Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



Литературные последователи Ивана Ефремова:
Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
иванефремов.рф




Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Творчество

Философские предпосылки теории литературы

Философские предпосылки теории литературы

Как ни странно этого ожидать, но мы видим, что человечество, прежде чем заняться какой-нибудь деятельностью, дает ей философское обоснование. Времена, когда человечество действовало под влиянием инстинкта, думается, давно миновали и никогда не возвратятся.

Философия, наверное, единственный вид человеческого мышления, который не влечет за собой никакой деятельности.

Известно Марксово выражение:

Философы до сих пор только объясняли мир,
а наша задача – изменить его.
Хотя я и сам в работе неоднократно повторял его, оно на поверку оказалось несостоятельным. Все бедствия в истории, наверное, и происходили, когда философы пытались что-то в ней изменить…

Дело философов – думать, и этого с них вполне достаточно. А мир сам изменится, когда до него дойдет…

Философия, имея в виду всю жизнь,пытается ответить на единственный вопрос:

к чему всё это?

Любая философская система, любая система взглядов, мировоззрензрений и т.п. – содержит в себе триаду:

какова цель жизни человека? в чем смысл человеческих деяний? каково их нравственное обоснование?

Это не значит,что каждый свой шаг человек предваряет философским обоснованием. Люди вообще мало философствуют, и их действия подчинены определенным жизненным ритмам, которые мы называем потребностями, навыками, интуицией...

И всё же, очевидно, каждому человеку приходится в жизни когда-нибудь останавливаться перед выбором, который решает он не по прагматическим соображениям, а находя для него философское оправдание. А с другой стороны, мы можем утверждать, что каждое действие – любое повседневное,автоматическое и т.п. – имеет такое обоснование.Его объяснит не каждый человек, а философ, задача которого – думать.

В тетради первый раздел состоит из трех пунктов.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИРОДЫ

Это понятие, почерпнутое из работ Энгельса, я и сейчас считаю справедливым.

Несмотря на бесконечную хаотичность, всё, что происходит в природе, в истории, во всем мы можем провести прямую линию развития, движения вперед – прогресса.

Всё движется мучительными кругами отбора от низшего к высшему – от стихийного к целесообразному – от слепого к разумному.

И вот это движение я и называю необходимостью природы.

СУЩНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА

Существование камня: форма, размер, тяжесть, поверхность, воздействие на него сил природы - вот, так сказать, бытие камня.

К бытию растений мы добавляем еще рост, размножение.
О животных еще больше можно сказать.

Человек же выступает и как материальная субстанция, и как живая, и как животный организм, и, наконец, как высшая субстанция – человек.

Таким образом, все человеческие свойства, способности, связанные с его существованием, мы называем его сущными силами.

Есть всеобщие сущные силы, которые свойственны и человеку, и неживой природе.

Есть простые, низшие, сущные силы, например, способность ходить, работать лопатой, испытывать чувство голода…

Есть высшие, сложные, сущные силы. Есть сущные силы, присущие только этому человеку.

Может вызвать недоумение, что мы называем сущными силами способность ходить или бросать камень. Для нашего сознания привычно считать сущной силой какой-нибудь дар, талант, а не то свойство, которое вроде бы само собой разумеющееся. Но для человека, потерявшего координацию, бросить камень труднее, чем художнику нарисовать рисунок.

Все сущные силы, во-первых, даны нам от природы. Во-вторых, все сущные силы могут развиваться, совершенствоваться. И то, что нам кажется само собой разумеющимся, на самом деле требует огромной затраты сил.

Как ребенку дается ходьба или овладению речью… А сколько надо сил потратить, чтобы поставить голос, дикцию, походку… спортивные навыки… игра в биллиард, в теннис… прыжки в высоту… ведь всё это по сути элементарные движения, а сколько нужно тренироваться, чтобы достигнуть вершин мастерства!

А походка Береники столь же редкостна, как и рафаэлевский гений.

Все сущные силы даются как вещь в себе и думается, у нормального человека для своего развития они не ограничиваются каким-то пределом.
Талант по сути – не Божий дар, а свойство нормального человека.

Марина Цветаева сказала о себе:

Я – средний человек… и моя необычайная «сила»… обычная, полагающаяся, Богом положенная, что где-то все такие.

Отсутствие какой-либо сущной силы надо считать аномалией.

Истинная ценность сущных сил познается при их отсутствии. Так же, как вода и воздух, которые вроде ничего не стоят, приобретают абсолютную жизненную ценность при их отсутствии.

Любые сущностные силы требуют своего развития, иначе они глохнут.

Смысл человеческого жизнепроявления заключается в раскрытии его сущных сил (развитии или неразвитии).

Наиболее полное раскрытие сущных сил и составляет богатство человеческой жизни, то есть его сокровенную цель,доставляет ему высшую радость, делает его счастливым и является ответом на вечную загадку бытия: для чего же живет человек.

Для усомнившихся напомню Людвига Фейербаха:

Следуй бесстрашно всем своим стремлениям и склонностям, но только всем, тогда ты не падешь жертвой единственного.

ЧТО ТАКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература – один из видов искусства и, следовательно, подчиняется общим законам искусства.

Основное отличие искусства от других идеологий заключается в том, что искусство есть явление эстетического ряда, оно связано с эстетической стороной человеческой сущности.

Человек, будучи вначале высокоорганизованным животным организмом, в процессе своего развития стал очеловечиваться, то есть все качества животного приобретали специфические человеческие свойства, например голод и насыщение, половая любовь и т.д.

У очеловеченного человека стали играть роль вкусовые качества пищи, определенная обстановка трапезы… Человек начинает питаться не ради пищи, а ради проведения времени и в определенной обстановке (ресторан, гости).

Только очеловеченный желудок мог сделать пищу предметом поэзии:

Шекснинска стерлядь золотая,
Пирог страсбургский на столе…
(Державин)
Человек же поставил французскому кулинару памятник при жизни.

Такому очеловечиванию подвергаются все органы чувств человека, его рука и все его сущные проявления, потребности и т.п.

В очеловеченных свойствах теряется их физиологическая первооснова, которая каждый раз выползает на свет, как только человек попадает в суровые условия, так называемые инстинкты жизни.

В своем развитии человек приобретает ряд новых сущных сил, не присущих животному миру.

Одной из таких сущностей является эстетическая сущность, то есть мир для человека стал не только миром физическим, социальным, этическим и т.д. – но и эстетическим, то есть прекрасным.

Искусство есть эстетическое мировосприятие.

Всякая идеология есть деятельность познания мира, а искусство есть именно эстетическое познание, т.е. познание эстетической стороны мира, и именно эстетическое познание этой стороны (т.е. эстетическое как объективное содержание бытия и эстетическое как сущная сила человека).

Литература отличается от других видов искусства своими средствами, своей фактурой, своим языком.

Но основное отличие литературы от других искусств, как и вообще одних идеологий от других, состоит не в том, что они имеют свои средства познания мира, а в том, что они познают свою особую сторону мира, какую другой формой познания вообще познать невозможно.

Мир имеет много сторон, и в соответствии этому многосторонне наше познание.

Литература не просто говорит о той же эстетической стороне мира,что и другие искусства, – не только своим способом (т.е. общее познание переводит на свой язык) – а именно потому имеет свои особые средства,что она говорит об отдельной, особой, стороне эстетического.

Определить, что такое литература, каков ее предмет, - значит определить, какую именно сторону эстетического мировосприятия раскрывает нам литература.

Как известно, в начале было слово, и слово Белинского оказалось творческим актом созидания передовой русской эстетики.

Наука и искусство отличаются друг от друга не своим предметом, а формой восприятия и выражения: наука мыслит понятиями, искусство – образами. («Краткая литературная энциклопедия», 1962)
- так,наверное, и посейчас трактуют основополагающую мысль Белинского.

То есть выходит,у всех форм познания содержание одно, а отличие их в том, что они говорят разными языками. Нечто вроде международного симпозиума по Марине Цветаевой: кто свой доклад делает по-английски, кто – по-французски, кто – по-русски.

И эту формулу более сотни лет никто не решался потревожить. И от нее пошли отруби вместо хлеба: инсценировки,экранизации, балеты, вытанцовывающие философию…

И я до сих пор не могу себе представить, как такая крамольная мысль могла затесаться в голову недоучившегося студента, лежащего на арестантских нарах…

И лишь через пять лет, после того как авторитет корифея ввиду его смерти был основательно подмочен, стали выдвигаться молодые эстетики. В 1956 году вышла книга А.Бурова «Эстетическая сущность искусства», вокруг которой завязалась бурная дискуссия.

Главным открытием новых эстетиков было утверждение, что специфика того или иного вида искусства определяется не способом изображения, а спецификой его предмета.

Но всё же мой приоритет мне удалось печатно зафиксировать.Журнал «Искусство кино» за 1956 год напечатал выдержки из моих «Заметок кинозрителя». Кинозритель в это время проживал на Колыме в поселке Усть-Омчуг, и голова его была забита не мудрыми мыслями, а цифрами…

Виды искусства,- писал я ,- и существуют как виды не потому, что они об одном и том же говорят разными языками, а потому говорят разными языками, что говорят о разных вещах.
Ошибался ли Белинский? Думается, скорее всего его не поняли – выдернули из контекста, исказили…

У Белинского нет выражения «один предмет». Ему важно было подчеркнуть существование разных способов познания, разных способов мышления – логического и образного, которые по отношению к Миру как объекту познания равноправны. Наука познает природу и искусство познает природу; наука познает животных и искусство познает животных; наука познает человека – и искусство познает человека. А не то, что наука занимается животными, а искусство – богами.

Физика кладет на лабораторный стол тот же кусок золота, что и химия, но предметы познания у них разные: физические свойства золота и химические свойства. Потому и языки у них разные.

Слова наши беднее мысли, и мы выражаем ее не только с помощью других слов, но и с помощью контекста или в устной речи жеста.

«Дай мне курицу»,- эти слова, наверное, по-разному прозвучат на птицеферме, на рынке, в ресторане. И разве не для того дана нам голова, чтобы различать…



Источник: http://www.gorchakov.org/theory_1.html
Категория: Творчество | Добавил: makcum (01.08.2013) | Автор: Генрих Горчаков W
Просмотров: 630 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [77]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017