В категории материалов: 78 Показано материалов: 61-70 |
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Предлагаемая ниже статья - один из новых взглядов на фантастику И. Ефремова. В советское время она проанализирована досконально, но тем более интересен взгляд на то, как представляли себе коммунистическое общество советские фантасты, после сегодняшнего переосмысления темы. Не скрою, что в некоторых принципиальных моментах не могу согласиться с автором статьи. На мой взгляд, спорные посылы имеют почву уже в укореняющемся в нашем постсоветском сознании мышлении, которое приводит к непониманию сути советской фантастики. И именно поэтому я выставляю статью здесь, добавляя к ней свой комментарий. |
Предэкзаменационная работа по литературе (сочинение) на аттестат о среднем образовании ученика 11 класса Смирнова Николая Николаевича.
«Автор и его отношение к герою» (по роману И. А. Ефремова «Лезвие бритвы») 15.05.1991 |
Высшее счастье человека всегда на краю его сил.
«Час Быка» |
Храмы стояли в запустении, никто не интересовался историей своей страны. |
Час Быка - время действовать |
Истинные и ложные страхи Часа быка |
Современный кризис — не просто кризис финансов и экономики. Это кризис модели развития человечества за всю его историю, показывающий, что цивилизация все более движется "не туда”. Кризис товарно-денежных отношений как экономической основы общества. Кризис национально-государственной и правовой организации социума. Кризис глобализации, которая неизбежна, но нынче обретшая уродливую форму "капиталистического интернационализма”, и в ответ уже звучат вопли разного рода местечковых мыслителей о срочном возврате к некоей "хуторянской регионализации”. О неизбежности кризиса в том или ином виде, о самоубийственности и тупиковости цивилизации в ее нынешнем понимании предупреждали давно и многие — от великих мыслителей прошлого и современности до скромной персоны автора этих строк. За это нашу газету поднимали на смех, ругали последними словами, а некая группа "профессиональных умников” с дипломами "коньдидатов от философии” как-то обозвала автора "коммуноидным маразматиком”. Как видим, Бог — не фрайер...
Существует ли другой, отличный от нынешнего путь? Существует, но пока только в утопиях, в первую очередь в утопии коммунистической. Утопия сия является утопичной не потому, что неосуществима в принципе, а потому, что человек не в состоянии обуздать обуревающие его страсти — гедонизм, потребительство, алчность. У человечества есть только два варианта: или обуздать эти злокачественные страсти и пойти по совершенно новому пути, или самоликвидироваться тем или иным образом...
"Миллиарды граней будущего” — так называлась статья Ивана Ефремова о моделировании сценариев будущего в фантастической литературе. Кстати, в этой статье, опубликованной в "Комсомольской правде” в январе 1968 г., Ефремов, будучи признанным авторитетом советской фантастики, вступился за Аркадия и Бориса Стругацких, подвергавшихся яростным нападкам со стороны разных псевдокоммунистических болтунов за свои книги "Путь на Альматею”, "Возвращение”, "Страна багровых туч”, "Стажеры”, "Хищные вещи века” и даже за классический шедевр "Трудно быть Богом”.
Настоящий очерк продолжает цикл об Иване Ефремове, начатый в "Свободе” (№15 за 2007 г.) статьей "Два сценария будущего: Великое Кольцо Разума, или Час Быка. Мятежный путь Ивана Ефремова”, а затем продолженный материалами "Есть ли жизнь и разум в Космосе?.. Версия Ивана Ефремова” (№№35,36, 2007 г.), "Иван Ефремов: антрополог и поэт научного поиска” (№№15,16, 2008 г.). Эти статьи были посвящены биографии, антропологическим, гносеологическим, естественнонаучным идеям писателя, ученого и мыслителя. И только первый из указанных очерков очень сжато касался футурологии Ефремова — его взглядам на будущее.
А ведь писатель широко известен в первую очередь именно как фантаст, писавший о будущем! В этом качестве он стал родоначальником научно-социальной футурологии в бывшем СССР и обрел славу самого конструктивного мыслителя-футуриста в мире, где книгами Ефремова зачитывались миллионы. Творчество Ефремова основано на коммунистической идее, которая, в отличие от советской официальной идеологической тягомотины, в исполнении писателя сверкала всеми красками настоящего "светлого будущего”, когда человечество, освободившись от опостылевшей социоэкономической возни, обратится к познанию и разумному преобразованию мира, к постижению тайн Вселенной, проникновению в ее глубины. По Ефремову, именно такое будущее и является тем самым "смыслом жизни”, который человечество ищет в течение всей своей истории. Считая себя полным единомышленником писателя в том, как примерно это "светлое будущее” должно выглядеть, автор этих строк решил вернуться к ефремовской футуристике в очередную, "некруглую” годовщину со дня рождения писателя. |
Ефремов — не только писатель-фантаст, но и выдающийся ученый и популяризатор науки. Настоящий очерк посвящен его оригинальным, но вполне научно-материалистическим взглядам на то, есть ли в Космосе, кроме Земли, жизнь, в том числе разумная... |
Образ Александра Македонского в творчестве Ивана Ефремова |
|