В категории материалов: 80 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 ... 7 8 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Просматривая в Интернете статьи, касающиеся личности и творческого наследия известного отечественного ученого-палеонтолога, писателя, философа И.А. Ефремова и наткнувшись на такие эпитеты в его адрес, как «последний коммунист», «последний утопист» и т.п., я почувствовал, что на такое нельзя молчать. Во-первых, такие утверждения совершенно несправедливы. Во-вторых, понятен их подтекст: наши враги под «демократической» маской не устают принижать и оплевывать выдающихся представителей отечественной культуры. И это вполне объяснимо – отрывать нас от наших духовных корней и зомбировать неолиберальными западными «ценностями» – их постоянная и неусыпная задача. |
Л. Норин
ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО
К годовщине со дня рождения И. А. Ефремова
© Л. Норин, 1990
Комсомолец (Ростов-на-Дону).- 1990.- 20, 22 марта.- № 53, 55 (13589, 13591).- С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003
Его нет среди нас уже свыше семнадцати лет. Почти два десятилетия после первой публикации отдельной книгой не переиздавался его, на мой взгляд, вершинный, научно-фантастический роман "Час Быка". Вновь опубликованный в прошлом году, он тут же вошел в первую пятерку бестселлеров, судя по письмам читателей, поступивших в "Книжное обозрение". Кто же он, этот литератор, чье творчество не увядает, чья звезда продолжает светить нам из космоса? Кто же он, этот, по определению известного советского философа Генриха Волкова, выдающийся универсал XX века? Уверен, что молодежи хорошо знакомо его имя. Да, речь идет об Иване Антоновиче Ефремове. Он был человеком удивительно разносторонним, энциклопедически образованным, проникновенно чувствующим искусство, красоту природы и Человека.
|
В обстановке политических баталий и смуты, затеянной «оранжевыми», мы, к глубокому сожалению, пропустили знаменательную дату – 100-летие со дня рождения великого (без преувеличения!) ученого, писателя и мыслителя двадцатого столетия – Ивана Ефремова. Представители старшего и среднего поколения еще должны помнить те времена, когда зачитывались его увлекательнейшими и в полном смысле слова, необычайными рассказами, повестями, романами. Гораздо меньше могут что-либо вспомнить о биографии и научной деятельности этого замечательного человека. |
Презентация «Ивана Ефремова». Взгляд журналиста.
11 декабря в СПбГУ состоялась презентация книги «Иван Ефремов». Репортаж Анастасии Поповой.
Писателей-фантастов в современной России не счесть. Но в советское время все было иначе: человек, который описывал космические путешествия и далекие планеты, был редким экземпляром. Да и занятие это было не из легких: попробуй, напиши что-нибудь про светлое будущее мира, если за каждым твоим словом ищут скрытый политический подтекст. Иван Ефремов, был не только прекрасным и горячо любимым писателем-фантастом в советское время и в наши дни, но и занимался палеонтологией.
Справка Иван Антонович Ефремов (1908-1972) – русский советский писатель-фантаст, ученый-палеонтолог, философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени. В своих книгах показывал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества. Первые фантастические рассказы начал писать во время войны. Знаменитый роман «Туманность Андромеды» Ефремова показывает коммунистическое будущее без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти. А роман «Час быка» наоборот - посвящен описанию мрачной антиутопии. В своих рассказах Иван Ефремов предсказал появление голографии, трехмерного телевидения и электронной книги. Участвовал в палеонтологических экспедициях в Сибири, Дальнем Востоке и Средней Азии. Разработал новую отрасль знания – тафономию, учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. В честь Ивана Антоновича Ефремова был назван крупный хищный терапсид – ивантозавр. |
Москва, ул. Губкина, дом 8, апрель 1970 года
Иван Антонович Ефремов
У Петера Вайля и Александра Гениса есть произведение «Гений места». В нём они утверждают, что политические, религиозные, творческие, семейные взгляды зависят от места, где человек родился и провёл своё детство и юность. Моё детство и юность прошли в Высотном доме на Котельнической набережной среди творческой элиты Советского Союза. Я жил в одном подъезде с Галиной Улановой, Михаилом Жаровым, Евгением Евтушенко, Лидией Смирновой. Рядом в подъездах «лучах» жили Аркадий Пластов, Людмила Зыкина, Клара Лучко. В корпусах, окружавших наш подъезд Фаина Раневская, Марина Ладынина, Никита Богословский, Павел Массальский, Андрей Вознесенский, Константин Паустовский. Они были моими соседями по дому, и я привык с ними общаться запросто. Это и было моё труднопереносимое раздвоение, преследовавшее меня в Высотном доме. Гиперстеснительность и, что называется «на одной ноге» со знаменитостями. Со мною в детстве гуляла Фаина Георгиевна Раневская, а в юности наставляли как себя вести и учиться Михаил Иванович Жаров и Константин Георгиевич Паустовский. Во мне включалась то первая – стеснительная программа: я тушевался, уходил в сторону, в себя, то вторая панибратская- я обсуждал себя и своё с Кларой Степановной Лучко и Андреем Андреевичем Вознесенским. К счастью, когда у меня созрело желание пообщаться с Иваном Антоновичем Ефремовым, включилась вторая программа и я ни на минуту не сомневаясь, поехал к нему на улицу Губкина.

Иван Антонович Ефремов 1970 год. |
В своей статье о книге «Лезвие бритвы» я обещал, что вернусь к вопросам коммунистической пропаганды Ефремова в отдельной заметке. Я встречал десятки отзывов людей, в которых говорится по поводу коммунистической ангажированности автора, желания Ефремова угодить советской власти. Честно признаюсь, меня такие отзывы просто шокируют. Либо, человек не читал книги Ефремова должным образом (это не развлекательная фантастика, а произведения, которые поднимают огромное количество социально-философских вопросов, следовательно, требуют от читателя глубокой вдумчивости и анализа), либо человек, не владеет достаточным багажом знаний для возможности создавать собственные суждения (соответственно, такой человек, видя словосочетание «торжество коммунизма» в книге, автоматически записывает автора в ряды соратников и воспевателей КПСС). |
Да... эту книгу я прочитал третьей, и скажу, что она кардинально разнится с книгами "Эры Великого Кольца". Наверное, этот роман можно было отнести к жанру научной фантастики, лишь, в далекие шестидесятые. Потому что лично я не увидел ничего фантастического в этом произведении Ефремова. Я бы назвал эту книгу - приключенческий роман, наполненный философствованием ученого-материалиста, осознавшего ограниченность позиции абсолютного материализма, но не имевшего возможность открыто об этом заявить, даже, в художественной литературе (не говоря уже о научной) во времена тоталитарного правления КПСС.
|
Эта книга настолько же многогранна, насколько разнообразны впечатления людей, читающих данную сказку о будущем Земли. Некоторые восторгаются разумным человечеством будущего, некоторые скептически относятся к данной перспективе, некоторые ужасаются от бесчувственного мира "казарм", некоторые злятся, видя свою неполноценность в сравнении с героями романа, но нет таких, в ком книга не пробудила лавину эмоций. Мне кажется, что данный роман оставляет больше позитивных впечатлений у юных читателей, людей не избитых реальностью жизни, людей, еще верующих, в красоту человеческой души! |
Ефремов Иван Антонович
 Ефремов Иван Антонович
Иван Антонович Ефремов (1908-1972) — выдающийся советский писатель,
основоположник отечественной научно-социальной фантастической
литературы, «Лев Толстой» советской фантастики, ученый, философ,
мыслитель. Из-под пера этого, без преувеличения, титана мысли вышли
художественные произведения, повлиявшие на реальность, на судьбы и
мировоззрение поколений людей, заложившие основы вселенского
мироощущения человеческого разума в сознании миллионов читателей,
вдохновившие, прямо или опосредовано, развитие всей русской фантастики и
задавшие ей мощнейший импульс, направление развития до сегодняшних дней
и в будущем. «Туманность Андромеды». «Час быка». «Таис Афинская».
«Лезвие бритвы». Эти и многие другие произведения Ивана Ефремова
поражают своей глубиной, потрясают самые основы человеческого духа,
возбуждают к жизни мечты о прекрасном, веру в человека и жажду подвига.
В своих книгах Иван Ефремов вдохновленно отстаивает постулаты
собственной философской системы, талантливо облекая грандиозную теорию
развития вселенной и антропогенной ее сущности в колоссальную по своему
величию художественную картину бытия. От глубокой древности, через
терзания и потрясения прошлого и настоящего, взор художника направлен в
будущее, к свободному и величественному полету беспредельного
человеческого разума и неуемного человеческого духа. Судьбы вселенной
сверкают драгоценными алмазами воображения в его руках Демиурга.
И перед каждым, кто задавался вопросами о смысле собственной жизни и
сути смерти, о миссии человеческой цивилизации и загадке ноосферы, о
тайне истории и таинстве нравственности, о природе подвига и
возможностях духа и тела, Иван Ефремов раскрывает книгу великих ответов,
какой стала вся его собственная жизнь, всё его творчество. |
Э.К. Олсон. Иван Ефремов: другая сторона медали
(Из книги: E.C. Olson. The Other Side of the Medal. Los Angeles, 1990) И.А.Ефремов Дилемма
Идеи Ефремова возбудили моё любопытство. Во-первых, его мысли и философские соображения совсем не подтверждали того, что я ожидал, если учесть наш взгляд на то общество, в котором он жил. Они (его мысли) фильтровались вдвойне и посредством механизма общения, и затем - посредством предварительных истолкований.
Некоторая небольшая часть Ефремовской философии отражалась в его научных текстах, хотя в основном в замаскированном виде. На поверхности же она появляется в его научной фантастике, и здесь она соприкасается с его миссионерским рвением. Его письма и наши продолжительные диалоги были более откровенными, даже если время от времени они основывались на размышлениях о текущем моменте, привносящем в них противоречия.
|
|