80 лет назад в 1931 году, во время работы одного из отрядов Нижне-Амурской экспедиции, которым руководил 23-летний Иван Антонович Ефремов, случилась беда. Будущий ученый с мировым именем и писатель-фантаст Ефремов мог тогда остаться навсегда в непролазных дебрях дальневосточной тайги. Неприятности навалились в верховьях реки Лимури, и если бы не пришел на помощь Григорий Духовской -- нанаец рода Самар из стойбища Кондон, то... Но, все по-порядку...
Вчера, 5 октября, исполнилось сорок лет со дня смерти Ивана Антоновича Ефремова. Для меня это не просто любимый писатель моей юности, чьи книги прочитаны и перечитаны без счёту раз. Пожалуй, Ефремов – писатель, оказавший наибольшее влияние на меня как на автора социальный, психологической фантастики и исторического (пускай и квазиисторического) романа.
Давно заметил: следы Ивана Антоновича, его влияние находят в моём «Божественном мире» и те, кто, как и я, воспитан творчеством Ефремова; и те, кому его произведения активно не нравятся, кто хотел бы забыть о них, как бы отменить их и навсегда исключить из фантастики. Для первых такое влияние – неоспоримое достоинство, для последних – недостаток, причём один из самых знаковых, своего рода «чёрная метка» автору и его книгам.
Жизнь Ивана Антоновича Ефремова (1907—1972), доктора биологических наук, палеонтолога, геолога, писателя, сложилась так удивительно, что сама по себе может стать сюжетом полного захватывающих событий романа.
Евгений Брандис, Журнал «Уральский следопыт» 1982 год, № 4
Строго научная фантастика. В.А. Обручев и И.А. Ефремов
В конце февраля кафедра философии ИФиП УрО РАН провела восьмую Зимнюю конференцию аспирантов и соискателей. В этом году центральными фигурами обсуждения стали деятели отечественной науки и писатели-фантасты Владимир Афанасьевич Обручев (1863–1956) и Иван Антонович Ефремов (1908–1972). С докладами выступали заведующий кафедрой доктор философских наук Ю.И. Мирошников и аспиранты УрО РАН. Они касались как собственно научной деятельности В.А. Обручева и И.А. Ефремова, так и их литературного творчества — и, разумеется, красной линией сквозь все доклады проходила проблема сущности науки и научной деятельности.
22 апреля 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского палеонтолога, мыслителя и писателя Ивана Антоновича Ефремова (1907-1972).
Имя Ивана Антоновича известно не только в научных сферах, но и далеко за их пределами. В 1950-х – 60-х годах он был одним из наиболее популярных писателей нашей страны. И для многих людей остается таковым до сих пор. В отечественной литературе второй половины 20 века И.А. Ефремов занимает то же место, что в литературе второй половне 19 века занимал Николай Гаврилович Чернышевский. Обеим авторам можно предъявить претензии по поводу чрезмерного рационализма и недостаточной художественности. Эти претензии будут справедливы. Однако, несмотря на эти недостатки, и в некоторой степени благодаря им, «Что делать?» и «Туманность Андромеды» сыграли исключительную роль в формировании мировоззрения у юношества и сумели дать юношеству высокие образцы для подражания.
«Коллекционирование - одна из форм сохранения памяти», - считал прекрасный писатель-фантаст Кир Булычев. «Коллекционеры - счастливые люди», - утверждал великий Гете. Но тем, кто хотел бы подготовить экспозицию на тему «Русская фантастика на отечественных знаках почтовой оплаты», до последнего времени не слишком везло. Конверты, посвященные Александру Грину и Ивану Ефремову, спецгашение к Международному семинару писателей-фантастов в Каменке, выпуск непочтовых рекламных марок… Вот, пожалуй, и все.
Но, кажется, «лед тронулся». К юбилею Аркадия Стругацкого по ходатайству Совета по фантастической и приключенческой литературе и Международной Ассоциации писателей-фантастов ИТЦ «Марка» осуществил выпуск односторонней почтовой карточки с оригинальной маркой. Сегодня мы знакомим читателей с отрывками из воспоминаний о людях, ставших символами отечественной фантастики конца прошлого столетия.
Литературный талант Ивана Ефремова (1907—1972) вырос из научных занятий. Строгая логика, склонность видеть чётко выстроенную систему в художественном произведении — вот главные приметы ефремовского стиля.
Раскрывая суть буддистского учения о Пути и Карме, Иван Ефремов писал: "Даже на самой высшей ступени перевоплощения ушедший с Земли дух обязан снова воплощаться в мире, чтобы в качестве бодисаттвы помогать духовно возвыситься".
В текущем году минет сорок лет со дня ухода выдающегося русского ученого-палеонтолога, писателя-фантаста и философа-космиста, творчество которого на протяжении почти семидесяти лет возвышает духовно и в нравственно-культурном отношении читателей на всей Земле. Неслучайно еще в 1967 г. известнейший американский фантаст Пол Андерсон в своем письме профессору Ефремову писал: "Ваши рассказы наполнены удивлением, атмосферой чуда, которой, к сожалению, недостает в большинстве современной американской научной фантастики и приключенческой литературы". Действительно, уже его первые рассказы и повести, опубликованные в 1944-1947 гг., наполненные романтикой необыкновенного, духом приключений и поиска, мужеством и отвагой их героев, до сих пор читаются с живейшим интересом и на одном дыхании. По-видимому, они и впредь, судя по огромному количеству их переизданий, будут востребованы широкой читательской аудиторией.
Моему поколению в известном смысле повезло – мы стали свидетелями невероятного научно-технического взлёта, перемен во всех областях жизни, а самое главное - крупнейших исторических событий, затрагивающих судьбы всего, ставшего не таким уж большим Земного шара. Но масштабные исторические события не могут заслонить личной истории – встреч на жизненном пути, индивидуальной эмоциональной реакции на те или иные события, участником или пассивным зрителем которых довелось оказаться. Сложилось так, по причинам нам неведомым, что линия моей жизни пересеклась с некоторыми людьми, которых принято называть «знаковыми». Об одном таком пересечении я и хочу рассказать.