Просматривая в Интернете статьи, касающиеся личности и творческого наследия известного отечественного ученого-палеонтолога, писателя, философа И.А. Ефремова и наткнувшись на такие эпитеты в его адрес, как «последний коммунист», «последний утопист» и т.п., я почувствовал, что на такое нельзя молчать. Во-первых, такие утверждения совершенно несправедливы. Во-вторых, понятен их подтекст: наши враги под «демократической» маской не устают принижать и оплевывать выдающихся представителей отечественной культуры. И это вполне объяснимо – отрывать нас от наших духовных корней и зомбировать неолиберальными западными «ценностями» – их постоянная и неусыпная задача.
Сразу успокою некоторых читателей: я совершенно не собираюсь обелять тоталитарные «коммунистические» (сами они себя обычно называли «социалистическими») режимы, отрицать или оправдывать их преступления. Но вернемся к И.А. Ефремову – был ли он коммунистом? И да, и нет. Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно определиться с тем, что мы понимаем под словами «коммунизм» и «коммунист». Коммунизм Ефремова не имеет ничего общего с тоталитаризмом, вождизмом, террором, насилием, командно-административной системой, бюрократией и т.п.
Напротив, это система свободного, но внутренне ответственного, гармоничного развития личности и общества. Такого Коммунизма наша земная цивилизация никогда не достигала, но это не значит, что он не возможен в принципе.
Так для чего же Ефремов использовал термин «коммунизм» для описания общества будущего? Отчасти это можно объяснить использованием «эзопова» языка с целью преодоления советской цензуры. Уж слишком нелицеприятным и критическим было описание цивилизации планеты Торманс, в котором отразились не только пороки хищнического капитализма, но и «реального социализма» (пусть даже на примере Китая эпохи Мао Цзэдуна). И не случайно, что после первого знакомства с читателем роман «Час быка» был на долгие годы предан негласному запрету.
В произведениях Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час быка» отражено особое отношение автора к творчеству М.А. Волошина и Н.С. Гумилева, хотя прямо эти имена не называются (опять же «эзопов» язык!). В советское время эти поэты (особенно это касается Н.С. Гумилева) практически не упоминались, произведения их не издавались. Как известно, М.А. Волошин в годы Гражданской войны спасал «белых от красных и красных от белых». Н.С. Гумилев, вернувшись в советскую Россию, не скрывал своего отрицательного отношения к большевикам и был расстрелян по сфабрикованному обвинению в антисоветском заговоре. Так что считать И.А. Ефремова ортодоксальным коммунистом-марксистом никак не приходится.
С другой стороны, коммунистические идеи – не прерогатива К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и их последователей. К глубокому сожалению, приходившие к власти и устанавливавшие тоталитарные режимы марксистские вожди нанесли идеям социальной справедливости колоссальный вред, преодолеть который чрезвычайно трудно. Но эти идеи уходят своими корнями вглубь веков. Их элементы мы обнаруживаем в буддистском и христианском учениях, в произведениях Платона. Они развивались многими мыслителями далекого и относительно недавнего прошлого. Часть из них нашла свое место в коммунизме Ефремова.
И.А. Ефремов – достойный представитель русского космизма, явления, ставшего гармоническим синтезом науки, религии и культуры на основе традиционных русских идей добра, справедливости и общего блага.
Если мы хотим жить не в псевдодемократическом обществе с его ложными и абсолютно чуждыми истинной духовности «ценностями», а в, по-настоящему, справедливом, прогрессивном и гармоничном обществе, мы должны постоянно обращаться к идеям и творчеству таких выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, как К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, М.А. Волошин и И.А. Ефремов.
|