Предэкзаменационная работа по литературе (сочинение) на аттестат о среднем образовании ученика 11 класса Смирнова Николая Николаевича.
«Автор и его отношение к герою» (по роману И. А. Ефремова «Лезвие бритвы») 15.05.1991
Автор романа приключений «Лезвие бритвы» Иван Антонович Ефремов – известный советский писатель, палеонтолог – создал это произведение в 1962 году. В отличие от других своих крупных и не менее известных произведений, «Лезвие бритвы» – единственная книга, посвящённая нашим дням, то есть, если быть более точным, шестидесятым годам нашего столетия. Поэтому и все её герои наиболее реальны и лишены каких-либо условностей, с которыми неизбежно сопряжено описание личностей в исторических и тем более фантастических произведениях. Соответственно, более реально и отношение автора к своим главным действующим лицам; он получает прямую возможность разговаривать с ними на равных, просто как со своими современниками. Поэтому-то и отношение Ефремова именно к героям «Лезвия бритвы» будет наиболее понятным с точки зрения психологического анализа – не надо соблюдать массу условий, не надо что-то домысливать, надо просто ясно представить себе своих героев и, ведя их по сюжетной линии, представлять в разных, пусть и необычных ситуациях. И ещё один немаловажный момент – среди всех героев Ефремова больше других близки ему по духу Пандион («На краю Ойкумены»), Дар Ветер («Туманность Андромеды») и Иван Гирин («Лезвие бритвы»). И, естественно, что Гирин в наибольшей степени отражает самого писателя, возможно такого, каким бы он хотел быть сам и был им отчасти. Из-за этого, говоря о Гирине, мы в какой-то мере говорим и о самом Ефремове, что значительно упрощает дело. Итак, врач-психолог Иван Родионович Гирин и отношение к нему Ефремова. Что можно сказать об этом тандеме?
Вольно или невольно, но Ефремов указывает на своё родство с Гириным хотя бы одинаковыми их именами; непосредственным же прототипом Гирина послужил ленинградский врач-анатом, профессор А. П. Быстров, друг Ефремова.
Можно сказать, что Ефремов доверил своему любимому персонажу быть проводником своих идей и взглядов, формировать под воздействием этих идей основную психологическую канву сюжета. Сам Ефремов это и не скрывал, подтверждая, что в образе Гирина он попытался вообще выразить смысл своего творчества, накопленные долгими десятилетиями размышлений выводы о том, что такое наш мир, кто в нём человек и, конечно, мечты о высокодуховных людях, гармоничных творческих личностях, олицетворяющий собой сплав физического и духовного совершенства, вернее, не совершенства, ибо достичь его невозможно, иначе теряет смысл и становится невозможным творческий поиск, а благодаря которому и могли появиться такие личности как Ефремов и его любимый персонаж, но большого приближения к нему.
Ефремов пускает Гирина в этот поиск и тот творит чудеса с точки зрения серого обывателя, вылечивая неизлечимые, казалось, болезни, подтверждая серией блестящих опытов существование «памяти поколений», постоянно выступая против ханжества и закоснелого догматизма.
Иногда кажется, что Ефремов даже не просто говорит устами Гирина, он советуется с ним и в многочисленных авторских отступлениях дополняет и доказывает его построения, убеждая читателя своей неумолимой логикой в полной правоте созданного им самим сдвоенного синдиката мыслей, фактов, стремлений: Гирина-Ефремова.
Ведомый опытной рукой писателя, Гирин в ненавязчивой и популярной форме излагает то, что сам Ефремов писал и утверждал на более высоком уровне в бытность свою учёным. И Ефремов-учёный конкурирует в этих изложениях с Ефремовым-писателем, показывая через литературную призму своего отношения к Гирину весь свой многогранный талант и титанический аналитический ум, который доказывает и твердит о неизбежной интеллектуальном развитии человека, о диалектических законах развития общества и природы, материи вообще.
И, словно финальный аккорд, выступление Гирина перед индийскими философами, сконцентрировавшее в себе в сжатом и изящном виде все философские понятия материалиста, выработанные им за много лет диалектического научного познания. Кому, как не Гирину, мог доверить это выступление Ефремов?
Жизненная позиция Ефремова, выражающая жизнеутверждающий пафос познания и вечного, пусть иногда и неосознанного стремления к светлому и прекрасному, вовсе не отрицает роль и саму природу человека-борца, сформированную в процессе эволюции; человека, которого неспособны сокрушить никакие невзгоды и неожиданные преграды. И опять-таки, показывая Гирина и относясь к нему именно как к человеку-борцу, Ефремов насыщает роман эпизодами, изобилующими невежеством и душевной пустотой отдельных людей, что так характерно для нашей жизни и к чему мы все так привыкли. И Гирин раз за разом яркой силой своего разума изобличает их и заставляет если не по новому взглянуть на мир, то, по крайней мере, глубже упрятаться в раковину своей воинствующей параноидальной невежественности и перестать воздействовать на окружающих. И отлично видно, что все поступки и слова Гирина явно симпатизируют Ефремову и это не удивительно, ведь я уже говорил, что Гирин где-то является увеличенным отражением своего создателя.
И Ефремов, столь блистательно развернувший перед нами личность, душу Человека с большой буквы, возможно даже обогнавшего своё время, заслуживает того, чтобы его помнили и читали, одухотворяясь верой в безграничные возможности человеческого организма, его разума, очищались от шелухи повседневных мелочных забот и мещанских устремлений.
Источник: http://noosfera-club.ru/forum/viewtopic.php?t=92&sid=bc5aaaa8721cf89d5bc732b8e766cb0a |