньше", "равно", "выше", "дальше" и пр.)
отношений между объектами есть белая логика; отношения же, которые не могут быть "измерены, взвешены и исчислены", называются белой этикой.
Соответствие или несоответствие объекта своему окружению (среде -
биологической или социальной) определяется эстетической характеристикой -
белой сенсорикой. Наконец, история объекта, изменения, происходящие с ним во времени, составляет белую интуицию.
Аспекты объединяются в структурированную систему,
называемую аспектоном. Рекуррентный характер аспектона подразумевает
содержание его в каждом аспекте.
Наука |
Просмотров: 1322 |
Author: Переслегин Сергей Борисович |
Добавил: makcum |
Дата: 11.07.2013
|
|
Физика и философия физики
Виктор КУЛИГИН, Галина КУЛИГИНА, Мария КОРНЕВА Исследовательская группа «Анализ»
Часть 2. Теория познания научной истины
2.6. Критериальная система
Рассмотрим теперь главный вопрос, который важен как для физиков, так и
для философов, занимающихся проблемами естествознания. Критериальные
принципы условно можно разделить на три группы.
Первая группа. Мировоззренческие принципы.
Вторая группа. Методологические принципы.
Третья группа. Эвристические принципы.
Наука |
Просмотров: 1326 |
Author: В. Кулигин, Г. Кулигина, М. Корнева |
Добавил: makcum |
Дата: 09.07.2013
|
|
Физика и философия физики
Виктор КУЛИГИН, Галина КУЛИГИНА, Мария КОРНЕВА Исследовательская группа «Анализ»
Часть 2. Теория познания научной истины
Введение
Цель этой части статьи дать анализ ошибок, присущих марксистско-ленинской философии и на этой основе изложить принципы практической философии,
т.е. диалектического материализма. Марксистско-ленинская философия это
не диалектический материализм, хотя диалектические законы ею
проповедуются. Она представляет собой догматический материализм. Это подтверждает состоявшееся еще в 1958 году так называемое Всесоюзное совещание философов, которое гневно осудило некомпетентное (догматическое) вмешательство философов в естествознание.
К несчастью, критическая констатация не внесла ничего существенного и положительного. Напротив, вместо некомпетентного вмешательства появилась новая болезнь – некомпетентное не вмешательство философов. Одной из уродливых форм ее проявления является «хвостизм» или, говоря научным языком, иллюстрационизм, который мы обсуждали в Части 1.
Неумение практически использовать философию для решения гносеологических
проблем естествознания есть та оборванная нить, которая обрекает
философов либо держаться на уровне схоластического теоретизирования,
либо плавать в исторических аналогиях, либо заниматься
иллюстрационизмом, либо совершать некомпетентные набеги на
естествознание.
Марксисистско-ленинская философия это очень мощное здание в отличие
от других философских систем и школ. Теоретические ошибки можно было бы
легко обнаружить, если бы Западная философия имела столь же мощные, но
правильные основы. Увы, это не так. В качестве иллюстрации мы предлагаем
ознакомиться с двумя высказываниями.
А.М. Мостепаненко [6]:
«Один из создателей квантовой электродинамики Р. Фейнман...
подчеркивает, что от философа требуется нечто большее, чем просто
подумать и сказать физику: «Может быть, пространство в мире дискретно,
не испробовать ли эту возможность?» О таких возможностях физик знает
сам. Проблема состоит в том, как конкретно применить их к развитию
физической теории. Философ же, как говорит Фейнман, стоит в сторонке и
делает глупые замечания».
М. Бунге [7]:
«...Когда этот метод потерпел неудачу, физик отказался и от
философии. Сейчас он не ожидает от нее ничего хорошего. Уже одно слово
«философия» способно вызвать у него ироническую или даже презрительную
улыбку. Ему не доставляет удовольствие вращение в пустоте».
То же можно отнести и к марксистско-ленинской философии. Однако
провести ревизию основ марксистско-ленинской философии и перестройку ее
здания с целью превращения этой философии в реальный, подлинный диалектический материализм
– задача более простая, нежели конструировать новое здание из
многочисленных Западных философских школ и течений. Здесь мы вовсе не
хотим принизить значение современной Западной философии и философов
Запада. Более того, многие их идеи будут использованы в этой работе.
Кун, Фейерабенд, Локатос и другие Западные философы внесли заметный
вклад в понимание взаимосвязи философии и науки. Однако их исследования
касались внешней стороны этой связи. Здесь же будет рассмотрена и изложена внутренняя взаимосвязь философии и естествознания. Это есть практическая философия. Ряд конкретных вопросов был нами уже проанализирован в [1], [2], [8].
Остается добавить, что обширность затронутой проблемы и
ограниченность объема депонированной работы требует краткости изложения,
минимума ссылок и цитат. Помимо этого, проблемы, имеющие правильное
решение, будут излагаться, исходя из логической необходимости, или же
будут, просто опушены. Эта работа не учебник, а итог многолетних
исследований. Мы заранее просим извинения у тех философов, которых мы не
смогли процитировать и покритиковать из-за отсутствия места.
Наука |
Просмотров: 1689 |
Author: В. Кулигин, Г. Кулигина, М. Корнева |
Добавил: makcum |
Дата: 09.07.2013
|
|
Физика и философия физики
Виктор КУЛИГИН, Галина КУЛИГИНА, Мария КОРНЕВА Исследовательская группа «Анализ»
Часть 1. Философские категории и физические термины
Введение
Рассматривая проблемы фундаментальных физических теорий, нам пришлось
изучить и проанализировать более 300 книг и статей по философии
естествознания. Это была достаточно трудная работа. Причины в том, что
некоторые философские исследования «растекаются мыслью по древу». Концы
мыслей теряются в тонких ветвях за плотной листвой цитат и рассуждений. В
других работах авторы совершают титаническую работу по историческому
анализу, приводя и сопоставляя многочисленные точки зрения, и это только
ради того, чтобы обосновать общеизвестное положение. Цитирование не
есть доказательство. Оно является иллюстрацией. В этой статье мы хотели
избежать упомянутых недостатков, руководствуясь философским положением:
«истина всегда конкретна».
Наука |
Просмотров: 1631 |
Author: В. Кулигин, Г. Кулигина, М. Корнева |
Добавил: makcum |
Дата: 09.07.2013
|
|
Вавилонская башня вульгарного позитивизма
Виктор Кулигин
«Там, где начинается философия, кончается наука»
Этот афоризм, приписываемый академику Л.Д. Ландау,
отражает отношение физиков-теоретиков к философии. В среде физиков уже
давно утвердилось мнение, что физика и физики должны быть вне всякой
философии, что философия не помогает, а мешает развитию фундаментальных
исследований. Негативное отношение к философии вполне объяснимо. Много
путаницы, идеологии и словоблудия внесли и продолжают вносить в физику
философы. Однако словесный отказ от всякой философии вовсе не означает,
что физик стоит вне философии или же он выше философии. Пренебрежение
философией в области фундаментальных исследований (именно о них будет
идти речь) можно объяснить наивностью и размытостью мировоззренческих
позиций физиков. Обойти философию в фундаментальных исследованиях,
игнорировать ее, устранить философию, попытаться подняться над
философией – самообман. Философия жестко связана с мировоззрением,
которое неустранимо из фундаментальных основ физики и любой науки. |
Завельская Д.А. , Завельский А.А. , Платонов С.И.
Текст и его интерпретация
© А.А. Завельский, Д.А. Завельская, С.И. Платонов , 2001, 11 сентября
Современное многообразие подходов к тексту
представляет исследователю не только необъятный простор, но и новые
сложности при оценке особенностей художественного произведения. Одна из
этих сложностей - поиск точного критерия для интерпретации того или
иного элемента текста в определенном ключе: как символ, или как знак,
художественный прием, или мифологический подтекст и т.д. Возникает
впечатление бесконечной возможности бесконечного истолкования любого
текста. И в то же время среди такого необъятного многообразия обращают
на себя внимание две отчетливые тенденции. Это, во-первых, стремление
расшифровать текст, найдя в нем нечто вроде скрытого смысла; во-вторых, -
обратная предыдущей оценка текста как иллюстрации некого более
принципа, идеи, или проблемы.
При кажущейся противоположности этих способов
изучения текста в них есть нечто общее - наличие бинарности (текст и
не-текст). Причем всякий раз именно сам текст предстает как нечто
вторичное. Ищем ли мы в произведении символ, или миф, или
культурно-историческую проблематику, или классическое взаимодействие
формы и содержания - мы ищем что-то помимо самого текста, вольно или
невольно обесценивая его тем самым как явление.
Есть ли здесь парадокс? Чтобы лучше понять ситуацию,
стоит сперва поставить два вопроса. Как возможна множественность
интерпретаций? И - в чем собственно роль интерпретации относительно
изучения текста как феномена?
Наука |
Просмотров: 1504 |
Author: Завельская, Завельский, Платонов |
Добавил: makcum |
Дата: 03.07.2013
|
|
Суперэтатизм и социализм К постановке проблемы
Для левых всего мира актуальными сейчас являются два
вопроса: осознание причин поражения советского эксперимента и обновление
социалистической теории. Для того, чтобы решить эти вопросы, необходимо
сначала строго на научной основе разобраться в том, чем являлся в
действительности так называемый реальный социализм, и составить
представление о подлинно социалистическом (коммунистическом) обществе, о
социалистическом (коммунистическом) способе производства.
Первая проблема важна не только потому, что левые должны извлекать
уроки из собственных ошибок и не могут двигаться вперед, не разобравшись
в собственном прошлом, но и потому, что на постсоветском пространстве
существуют довольно влиятельные силы, активно действующие на
политической арене и ориентированные на восстановление в общих чертах
именно «реального социализма». Без решения обеих проблем невозможно
обновление социалистической теории, а обновление это чрезвычайно
необходимо, так как старая социалистическая теория серьезно
дискредитирована в сознании мыслящей части левых, в то время как
реальная действительность толкает значительную часть людей, считающих
себя левыми, на путь активной борьбы с капитализмом, а организованные
силы, ведущие эту борьбу, в большинстве своем пребывают в объятиях догм
старых социалистических учений. Понятно, что это может, в лучшем случае,
привести лишь к повторению истории.
Наука |
Просмотров: 1387 |
Author: Александр Тарасов |
Добавил: makcum |
Дата: 28.06.2013
|
|
"Я питаю антипатию к человечеству, потому что оно
на девяносто девять процентов состоит из внушаемых идиотов,
доступных любой пропаганде. Каждый из них, если ему шепнут на ухо,
готов встать и убить меня." В. Леви "Я и
Мы"
Однажды В. Леви заявил, что сибирские пельмени -
слишком тяжелая пища, от которой надо воздерживаться. С тех пор я
питаю некоторую антипатию к Леви. Автор.
Свобода |
Просмотров: 1249 |
Добавил: makcum |
Дата: 19.06.2013
|
|
Внешнее и внутреннее пространство, макрокосм и микрокосм, вселенная и
личность, всегда будут под завязку забиты интригующими загадками и
грозными проблемами. Это – просто констатация реального положения дел.
Наше знание всегда будет напоминать тонкую паутину, сплетенную в
пространстве неизвестности с целью выловить из него всяческие полезные
технологии. Дующие в этом пространстве ветры периодически будут
вынуждать нас перестраивать паутину, выбрасывать отдельные ее куски или
менять ее конструкцию. Ни одна нить не может считаться абсолютно
надежной, но важна сама возможность построения и совершенствования
паутины. Рационалист с этим положением дел согласится, благодаря чему
сможет избежать ряда ошибок и даже извлечь для себя определенную пользу:
ведь знание о неопределенности чего-либо, о характере и границах этой
неопределенности – тоже знание, а знание, как известно, сила. Догматик
от вероучения или идеологии может сколько угодно не соглашаться и жить
так, как будто ему все ясно и многое достоверно известно из абсолютно
надежных источников – мир от этого не станет понятнее, просто он,
догматик, создаст множество проблем себе и тем, кого сможет убедить.
(Предельно популярный трактат о научном мировоззрении в трех частях и тринадцати пунктах, не считая необходимого предисловия).
Наука |
Просмотров: 1283 |
Author: А.А. Розов |
Добавил: makcum |
Дата: 18.06.2013
|
|
Внешнее и внутреннее пространство, макрокосм и микрокосм, вселенная и
личность, всегда будут под завязку забиты интригующими загадками и
грозными проблемами. Это – просто констатация реального положения дел.
Наше знание всегда будет напоминать тонкую паутину, сплетенную в
пространстве неизвестности с целью выловить из него всяческие полезные
технологии. Дующие в этом пространстве ветры периодически будут
вынуждать нас перестраивать паутину, выбрасывать отдельные ее куски или
менять ее конструкцию. Ни одна нить не может считаться абсолютно
надежной, но важна сама возможность построения и совершенствования
паутины. Рационалист с этим положением дел согласится, благодаря чему
сможет избежать ряда ошибок и даже извлечь для себя определенную пользу:
ведь знание о неопределенности чего-либо, о характере и границах этой
неопределенности – тоже знание, а знание, как известно, сила. Догматик
от вероучения или идеологии может сколько угодно не соглашаться и жить
так, как будто ему все ясно и многое достоверно известно из абсолютно
надежных источников – мир от этого не станет понятнее, просто он,
догматик, создаст множество проблем себе и тем, кого сможет убедить.
(Предельно популярный трактат о научном мировоззрении в трех частях и тринадцати пунктах, не считая необходимого предисловия).
Наука |
Просмотров: 1359 |
Author: А.А. Розов |
Добавил: makcum |
Дата: 18.06.2013
|
|
|