Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



иванефремов.рф

Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 207
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 20 21 »

Поэзия в творчестве Ивана Ефремова

Никита Брагин

Много раз было сказано о том, что стихи, выйдя из-под пера, родившись, начинают жить самостоятельной жизнью, словно зерна, рассеянные по земле и прорастающие новыми колосьями. Часто такое прорастание происходит на страницах книг – и это, вероятно, одна из лучших судеб настоящих стихов, ведь это свидетельство их прочтения. Не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.
Литературное творчество Ивана Антоновича Ефремова (1907-1972), выдающегося ученого, палеонтолога и геолога, и замечательного писателя, сосредоточено в области научной фантастики и исторической прозы. Стихи Иван Антонович, скорее всего, не сочинял, во всяком случае, стихотворных публикаций у него не было. Но можно с уверенностью сказать, что Ефремов был человеком не только любящим, но и хорошо знающим русскую и мировую поэзию. В пользу этого говорит множество цитат и упоминаний, содержащихся в рассказах и романах. Об этом же говорят следующие слова, вложенные писателем в уста героини его романа «Час Быка» Фай Родис:

«из тех времен я больше всего ценю русскую поэзию! Она мне кажется наиболее глубокой, мужественной и человечной среди поэтического наследия всего тогдашнего мира»

Статьи об Иване Ефремове | Просмотров: 219 | Author: Никита Брагин | Добавил: makcum | Дата: 04.11.2016 | Комментарии (0)

Голливуд проигрывает войну смыслов

gollivud-proigryivaet-voynu-smyislov-15

Помнится, после распада СССР мы грезили о том, что скоро начнём жить так же хорошо, как на Западе. Мы с упоением наблюдали, как по телевизору появлялись первые рекламы Сникерса, Марса, Баунти, как магазины заполнялись самым разнообразным ассортиментом жевательных резинок. Из рук в руки начали блуждать видеокассеты с некачественной записью американских боевиков.

Рэмбо сражался с советскими солдатами в Афганистане, Рокки Бальбоа ехал в Советский Союз для того, чтобы победить русского боксёра. Мы с хохотом смотрели на полицейских из американской академии, которых пригласили в Москву для борьбы с русским мафиози, а тем временем наш капитан милиции Иван Данко («Красная жара») ехал в Америку знакомиться с американским образом жизни, с западными ценностями. Всё чаще на экранах стали мелькать русские бандиты, русские проститутки, русские пьяницы, но мы закрывали на это глаза, потому что в душе грезили о гамбургере и бутылке Кока-Колы.

 Голливуд проигрывает войну смыслов

Ноосфера | Просмотров: 267 | Author: Олег Ищущий | Добавил: makcum | Дата: 06.07.2016 | Комментарии (0)

Человек и Космос

 

Известно, что советская идеология отнюдь не исчерпывалась марксизмом (марксизмом-ленинизмом). Что к историческому материализму советское общество явно и неявно, с большей или меньшей органичностью прирастило свои мечты, идеалы, представления о должном и благом. Любая идеология должна заключать в себя длинную волю – стратегическую перспективу на века, а то и тысячелетия вперед.

 

Советская культура была пронизана восторгом перед научно-техническим прогрессом. Этот восторг начинался уже с изумления перед тракторами и комбайнами, танками и авиацией – и переходил в общенародную веру в космонавтику.

Ноосфера | Просмотров: 304 | Author: Илья Роготнев | Добавил: makcum | Дата: 12.04.2016 | Комментарии (0)

Русский космос как символ нашей веры
 

Полёт Гагарина был самым впечатляющим триумфом нашей Родины, нашего строя и веры нашего народа в свои силы. Ни до, ни после мы не поднимались так высоко и не оказывались настолько впереди всего "цивилизованного мира". Он с изумлением и восхищением смотрел на нашего героя, и мир тогда прекрасно понимал, не мог не понимать: за государством, за народом и за социальным строем, который проторил Земле дорогу в космос, — будущее.

Сегодня это праздник всех землян, праздник, признанный решением ООН. Мы отмечаем его со слезами на глазах: со слезами гордости за подвиги отцов, космических первопроходцев, и со слезами горечи — нельзя без слёз смотреть на нынешнее состояние русского космоса. Его сотрясают скандалы, мы теряем корабли один за другим — как будто ожили картины заокеанской трэшевой фантастики и мы подверглись нападению неведомых пришельцев! Тем горше сознавать, что никакие злокозненные инопланетяне на нас пока не нападали, что мы теряем наш невеликий орбитальный флот в мирное время, теряем исключительно по собственному разгильдяйству. Хорошо ещё, Бог миловал пока от человеческих потерь. Но если так пойдёт и дальше, жертв в космосе не избежать.

Таким ли представляли себе космическое будущее Гагарин с Королёвым? Таким ли ждали XXI век мои родители, которые в 1961-м вместе со страной и миром радовались величайшему триумфу нашей Родины? Таким ли представляли его мы, дети 70-х? Всё это риторические вопросы. Но вот вопрос насущный, ключевой: что сталось с нашим космосом, почему сегодня мы его теряем?

Ноосфера | Просмотров: 220 | Author: Борис Толчинский | Добавил: makcum | Дата: 11.04.2016 | Комментарии (0)

Мир на перепутье: идеология будущего

Мир разительно изменился за последние десятилетия. И попытки втянуть его в новые тёмные века должны решительно пресекаться

container_image

Ноосфера | Просмотров: 388 | Author: Александр Роджерс | Добавил: makcum | Дата: 16.01.2016 | Комментарии (0)

Впереди не гибель, а большая борьба

Старая добрая советская фантастика. Та самая, которая ставила перед человеком вопрос о пределе его возможностей, пределе познания и культурного развития. После развала Союза, после лихих 90-х, кажется, мы стали забывать, как она выглядела. Книги Ивана Ефремова — одного из ведущих писателей и учёных СССР — сейчас мало известны молодёжи, хотя в своё время были культовыми. О том, почему этот культ не стоит забрасывать — в статье-рецензии на роман «Туманность Андромеды» от Алексея Балезина.

Философия Ефремова | Просмотров: 437 | Author: Алексей Балезин | Добавил: makcum | Дата: 26.12.2015 | Комментарии (0)

Опубликовано в журнале:
«Неприкосновенный запас» 2015, №1(99)
 
Ирина Каспэ
Тайна Темной планеты, или Как уверовать в будущее: о «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова

 

Ирина Михайловна Каспэ (р. 1973) − историк культуры, старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В.Полетаева НИУ ВШЭ.(1)

 

Воображаемое будущее в последние десятилетия социализма, безусловно, являлось областью притяжения специфических псевдорелигиозных импульсов (не единственной, но, возможно, наиболее заметной): оно утверждалось как предмет веры («вера в коммунизм») и становилось адресатом молитв («Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…»). Речь идет не о навязываемом официальными инстанциями языке, не о практиках политической манипуляции и контроля, а о вполне самостоятельном и бескорыстном поиске ресурсов, при помощи которых могли бы быть выражены предельные значения.

Принято считать, что в советской научной фантастике статус будущего резко и принципиально изменился в 1957 году, с выходом «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. Роман был воспринят исключительно в «оттепельном» контексте: как подтверждение открывающихся возможностей, новых (как казалось, безбрежных) горизонтов(2). На фоне жестких нормативных ограничений предшествующих двадцати лет, когда литераторам дозволялось воображать и изображать только «ближнее» будущее, «завтрашний день» (то есть площадку для реализации уже существующих замыслов, сугубо практических − экономических, производственных, научных, инженерных)(3), «Туманность» представлялась смелым мыслительным экспериментом, результатом неукротимого полета фантазии и спровоцировала не только бурные дискуссии, но и радикальное расширение аудитории читателей, испытывающих самый живой интерес к коммунистической футурологии.

Философия Ефремова | Просмотров: 235 | Author: Ирина Каспэ | Добавил: makcum | Дата: 13.12.2015 | Комментарии (0)

Опубликовано в журнале:
«Неприкосновенный запас» 2015, №1(99)
 
Ирина Каспэ
Тайна Темной планеты, или Как уверовать в будущее: о «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова

 

Ирина Михайловна Каспэ (р. 1973) − историк культуры, старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В.Полетаева НИУ ВШЭ.(1)

 

Воображаемое будущее в последние десятилетия социализма, безусловно, являлось областью притяжения специфических псевдорелигиозных импульсов (не единственной, но, возможно, наиболее заметной): оно утверждалось как предмет веры («вера в коммунизм») и становилось адресатом молитв («Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…»). Речь идет не о навязываемом официальными инстанциями языке, не о практиках политической манипуляции и контроля, а о вполне самостоятельном и бескорыстном поиске ресурсов, при помощи которых могли бы быть выражены предельные значения.

Принято считать, что в советской научной фантастике статус будущего резко и принципиально изменился в 1957 году, с выходом «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. Роман был воспринят исключительно в «оттепельном» контексте: как подтверждение открывающихся возможностей, новых (как казалось, безбрежных) горизонтов(2). На фоне жестких нормативных ограничений предшествующих двадцати лет, когда литераторам дозволялось воображать и изображать только «ближнее» будущее, «завтрашний день» (то есть площадку для реализации уже существующих замыслов, сугубо практических − экономических, производственных, научных, инженерных)(3), «Туманность» представлялась смелым мыслительным экспериментом, результатом неукротимого полета фантазии и спровоцировала не только бурные дискуссии, но и радикальное расширение аудитории читателей, испытывающих самый живой интерес к коммунистической футурологии.

Философия Ефремова | Просмотров: 353 | Author: Ирина Каспэ | Добавил: makcum | Дата: 13.12.2015 | Комментарии (0)

Лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга. Цикл лекций на тему: «Космизм в философии, науке и искусстве». Восьмая лекция: «Ойкумена Ивана Ефремова».



24 апреля 2015 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась восьмая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР. С лекцией «Ойкумена Ивана Ефремова» выступила Е.Ю.Томша, руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР.  Иван Антонович Ефремоврусский советский ученый – палеонтолог, геолог, основатель тафономии – научного раздела палеонтологии и исторической геологии, и широко известный писатель-фантаст, писатель-космист. Именно благодаря Ивану Ефремову в советскую действительность вошло понятие Ойкумена – после выхода в 1949 году его романа «На краю Ойкумены». Термин был введен древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли, позднее это слово обрело значение «обитаемой, освоенной человеком части мира». 

Анализируя творческое наследие И.А.Ефремова, мы без преувеличения можем назвать созданные им миры «Ойкуменой», простирающейся от Земли к далеким звездным мирам, из глубокого прошлого в отстоящее на столетия вперед будущее.

Философия Ефремова | Просмотров: 562 | Author: Е.Ю.Томша | Добавил: makcum | Дата: 02.06.2015 | Комментарии (0)

1957 год положил начало новому этапу в развитии научно-фантастической литературы и оказался для нее решающим рубежом. Конечно, это только случайность, что роман Ефремова «Туманность Андромеды» вышел в свет в том же году, когда был запущен первый искусственный спутник. Но в таком совпадении есть и какая-то закономерность. Ведь мировая наука давно уже начала готовиться к штурму космоса, а писатели-фантасты еще раньше приняли на вооружение идеи Циолковского. За короткий промежуток времени и сознании людей произошли удивительные перемены. Раздвинулись границы мышления. Сложнейшие астрономические понятия из специальных научных трудов перешли на страницы газет.

Философия Ефремова | Просмотров: 387 | Author: Е. Брандис, В. Дмитриевский | Добавил: makcum | Дата: 21.05.2015 | Комментарии (0)

[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [76]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [14]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017