Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



Литературные последователи Ивана Ефремова:
Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
иванефремов.рф




Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Статьи об Иване Ефремове

По лезвию бритвы к туманности Андромеды

В обстановке политических баталий и смуты, затеянной «оранжевыми», мы, к глубокому сожалению, пропустили знаменательную дату – 100-летие со дня рождения  великого (без преувеличения!) ученого, писателя и мыслителя двадцатого столетия – Ивана Ефремова.

Представители старшего и среднего поколения еще должны помнить те времена, когда зачитывались его увлекательнейшими и в полном смысле слова, необычайными рассказами, повестями, романами. Гораздо меньше могут что-либо вспомнить о биографии и научной деятельности  этого замечательного человека.

 

А родился Иван Ефремов 22 апреля 1907 года в деревне Вырица под Петербургом в семье довольно крупного по тем временам лесоторговца, кстати, выходца из заволжских крестьян-староверов. Однако большая часть детства и юности будущего писателя прошла на юге: семья переехала в Бердянск и Ваня все свободное время проводил в порту. Именно тогда морская тема навсегда вошла в его жизнь. В годы гражданской войны подростком вступил в Красную Армию – в автомобильную часть одно время базировавшуюся в Херсоне. А после демобилизации отправился в Петроград поступать в университет.

Уже сам выбор специальности свидетельствовал о необычности этого юноши – палеонтология, наука о вымерших десятки и сотни миллионов лет назад животных. Кому, казалось, было до этого дело в те бурные послереволюционные годы, когда вся молодежь бредила будущим?..

Был, однако, момент, когда жизнь Ефремова могла пойти совсем по другому пути – его позвало море и он пару лет проработал старшим матросом аж во Владивостоке Потом на Каспии водил корабли. Тем не менее тяга к науке оказалась сильнее и он вернулся в стены университета.

Став научным сотрудником, побывал во множестве экспедиций почти во всех уголках Союза и за границей – в Монголии и Китае. Еще молодым ученым Ефремов совершил то, что под силу не каждому академику-долгожителю: создал новый раздел науки – тафономию – учение о закономерностях формирования геологической летописи планеты.. К этому его подтолкнули размышления о том, что живые организмы меняются вместе с изменениями окружающей среды. Наблюдения и выводы Ефремова дали не только теоретические, но и практические результаты: новые методики при поиске нефти, угля, фосфоритов…

Писать же первые рассказы он начал, будучи прикован к больничной койне – его могучий организм свалила какая-то неизвестная лихорадка, подхваченная в дебрях Центральной Азии. Деятельная натура не позволяла валяться без дела. Так из-под его пера родился первый сборник «Рассказы о необычайном», путевку в жизнь которому дал не кто-нибудь, а сам Алексей Толстой.

Затем были повестит из жизни Древнего Египта, созданные с предельной степенью достоверности, «Звездные корабли» - положившие начало теме палеоконтактов с пришельцами из Космоса и многие другие произведения. И, наконец, в 1957 году в свет вышел роман «Туманность Андромеды». С этого момента следует говорить о Ефремове не просто как о талантливом ученом и литераторе, а как о мыслителе планетарного ноосферного и вселенского масштаба.

ВЛАСТЕЛИН КОЛЬЦА

Своеобразие Ефремова – ученого, мыслителя, писателя – в том, что он был в состоянии охватить исторический процесс как некое единство, всеобъемлющий комплекс. От далекого прошлого земли и предыстории человечества он свободно переходил к грядущим временам, опираясь на познанные им закономерности исторического и научного прогресса. И в художественных произведениях он оперирует гигантскими масштабами времени. Достаточно сказать, что в главной книге своей жизни – «Туманности Андромеды» автор относит время развития сюжета к середине Х1У  тысячелетия н.э. – говоря о том, что пятьсот поколений землян создавали то высокоразвитое и справедливое общество, в котором живут и действуют его герои.

Как это резко контрастирует с заявлениями его современника – недалекого хвастуна Хрущева, обещавшего, что-де « уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!..»

В отличие от авторов множества утопий, чьи общества возникали неизвестно откуда и неизвестно почему, Ефремов говорил, что человечество от своего нынешнего состояния должно пройти через эру общего труда, с неизбежными веками «упрощения вещей . Он имел в виду, что « с возрастанием уровня культуры ослабевало стремление к грубому счастью собственности, жадному количественному увеличению обладания…» Устами своей героини, обращавшейся к выпускникам школы будущего, автор говорит: «Мы учим вас большому счастью отказа, счастью помощи другому, истиной радости работы, зажигающей душу. Мы помогаем вам освободиться от власти мелких стремлений и мелких вещей и перенести свои радости и огорчения в высшую область – творчества».

Огромным контрастом звучат сейчас эти слова на фоне суеты победившего «общества потребления». Однако нынче их актуальность только возросла ибо эгоизм «золотого миллиарда» и равняющихся на него обществ уже поставил экологическое состояние нашей планеты на грань катастрофы.

Ефремов понимал подлинное счастье, как беспрерывное поступательное движение, как неустанную борьбу всего общества и каждой личности за решение все более сложных и динамических задач, выдвигаемых самой жизнью. Обеспечить такую возможность могло лишь разумное устройство общества и мыслитель предлагал такую его модель: в центре Совет экономики и его консультативные органы – Академия Горя и Радости, Академия Производительных сил, Академия Стохастики и Предсказания Грядущего, Академия Психофизиологии Труда и т.д. Причем структура управления напоминает устройство головного мозга с его взаимодействием ассоциативных центров и гармонизации перерабатываемой информации. А психологии, воспитанию вообще и повышению культуры чувств должно придаваться особое значение. Ведь даже в самом справедливом обществе, считал Ефремов, возможны спонтанные вспышки эгоизма, агрессии, поскольку человек существо не только социальное, но и биологическое. К тому же, добавлял писатель, «развивать эмоциональную сторону человека стало важнейшим долгом искусства. Только оно владеет силой настройки человеческой психики, ее подготовки к восприятию самых сложных впечатлений».

Интересно, нынешние «мастера культуры» со своей «чернухой», «мыльными» сериалами, воспитывающими бандар-логов, хотя бы знакомы с этими словами Ефремова?

По охвату материала «Туманность Андромеды» - произведение поистине энциклопедическое. Автор, создавая облик грядущего мира, проник во все сферы жизни – человеческих взаимоотношений, науки, техники, философии, психологии, морали, искусства. Однако самым впечатляющим образом романа стало Великое Кольцо – объединение высокоразвитых миров с целью обмена знаниями, культурными достижениями и совместного покорения космического пространства.

Глубоко постигший закономерности эволюции и истории, Ефремов был твердо уверен, что лишь справедливое, гуманное и высокоморальное общество способно приступить к действительно масштабному освоению Вселенной. Мышление следует законам мироздания, которые едины повсюду. На всех обитаемых мирах, разделенных чудовищными провалами пространства  и времени, борьба разумных существ за свободу тела и духа должна была привести к сходным результатам в эволюции жизненных форм и родственности интеллекта, но и организации самого общества. «Всякое человечество, доросшее технически до расселения в Космосе, не может не стоять на высшей ступени нравственного и социального развития», «Вера в себя и доверие другим»,»Достоинство, знание, здоровье». Другие до этой стадии просто не доживают, погибая либо в истребительной войне, либо в результате искусственно вызванной экологической катастрофы. Так что сказки о злокозненных пришельцах – это всего-навсего выдумки, бред, нездоровая фантазия. А если в космосе все же существует Великое Кольцо миров, о котором писал Ефремов, то его представители, скорее всего открыто не проявляют себя.

Не исключено также, что их попытки вступить в контакт и поделиться с нами знаниями, пресекаются земными правительствами ( как это описано в другом ефремовском романе – « Час Быка «) из боязни потерять монополию на власть…

КРАСОТА СПАСЕТ МИР

Дорога к будущему должна прокладываться уже сегодня. И начинать, считал Ефремов – верный последователь Циолковского и других русских мыслителей-космистов, с осознания собственного места в мире.

Человек, знающий из палеонтологии свою историю, тяжкое восхождение к мыслящему существу через миллиарды лет бессмысленного страдания живого, должен чувствовать огромную ответственность за свою судьбу, за свое душевное и телесное здоровье.

Совершенство нашего организма, подчеркивал Ефремов, завоевано страданиями, кровью миллиардами миллиардов жертв на пути исторического развития животного мира планеты Как же можем мы сейчас предоставить возможность невеждам и негодяям разрушать и грабить прекрасную природу, чья гармония сложилась после множества катастроф, и сделать нищими грядущие поколения?

Проблеме утверждения реального гуманизма и планетарного мышления уже сейчас и посвятил Иван Ефремов свой второй этапный роман – «Лезвие бритвы». Само название которого говорит о том, что путь к звездам, к Великому Кольцу миров идет по узкому, как лезвие, пути. И надо уметь пройти его, не сорвавшись в адские бездны невежества, зла, рабства

И в этом своем произведении писатель смело перебросил мост из глубины веков – от охотников на саблезубых тигров к космическим далям человечества. Он рассматривал  любое явление как момент на пути из прошлого к будущему, утверждая, что хотя лавина времени и сметает все на своем пути, однако великие завоевания мысли, искусства не исчезают из памяти человечества. Как впрочем и сумма     направленного зла и страданий, наподобие средневековой  охоты за ведьмами, приведшей к истреблению миллионов самых умных и красивых жителей Европы…

Подобные экскурсы в историю помогают лучше постичь проблемы сегодняшнего дня и причины человеческого   несовершенства. В отличие от тогдашней официальной идеологии ( а действие «Лезвия бритвы» происходит в 60-е годы двадцатого столетия), много  болтавшей о «воспитании нового человека», но забывшей о том, что Маркс поставил знак равенства между коммунизмом и реальным гуманизмом, Ефремов предлагал вполне конкретные рецепты духовного, психофизиологического и нравственного совершенствования современного человека.

Следуя идее Достоевского о том, что «красота спасет мир», Ефремов подвел под нее глубокую научную базу, доказав, что красота – это не что иное как физическая целесообразность. Но возможна она лишь при наличии гармонии духовно-нравственной и телесной. Вот почему красота и вызывает стремление унизить и растоптать ее у существ низших и безнравственных.

Поэтому, утверждал Ефремов, тот, кто хочет осмысленно бороться с земным или вселенским злом, обязан сам быть человеком высоконравственным, милосердным и совершенным. Душевная красота, духовное могущество – вот единственное мерило подлинной цивилизованности. 

И это он доказывает своим романом (так и оставшимся недооцененным) разворачивая его действие в Москве и Сибири, в Индии и в Африке, вводя в него представителей западной, советской и восточной цивилизаций, позволяя взаимодействовать различным идеям, достижениям биологии, психофизиологии и многотысячелетней йогической практики.

Особо неприглядно выглядит на этом многоцветном фоне западное общество, где дегенерация человека продолжается усиленными темпами. Вот что говорит об этом главный герой романа русский ученый Иван Гирин: «Число умственно отсталых людей в Соединенных Штатах по подсчетам медицинских учреждений намного превосходит всех больных раком, склерозом, туберкулезом и другими бичам человечества вместе взятыми. Это в стране, наиболее сытой, далеко ушедшей вперед в области технической цивилизации. Где же преимущества западной науки?» Сказано это было в середине 60-х годов прошлого века, но с тех пор ситуация с умственным и нравственным здоровьем в США, провозгласившем себя мировым лидером демократии, только ухудшилась. Об этом свидетельствует хотя бы эпидемия массовых убийств, поразившая уже не трущобы, а учебные заведения, где выращивается американская элита. И это общество мы теперь должны принять за образец?

К сожалению, творчество Ефремова практически не было использовано для решения проблем, стоявших перед Советским Союзом, в частности, в войне идей с Западом. Ведь если бы в СССР подрастающее поколение с 60-70-х годов стали воспитывать на «Туманности Андромеды», «Лезвии бритвы» и других произведениях Ефремова, возможно психологическая война не была ба с треском проиграна и наша страна не испытала бы позора поражения, распада и разрушения своих материальных и духовных ценностей. Ведь казенная пропаганда не учла всей силы и глубины частнособственнических  инстинктов, хищничества и эгоизма, таившихся в человечеких душах, которые при торжестве горбачевского «нового мышления№ дикой ордой  вырвались наружу….

Книги Ефремова не были включены даже в школьную программу. Никто не учил молодежь внимательно прочитывать их и стремиться хотя бы по крупицам переносить в настоящее то прекрасное и мудрое, о чем  в них говорилось. Огромный воспитательный заряд не только не был использован – его полностью нивелировало тупое повторение выхолощенных догм, утомлявшее умы и оставлявшее холодными сердца. Росли цинизм, преклонение перед Западом, презрение к подлинным достижениям советского строя.

РЕАЛЬНОСТЬ ЗЛА ИЛИ НИЗВЕРЖЕНИЕ В ТОРМАНС

 

Ощущая нарастание негативных тенденций в  жизни советского общества, Ефремов после тщательного обдумывания и анализа происходившего в стране и в мире в 1968 (!) году создает свое последнее великое произведение – роман-предупреждение «Час Быка». Это название также глубоко символично. Во-первых, это древнекитайский символ времени возникновения упорядоченного Космоса из первозданного Хаоса. Во-вторых, означает час самой глубокой ночи, сгущения предрассветной тьмы. И в-третьих, относится к определенной категории людей, всегда причинявших затруднения человечеству. Ибо «Бык» - это сильный, энергичный, но совершенно безжалостный к чужим страданиям и переживаниям индивид.

Удивительно, как за четверть века до наступления торжества «быков» и олигархов сумел предсказать это Ефремов, причем не в общих чертах, но даже в деталях и терминах!

В «Часе Быка» представлены два варианта развития человечества – первый, берущий свое начало от сияющего мира творчества и бескорыстного труда «Туманности Андромеды», второй – мир страданий, поселенный на планете Торманс, куда, по сюжету произведения перебралась еще в эпоху кризиса земного общества часть человечества. Переселенцы перенесли с собою худшие тенденции и черты нынешней эпохи и довели их, так сказать, до логического завершения.

В результате на Тормансе возникла глобальная, всепланетная диктатура олигархов, а все остальное население было разделено на прислужников олигархов, пользующихся их подачками и основную бесправную массу

Диагноз такому пути развития доктор биологических наук Иван Ефремов поставил, исходя не из развития техники и технологии, а уровня нравственного развития:»Все устои общества здесь полностью разрушены. Законность, вера, правда и справедливость, достоинство человека, даже познание им природы – все уничтожено владычеством аморальных, бессовестных и невежественных деятелей. Фанатик или одержимый собственным величием психопат без колебания и совести вмешивается во все: в индивидуальные судьбы, в хозяйственную деятельность, в исторические пути народов».

Лучше не скажешь, точнее не охарактеризуешь нашу нынешнюю ситуацию, в которой оказались мы, не удержавшись на лезвии пути, ведущего к Туманности Андромеды. Будучи низвергнутыми в бездну страданий, в  «Торманс», мы  столкнулись с вполне реальными проявлениями мирового зла.

Продолжая и углубляя описание «торманских» реалий, Ефремов отмечает: «Дезинформация и чудовищная ложь стали орудием политической борьбы за власть. Еще одна характерная черта – нагромождение псевдоисторических произведений»… Не правда ли, все до боли знакомо? И даже: «Ученые казались глухими эмоционально, а обогащенные эмоционально художники – невежественными до слепоты. Средний человек предоставлен самому себе, болезненный, теряющий веру в себя и людей, находящихся на грани нервного надлома».

Ефремов не только четко характеризует негативный путь развития, нои дает глубокий анализ причин, его породивших, используя при этом запоминающиеся художественные образы. Его теория инфернальности (инферно – «ад» лат.) отражает суть подоплеки исторического развития и эволюции как страшного пути горя и смерти. Но если в биосфере причина страданий – в методе эволюции добиваться улучшения вслепую, как бы несчетное количество раз бросая игровые кости до получения приемлемого результата, то в человеческом обществе зло обретает уже направленный характер, особенно при олигархии. Так появляется «стрела Аримана» - избирательная направленность всякого злого дела, ведущая к нарушению равновесия гибели всего прекрасного и лучшего как в обществе, так и в природе.

Жестокость олигархического капитализма иссушает умы и души людей. Опыт поколений, накопивших в подсознании массу негатива, служит лишь поддержанию злого начала, сил зла,, говоря языком религии – Сатаны. Все легче становится подготавливать его слуг – бездушных, с холодным умом и быстрой реакцией  убийц  - людей-рептилий, держащих в страхе всех рабов и противников олигархии…

Однако Ефремов не был бы Ефремовым, если бы не указывал и путей выхода из ада. Этому учили и его предыдущие книги, еще решительнее в «Часе Быка» он говорит о необходимости воспитания в себе каждым из нас понимания своего места в мире и в истории, чувства ответственности перед ушедшими и будущими поколениями. Это даст силы и мужество встав на лезвие бритвы пути ведущего в будущее, вновь не сорваться в бездну.И пусть вокруг еще царит мгла, господствует час Быка: не падайте духом – тьма сгущается перед рассветом. Путь узок и труден. Но его необходимо пройти, чтобы не о нас было сказано:

А вы на Земле проживете

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не напишут,

Ни песен о вас не споют.

О мыслителе Иване Ефремове подобного уже не скажет никто. А наш долг – воспользоваться должным образом его наследием: для начала хотя бы перечесть или вновь ( кто не читал) прочесть его труды.




Источник: http://79km.net.ua/index.php/world/item/164-по-лезвию-бритвы-к-туманности-андромеды
Категория: Статьи об Иване Ефремове | Добавил: makcum (29.01.2014) | Автор: Василий Семёнов
Просмотров: 762 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [76]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017