Ефремов навсегда!
Раскрывая суть буддистского учения о Пути и Карме, Иван Ефремов писал: "Даже на самой высшей ступени перевоплощения ушедший с Земли дух обязан снова воплощаться в мире, чтобы в качестве бодисаттвы помогать духовно возвыситься".
В текущем году минет сорок лет со дня ухода выдающегося русского ученого-палеонтолога, писателя-фантаста и философа-космиста, творчество которого на протяжении почти семидесяти лет возвышает духовно и в нравственно-культурном отношении читателей на всей Земле. Неслучайно еще в 1967 г. известнейший американский фантаст Пол Андерсон в своем письме профессору Ефремову писал: "Ваши рассказы наполнены удивлением, атмосферой чуда, которой, к сожалению, недостает в большинстве современной американской научной фантастики и приключенческой литературы". Действительно, уже его первые рассказы и повести, опубликованные в 1944-1947 гг., наполненные романтикой необыкновенного, духом приключений и поиска, мужеством и отвагой их героев, до сих пор читаются с живейшим интересом и на одном дыхании. По-видимому, они и впредь, судя по огромному количеству их переизданий, будут востребованы широкой читательской аудиторией.
Написанная Ефремовым в 1949 г. повесть "На краю Ойкумены", изданная спустя десять лет кембриджским издательством на английском языке под названием "The Land of Foam" (дословно "Страна пены морской"), получила признание у Артура Кларка. Последний ценил и "Туманность Андромеды" - замечательный роман, принесший Ефремову поистине глобальную славу и открывший выпущенную в 1970 г. во Франции десятитомную энциклопедию "Шедевры мировой фантастики". "Книга эта, - писал Юрий Андреевич Жданов, - пожалуй, одна из самых смелых и захватывающих фантазий во всей мировой литературе". Примечательно, что уже на следующий день после своего приземления Юрий Алексеевич Гагарин в интервью журналистам назвал Ефремова в числе своих любимых писателей, а в своей статье в журнале "В мире книг" (1961. № 8) прямо заявил: "Мне очень понравилась книга И. Ефремова "Туманность Андромеды". Автор посмотрел в будущее глазами ученого и художника, попытался первым всесторонне показать жизнь через тысячелетия, это само по себе уже интересно... И люди там интересные, и проблемы затронуты большие. А главное - вера в поступательное развитие общества". Кстати, издан был этот роман в 1957 г., поэтому было весьма символично, что в день запуска первого искусственного спутника Земли Ефремов получил телеграмму, в которой его поздравляли с началом Эры Великого Кольца, столь впечатляюще изображенной в романе.
В повести "Сердце змеи" ("Cor serpentis", 1959) писатель предсказывал, что чудовищные пропасти времени и пространства, разделяющие обитаемые миры, в перспективе будут успешно преодолены, и земные люди протянут руки мыслящим обитателям иных миров; таким образом, "цепь мысли и труда протянется через бездны пространства как окончательная победа над стихийными силами природы".
В конце нынешнего года исполнится полвека весьма популярному и продолжающему вызывать до сих пор серьезные дискуссии роману "Лезвие бритвы", очень убедительно доказывающему особую роль познания психофизиологии человека для целей воспитания всесторонне гармоничной личности. Вместе с тем это произведение представляет собой подлинный гимн любви, "что движет Солнце и светила".
В своем знаменитом романе "Час Быка", пережившем сразу после его выхода в свет гонения со стороны тогдашних властей (вплоть до запрета на его переиздания с начала семидесятых и почти до конца восьмидесятых годов) писатель таким образом смоделировал трагический опыт жизни людей на планете мучений и слез Торманс ("Тор-Ми-Ос"), что и сегодня мы поражаемся удивительному сходству с реальностью и точной характеристике того безвременья (а "Час Быка" описывает это погружение во тьму и "свирепую тоску перед рассветом"), в котором находится земное человечество даже в XXI веке. Подчеркивая особый гуманизм героев этого романа, великий педагог и ученый В.А. Сухомлинский писал Ефремову, выделяя следующие строчки романа: "... Не можем жить и быть свободными, пока есть несчастные". В этих словах из "Часа Быка" сконцентрированы, мне кажется, идеи, которые не могут не волновать в наши дни каждого честного человека... Я влюблен в Ваших людей будущего - честных, правдивых, ярких и сильно выраженных".
Ефремов, обладавший уникальным "визионерским" даром ("эйдетическая" память в "Лезвии бритвы"), в своем творчестве разворачивал непрерывную спираль развития природы, человека и общества с древнейших времен до современного ему периода и к весьма удаленным будущим эпохам обитаемой Вселенной.
Последним прижизненным произведением писателя стал впечатляющий по силе ретроспективной реконструкции, глубине историко-философского анализа и эстетически достоверной художественности воплощения полнокровной картины жизни Древней Греции, приобретший феноменальную популярность роман "Таис Афинская", о котором доктор медицинских наук Ф.В. Бассин отозвался следующими словами: "Я не знаю ни одного произведения ни в художественной, ни в научной литературе, которое с такой ослепительной яркостью воспроизводило бы жизнь ушедших эпох".
Как и предыдущие свои крупные произведения, роман "Таис Афинская" писатель посвятил Таисии Иосифовне Ефремовой лаконичной строкой "Т.И.Е. - теперь и всегда". Ведь именно она - его муза - вдохновляла его, окружала своей заботой и вниманием, посвящая все силы любимому человеку.
Сорок лет тому назад, впервые прочитав на одном дыхании этот замечательный роман, по какому-то наитию свыше запечатлел на бумаге такие строчки:
- Нам не вернуть Эллады, милой сердцу,
И Персеполис пусть сгорел дотла,
Но вправе донести мы людям Веру,
Что есть она - священная Земля,
Где ждет людей желанная свобода
И дружества Великое Кольцо.
Твори, выдумывай, дерзай и пробуй,
Чтобы явить Грядущего лицо!
Истинно справедливо отмечал Ефремов в "Таис Афинской", что "нравственность народа, его воспитание в достоинстве и уважении к предкам, к труду и красоте важнее всего для судьбы людей и государства" и что главное, на чем стоит человек, - это не оружие, не война, а нравственность, законы поведения среди других людей и всего народа".
Именно решение вместе с писателем сложных нравственных, а следовательно, насущных человеческих проблем, сфокусированных в произведениях Ефремова, привлекает к ним читателей с самыми разными характерами.
Как никогда актуально звучит ныне и своего рода напутствие великого мыслителя политикам: "Подготовьте понятную всем программу действий, а главное - создайте справедливые законы: законы не для охраны власти, собственности или привилегий, а для соблюдения чести, достоинства и для умножения духовного богатства каждого человека. С законов начинайте создание трех шагов к настоящему обществу: закона, истинно общественного мнения, веры людей в себя. Сделайте эти три шага - и вы создадите лестницу из инферно".
К сожалению, Ефремов не успел написать задуманный им в последние годы жизни роман "Чаша отравы", в котором он хотел, по его же словам, "развернуть картины отравления ноосферы, как говорил Вернадский, человеческого общества и собственно мозга человека всеми видами злых, вредоносных, унижающих, ошельмовывающих, обманывающих влияний с помощью религии, средств массовой коммуникации, вплоть до медицины и спорта", а также "сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной сейчас невежеством, ненавистью, страхом, недоверием; показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю".
Однако и то, что им было создано, вошло в сокровищницу отечественной и мировой науки, равно как и литературы.
Крылатые слова болгарского поэта Ивана Вазова "Не погасить того, что не гаснет" в полной мере относятся к идеям и духу произведений его тезки - Ивана Ефремова.
И весьма символично, что между орбитами Марса и Юпитера на расстоянии свыше 300 миллионов километров от Земли кружится малая планета 2269, названная в его честь, - ЕФРЕМИАНА.
Л.В. АКОПОВ,
профессор, зав. кафедрой Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Источник: http://andrey-davydov.livejournal.com/457047.html |