В категории материалов: 82 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 ... 8 9 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
О творчестве И.А. Ефремова
Весной 1944 года внимание читателей привлекли произведения неизвестного ранее писателя Ефремова. Все в них было необычно: и странные, экзотические названия — “Катти Сарк”, “Встреча над Тускаророй”, “Озеро горных духов” — и удивительные приключения героев.
Один за другим “рассказы о необыкновенном” обошли страницы журналов. Вскоре стали появляться и первые сборники произведений Ефремова. Вслед за тем было опубликовано еще несколько рассказов — “Белый рог”, “Алмазная труба”, “Бухта радужных струй”. В 1947 году вышла повесть “Звездные корабли”, в 1949 году — “На краю Ойкумены”, затем, в 1953 году, “Путешествие Баурджеда”.
Так пришел в художественную литературу и быстро завоевал популярность новый советский писатель Иван Антонович Ефремов. Читатели полюбили героев Ефремова с их необычными судьбами и приключениями. Но немногим было известно, что по богатству событий жизненный путь автора не уступит содержанию его произведений. |
Геннадий Прашкевич
Он был личностью
Люди с годами становятся суше. Как это ни печально, люди с годами склонны забывать свои начала, путь поиска начинает казаться им более прямым, более самостоятельным, отсюда и сложное отношение к помогавшим, к выводившим тебя на цель. Я это говорю потому, что хорошо помню фантастику 50-х годов, как правило, заземленную, не претендующую на многое. Звездолеты, в которых «зайцами» летят пионеры; подземоходы, куда попадают те же самые «зайцы»; тракторы, управляемые по проводам, — галерею подобных «фантастических» положений и идей можно было бы продолжить. Но зачем, если даже в те годы (я учился в школе) все это вызывало некое неясное еще недоумение? Мы, школьники, понятно, обменивались книгами Немцова, Охотникова, Фрадкина, спорили, что бы мы делали на месте тех «зайцев», а позже, пытаясь писать сами, подражали, к сожалению, тем же образцам. По крайней мере, мои первые рассказы писались по тем же рецептам… |
Просматривая в Интернете статьи, касающиеся личности и творческого наследия известного отечественного ученого-палеонтолога, писателя, философа И.А. Ефремова и наткнувшись на такие эпитеты в его адрес, как «последний коммунист», «последний утопист» и т.п., я почувствовал, что на такое нельзя молчать. Во-первых, такие утверждения совершенно несправедливы. Во-вторых, понятен их подтекст: наши враги под «демократической» маской не устают принижать и оплевывать выдающихся представителей отечественной культуры. И это вполне объяснимо – отрывать нас от наших духовных корней и зомбировать неолиберальными западными «ценностями» – их постоянная и неусыпная задача. |
Л. Норин
ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО
К годовщине со дня рождения И. А. Ефремова
© Л. Норин, 1990
Комсомолец (Ростов-на-Дону).- 1990.- 20, 22 марта.- № 53, 55 (13589, 13591).- С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003
Его нет среди нас уже свыше семнадцати лет. Почти два десятилетия после первой публикации отдельной книгой не переиздавался его, на мой взгляд, вершинный, научно-фантастический роман "Час Быка". Вновь опубликованный в прошлом году, он тут же вошел в первую пятерку бестселлеров, судя по письмам читателей, поступивших в "Книжное обозрение". Кто же он, этот литератор, чье творчество не увядает, чья звезда продолжает светить нам из космоса? Кто же он, этот, по определению известного советского философа Генриха Волкова, выдающийся универсал XX века? Уверен, что молодежи хорошо знакомо его имя. Да, речь идет об Иване Антоновиче Ефремове. Он был человеком удивительно разносторонним, энциклопедически образованным, проникновенно чувствующим искусство, красоту природы и Человека.
|
В обстановке политических баталий и смуты, затеянной «оранжевыми», мы, к глубокому сожалению, пропустили знаменательную дату – 100-летие со дня рождения великого (без преувеличения!) ученого, писателя и мыслителя двадцатого столетия – Ивана Ефремова. Представители старшего и среднего поколения еще должны помнить те времена, когда зачитывались его увлекательнейшими и в полном смысле слова, необычайными рассказами, повестями, романами. Гораздо меньше могут что-либо вспомнить о биографии и научной деятельности этого замечательного человека. |
Презентация «Ивана Ефремова». Взгляд журналиста.
11 декабря в СПбГУ состоялась презентация книги «Иван Ефремов». Репортаж Анастасии Поповой.
Писателей-фантастов в современной России не счесть. Но в советское время все было иначе: человек, который описывал космические путешествия и далекие планеты, был редким экземпляром. Да и занятие это было не из легких: попробуй, напиши что-нибудь про светлое будущее мира, если за каждым твоим словом ищут скрытый политический подтекст. Иван Ефремов, был не только прекрасным и горячо любимым писателем-фантастом в советское время и в наши дни, но и занимался палеонтологией.
Справка Иван Антонович Ефремов (1908-1972) – русский советский писатель-фантаст, ученый-палеонтолог, философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени. В своих книгах показывал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества. Первые фантастические рассказы начал писать во время войны. Знаменитый роман «Туманность Андромеды» Ефремова показывает коммунистическое будущее без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти. А роман «Час быка» наоборот - посвящен описанию мрачной антиутопии. В своих рассказах Иван Ефремов предсказал появление голографии, трехмерного телевидения и электронной книги. Участвовал в палеонтологических экспедициях в Сибири, Дальнем Востоке и Средней Азии. Разработал новую отрасль знания – тафономию, учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. В честь Ивана Антоновича Ефремова был назван крупный хищный терапсид – ивантозавр. |
Москва, ул. Губкина, дом 8, апрель 1970 года
Иван Антонович Ефремов
У Петера Вайля и Александра Гениса есть произведение «Гений места». В нём они утверждают, что политические, религиозные, творческие, семейные взгляды зависят от места, где человек родился и провёл своё детство и юность. Моё детство и юность прошли в Высотном доме на Котельнической набережной среди творческой элиты Советского Союза. Я жил в одном подъезде с Галиной Улановой, Михаилом Жаровым, Евгением Евтушенко, Лидией Смирновой. Рядом в подъездах «лучах» жили Аркадий Пластов, Людмила Зыкина, Клара Лучко. В корпусах, окружавших наш подъезд Фаина Раневская, Марина Ладынина, Никита Богословский, Павел Массальский, Андрей Вознесенский, Константин Паустовский. Они были моими соседями по дому, и я привык с ними общаться запросто. Это и было моё труднопереносимое раздвоение, преследовавшее меня в Высотном доме. Гиперстеснительность и, что называется «на одной ноге» со знаменитостями. Со мною в детстве гуляла Фаина Георгиевна Раневская, а в юности наставляли как себя вести и учиться Михаил Иванович Жаров и Константин Георгиевич Паустовский. Во мне включалась то первая – стеснительная программа: я тушевался, уходил в сторону, в себя, то вторая панибратская- я обсуждал себя и своё с Кларой Степановной Лучко и Андреем Андреевичем Вознесенским. К счастью, когда у меня созрело желание пообщаться с Иваном Антоновичем Ефремовым, включилась вторая программа и я ни на минуту не сомневаясь, поехал к нему на улицу Губкина.
Иван Антонович Ефремов 1970 год. |
В своей статье о книге «Лезвие бритвы» я обещал, что вернусь к вопросам коммунистической пропаганды Ефремова в отдельной заметке. Я встречал десятки отзывов людей, в которых говорится по поводу коммунистической ангажированности автора, желания Ефремова угодить советской власти. Честно признаюсь, меня такие отзывы просто шокируют. Либо, человек не читал книги Ефремова должным образом (это не развлекательная фантастика, а произведения, которые поднимают огромное количество социально-философских вопросов, следовательно, требуют от читателя глубокой вдумчивости и анализа), либо человек, не владеет достаточным багажом знаний для возможности создавать собственные суждения (соответственно, такой человек, видя словосочетание «торжество коммунизма» в книге, автоматически записывает автора в ряды соратников и воспевателей КПСС). |
Да... эту книгу я прочитал третьей, и скажу, что она кардинально разнится с книгами "Эры Великого Кольца". Наверное, этот роман можно было отнести к жанру научной фантастики, лишь, в далекие шестидесятые. Потому что лично я не увидел ничего фантастического в этом произведении Ефремова. Я бы назвал эту книгу - приключенческий роман, наполненный философствованием ученого-материалиста, осознавшего ограниченность позиции абсолютного материализма, но не имевшего возможность открыто об этом заявить, даже, в художественной литературе (не говоря уже о научной) во времена тоталитарного правления КПСС.
|
Эта книга настолько же многогранна, насколько разнообразны впечатления людей, читающих данную сказку о будущем Земли. Некоторые восторгаются разумным человечеством будущего, некоторые скептически относятся к данной перспективе, некоторые ужасаются от бесчувственного мира "казарм", некоторые злятся, видя свою неполноценность в сравнении с героями романа, но нет таких, в ком книга не пробудила лавину эмоций. Мне кажется, что данный роман оставляет больше позитивных впечатлений у юных читателей, людей не избитых реальностью жизни, людей, еще верующих, в красоту человеческой души! |
|