Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Статьи об Иване Ефремове

Посоветоваться с Ефремовым
Классик, день рождения которого совпадает с днем рождения героя этих чтений, любил «посоветоваться с Марксом». Другой классик писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора – о великий, могучий, правдивый и свободный»… Для Тургенева это был один только русский язык, для меня и, хотелось бы, для всех мыслящих людей, это ещё и Иван Антонович Ефремов. С ним можно советоваться, в его книгах можно найти ответ на любой волнующий вопрос.
Сегодня первый вопрос – о будущем атомной энергетики. После аварии на Фукусиме-1 начались дебаты и демонстрации по поводу мирного атома: быть ему или не быть? Открываем «Туманность Андромеды», и в первой же главе читаем ответ. Планета Зирда, для выяснения судьбы которой и был послан звездолет «Тантра», погибла со всей своей разумной и неразумной жизнью. Единственные выжившие – чёрные маки, покрывающие планету траурным ковром.
«Из данных справочников по Зирде извлекли упоминания о рискованных опытах с частично распадавшимися атомными горючими. Нашли выступления видных учёных погибшей планеты, предупреждавших о появлении признаков вредного влияния на жизнь и настаивавших на прекращении опытов. Сто восемнадцать лет назад по Великому Кольцу было послано краткое предупреждение, достаточное для людей высокого разума, но, видимо, не принятое всерьёз правительством Зирды».
Итак, на Зирде увлеклись атомной энергетикой с неполным распадом элементов – той, которая существует у нас сейчас. По Ефремову, на Земле, откуда прилетела «Тантра», атомная энергетика тоже существует, но альтернативная, анамезонная. Эта энергетика гипотетическая, реальной альтернативы классическим атомным электростанциям сегодня на Земле нет – ни горячий, ни тем более холодный термояд так и не стали реальностью. Что же делать?
В той же «Туманности» дан ответ, хотя и по другому поводу. Для того чтобы обеспечить энергией сразу три звездолёта, к жителям Земли весьма демократически обращаются с предложением: «Пусть на год выключат телевизоры наших аквариумов в глубинах океана, перестанут доставлять драгоценные камни и редкие растения с Венеры и Марса, остановят заводы одежды и украшений. Совет Экономики определит лучше, что следует приостановить, чтобы бросить сэкономленную энергию на производство анамезона. Кто из нас откажется сократить потребности только на один год, чтобы принести нашим детям великий дар — две новые планеты в живительных лучах зелёного, приятного для наших земных глаз солнца!»
Сейчас речь идёт о жизни не на других, а хотя бы на нашей планете. Пока замены опасной атомной энергетике не создали, нужно, следуя ефремовским заветам, по крайней мере сохранить атомный статус кво – заморозить развитие этой энергетики; учёным необходимо продумать альтернативные варианты; богатым странам – сократить энергопотребление. Тем более что это зачастую энергоразбазаривание. В конце марта каждого года, начиная с 2007 года, во многих странах проводится Час Земли: на один час выключают подсветку высочайших сооружений планеты – Эмпайр Стейт Билдинг, Эйфелевой башни и тому подобных зданий. Но вот вопрос: неужели вообще необходимо тратить миллиарды электролампочек и колоссальное количество киловатт-часов электроэнергии, в том числе вырабатываемой на атомных станциях, для иллюминации?
Другая проблема разбазаривания энергии – суперкары, легковые автомобили огромной мощности, которые используют прежде всего для развлечения богатые бездельники. Снова открываем Ефремова, на сей раз «Лезвие бритвы», и читаем: «Во всём облике громадной машины было то вызывающе чрезмерное хамство, с помощью которого ничтожный мещанин обретает мнимое превосходство. Ради этого он воздвигает роскошный особняк среди нищих хибарок и ведёт увешанную драгоценностями дуру жену сквозь толпу бедно одетых тружеников.
— Как вам нравится машина? — спросил Арвинд. — Хороша, — неуверенно ответила Леа со смешанным чувством восхищения и протеста.
Четыре пассажирских места и триста пятьдесят сил — соотношение недопустимое, наглое и абсолютно бесполезное для огромного большинства людей. Больше того — вредное, потому что владеть этой машиной можно было, лишь отняв у кого-то возможность вообще приобрести машину.
— Я знаю, что вам думается, — прищурился Арвинд, — что это свинская машина и что, будь вы на месте американского правительства, вы запретили бы делать такие».
Арнольд Шварценеггер, надо отдать ему должное, после вступления на пост губернатора Калифорнии, продал все свои шесть Хаммеров, а оставшийся сделал гибридным – помесью электромобиля и авто на водородном питании. А также обещал снизить энергопотребление в штате на 20 процентов.
От Калифорнии – к Америке в целом. Секрет американского процветания в том числе в том, о чём пишет Ефремов – в любви к детям (а когда детей бьют или, не дай Бог, убивают, за это дают большой срок). Ещё отрывок из «Лезвия бритвы»: «Будьте совершенно спокойны – доброе, гуманистическое в человеке непобедимо и неизбежно, потому что оно покоится на фундаменте родительской заботы о потомстве. Только крепчайшими потребностями в доброте, жалости, помощи можно было изменить психику тёмного зверя, чтобы заставить его охранять и воспитывать своего детёныша в течение многих лет, полных трудов и опасностей, какие требует дитя человеческое прежде, чем станет полноценным членом стада, не то что общества».
В современной России о детях систематически забывают, и это одна из причин нашего нынешнего состояния. Между прочим, отменным чадолюбием отличаются два других лидера современного мира – Япония и Китай.
От детей – к процессу, в итоге которого они и появляются на свет. Иван Антонович мечтал, чтобы в Советской России, как в Индии, половая любовь была поднята, говоря словами классика, на недосягаемую высоту. Если бы сегодня Ефремов воскрес и увидел современную российскую эротику, он непременно умер бы от огорчения, успев лишь сказать, как Даярам Рамамурти кинодельцу Трейзишу в «Лезвии бритвы»: «Нельзя разрешить чистого и здорового эротизма потому, что вы моментально перевернёте его в грязное потакание низменным инстинктам. И опомниться не успеешь! Только сейчас я понял, что именно вы и вам подобные порождаете цензуру и мешаете развитию нормального отношения к красоте человеческого тела и половой морали».
По Ефремову, главная забота любой цивилизации – прежде всего забота о своём нравственном состоянии: «Ещё мало кто, даже из числа мудрых правителей, знает, что нравственность народа, его воспитание в достоинстве и уважении к предкам, труду и красоте важнее всего для судьбы людей и государства. Важнее боевых машин, слонов, носящих броню воинов, пятирядновёсельных кораблей... Всё это рушится, когда падает нравственность и воспитание народа. Маленькие и большие люди пускаются в пьянство и дикие развлечения. В вине тонет вера, честь и достоинство, пропадает любовь к отечеству и традициям своих предков. Так погибло немало царств Месопотамии, Персия, назревает гибель Египта, Эллады, Карфагена и нового, грозного своими легионами Рима. Главное, на чём стоит человек, – это не оружие, не война, а нравственность, законы поведения среди других людей и всего народа».
Эту мысль высказывает делосский философ в «Таис Афинской». Всегда интересно, откуда та или иная мысль перекочёвывает на литературные страницы. В данном случае она перешла из письма Ефремова к своему американскому другу палеонтологу Эверетту Олсону (1968 год): «Я называю это «взрывом безнравственности», и это мне кажется гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности».
Так что же делать сейчас, находясь в явно не идеальном обществе? Отрывок из «Туманности Андромеды», когда, попав на Остров Забвения с его древними правилами жизни, «впервые Мвен Мас подумал об истинных героях древнего прошлого – людях, которые среди унижения, злобы и физических страданий, в могучем царстве звериного себялюбия, совершили свой самый трудный подвиг – остались настоящими, хорошими людьми».
Сегодня главная ставка – на светлые личности, индивидуальное совершенствование и налаживание связей между этими самыми «настоящими людьми». Другой рецепт – из «Лезвия бритвы», той части, где действуют итальянцы (символично для библиотеки имени Данте Алигьери): «Теперь я знаю, насколько мы все одиноки в жизни. Надо <…> всегда чувствовать вокруг себя дружеское участие, уверенность в помощи, ежедневную духовную связь, общение, деловую поддержку. Даже если захочется уединиться. Тогда появляется большая внутренняя сила, смелость, сознание своего единства с хорошими людьми. И думается, почему бы людям не создавать дружеских союзов взаимопомощи, верных, стойких и добрых? Вроде древнего рыцарства, что ли, не знаю, как уж назвать. Насколько стало бы легче жить».
Показательно, что эта идея перекликается со словами Льва Толстого из «Войны и мира»: «Все мысли, которые имеют огромные последствия, – всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».
Относительно распространённости сегодня с одной стороны культа агрессивности, а с другой – темы борьбы со злом исключительно кулаками и огнестрельным оружием. Конечно, герои Ефремова борются со злом и руками (Менедем), и ногами (Эрис), и пистолетом (Леа). Но высший уровень – высшая нервная деятельность:
«Ахмед выступил вперед, указывая на Гирина и Леа, и закричал, как в кошмаре, скаля зубы и закатывая глаза. Поднятая рука его сжала кривой нож. Еще несколько ножей появилось в тёмных кулаках собравшихся.
Гирин уставился пристальным, тяжёлым, точно свинец, взглядом на Ахмеда. Пакистанец умолк, опустил руку, потом и глаза. Дикое напряжение его тела ослабло, кинжал звякнул об асфальт.
Гирин, сообразив, что слуга американца должен знать английский язык, громко и властно скомандовал:
— Поди сюда, убийца!
Ахмед покорно шагнул вперед, отделяясь от толпы, и тотчас люди, теснившиеся за тем, кто показался им вожаком, отступили.
— На колени!
Ахмед рухнул, его коленные чашки громко стукнули об асфальт...
Толпа в ужасе застыла, некоторые попадали на колени, крича: "Санниази! Санниази!" ("Святой! Святой!")».
Для Ефремова всегда был важен человек как высокоразвитое живое существо. Это одна из причин того, что он не любил авраамические религии, в том числе христианство, где человек унижен чисто биологически. (Хотя Ефремов высоко ценил «Мастера и Маргариту» Булгакова – по его словам, это «вещь многоплановая, очень глубокая, и в ней есть такая великая печаль, что дух захватывает» – скорее всего, он имеет в виду прежде всего те страницы, где фигурирует Иешуа – Иисус.) Но обратите внимание: не существует христианской гимнастики, в отличие от индуизма. Иудаизм, христианство и ислам порицают танец, который Ефремов считал главным из искусств. Так что положительная сторона современности – возможность заниматься физическим совершенствованием. Но опять-таки не разбазариванием энергии тела, как в телевизионных «Жестоких играх» и современных видах спорта, которые всё более напоминают гладиаторские бои. Снова «Лезвие», где Гирин уповает не на профессиональный спорт, который пока что истощает ресурсы тела: «Индийская йога учит накапливать эти ресурсы, но мы ещё не взяли ее за образец и не приспособили к нашим нуждам». О том же говорится в индийской части романа: «Шакти — энергия природы и пробуждение её — ведёт к тому, что у человека появляются громадные силы и способности».
Интересно, что сегодня всё более популярными становятся любимые Ефремовым и его героями виды спорта, уходящие корнями в историю человечества: плавание, в том числе подводное, и скалолазание.
С атомной энергетики я начал, человеческой энергетикой закончу. В «Сердце Змеи» земная звездолётчица даёт совет космонавтам с фторной планеты – перестроить свои организмы с фторной основы на кислородную. А в «Таис Афинской» главная героиня, плывя в лодке, мечтает стать пери – огненной летающей девой. Может быть, есть смысл человеку перейти на иную биоэнергетическую основу. Тут есть связь с Циолковским, который мечтал о «лучистом человечестве» – сверхцивилизации уже не плотских гуманоидов, а своего рода ангелов, излучающих энергию добра и любви. До этого очень далеко, но мечтать полезно! Как и читать Ивана Антоновича Ефремова.



Источник: http://tzarevich.sitecity.ru/stext_0305164303.phtml
Категория: Статьи об Иване Ефремове | Добавил: makcum (06.02.2012) | Автор: Сергей Макин E W
Просмотров: 1089 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [81]
Философия Ефремова [71]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [11]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Важное ]
  • Статьи Максима Михайлова:
  • Разное:

  • [ Литературные последователи Ивана Ефремова ]
  • Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»: Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»
  • Повесть «Парус» на немецком языке («Der letzte Flug der Parus», перевод - Герд-Михаэль Розе)
  • Der letzte Flug der Parus

  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»

  • Произведения Андрея Константинова:

  • [ Друзья сайта ]
  • Нооген Нооген
  • TES
  • TES
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
 вкус! Crazy-Chess.ru

    [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Свобода внутри нас © 2024