Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



Литературные последователи Ивана Ефремова:
Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
иванефремов.рф




Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Статьи об Иване Ефремове

Два сценария будущего: Великое Кольцо Разума или Час Быка
Настоящий очерк посвящён Ивану Антоновичу Ефремову -- гениальному учёному-энциклопедисту, палеонтологу, геологу, популяризатору науки, а также писателю, фантасту, футурологу и социальному мыслителю, которому 22 апреля 2008 года исполняется 100 лет. Кроме того, в отличие от многих так называемых коммунистов, Ефремов никогда не состоял в так называемой "компартии", но был настоящим Коммунистом с большой буквы, за что пострадал при жизни и даже после смерти.


Увертюра


Широта интересов, энциклопедизм знаний и богатейший опыт Ивана Ефремова просто поражают. Он прошёл с экспедициями огромные просторы Евразии. Опираясь на геологию и палеонтологию, он выстроил оригинальную космологию, высказал идеи о наличии в Космосе (кроме Земли) жизни, обосновал антропоморфную гипотезу, согласно которой эволюция ведёт живую материю к разумной жизни в человекообразной форме. В книгах "На краю Ойкумены" (1946), "Лезвие бритвы" (1963), "Таис Афинская" (1971) Ефремов выступает как выдающийся историк, этнограф, психолог и антрополог. Объять все "ипостаси" сразу невозможно, а потому в настоящем очерке обратимся к Ефремову как неисправимому романтику, первопроходцу, социальному мыслителю, футурологу и коммунисту.



Нынче, после кошмаров ХХ века слово "коммунизм" считается ругательством, хотя недавно оно было синонимом "светлого будущего". Но взгляд на современный мир вынуждает согласиться с мыслью Ефремова: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет мёртвая планета, ибо цивилизация в нынешнем её виде неминуемо либо взорвёт себя, либо утонет в своих же фекалиях. Изданный в 1970 г. в "буржуйской" Франции десятитомник "Шедевры мировой классики" начинался не Рэем Бредбери или Артуром Кларком, а "Туманностью Андромеды" -- знаменитой книгой Ивана Ефремова о коммунистическом и космическом будущем Земли. Любопытная деталь: журнал "Техника молодёжи" как раз вёл первую публикацию "Туманности Андромеды", когда 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли.



Откровения Ефремова удивительнейшим образом совпадают с мыслями автора этих строк. Товарно-денежные отношения, гедонизм, меркантилизм, истеричные масскульт и потребительство, жажда власти, престижа и славы неминуемо ведут земную цивилизацию в пропасть или на помойку. Дабы "спастись" (в библейском и в самом прямом смысле), человечество обязано принять аскезу для постижения бесконечной Истины и сохранения планеты Земля как единственного пока ареала обитания, перенаправить свою энергию с созданного самими людьми отупляющего социального болота в Космос. Отсюда настоящий идеал коммунизма: совершенное общество, где человек не будет уже зависеть от иррациональных сил социума, а посвятит себя творческому познанию и разумному преобразованию мира, продвижение в бесконечное Пространство. Если кому-то здесь не нравится слово "коммунизм", то можно сочинить другое, лишь бы суть осталась…



Мятежный путь первопроходца


Официальная дата рождения Ефремова -- 22 апреля (9 -- по старому стилю) 1907 г., но она является вымышленной, а 100 лет ему исполняется именно в 2008 г. В метрической книге Суйдинской церкви Царскосельского уезда под Петербургом указано, что он родился в селе Вырица 9 апреля (по ст.ст.) 2008 г., а год "приписал" себе в юности, чтобы раньше начать работать.



Отец Ивана Ефремова имел крутой нрав и огромную силу, хаживал на медведя с рогатиной. Иван унаследовал от него богатырское телосложение, вспыльчивый и прямой характер. Отец занимался лесоторговлей, установил в семье порядки патриархальные и деспотичные. В доме была богатая библиотека, и Иван в шесть лет выучился читать. Читал Ж.Верна, Г.Уэллса, Г.Хаггарда, Ж.Ронни-старшего, А.Конан Дойла, Дж.Лондона. Затем семья перебралась в Бердянск, где прошли отрочество и гимназические годы Ивана. Там он заболел морем. Родители развелись. В 1919 г. мать с детьми переехала в Херсон, вышла замуж за командира Красной Армии и уехала с ним. Иван прибился к автороте Красной Армии, стал "сыном полка", дошёл до Перекопа. Был контужен и на всю жизнь получил лёгкое заикание. В 1921 г. приехал в Петроград и в два с половиной года окончил школу. Работал грузчиком и шофёром. В 1923 г. сдал экзамены на штурмана каботажного плавания в мореходных классах и воплотил мечту о море: в 1924 г. до поздней осени ходил матросом у берегов Сахалина и по Охотскому морю.



Иван читал "запоем". Как-то ему попалась статья палеонтолога Петра Сушкина в журнале "Природа". Иван познакомился с профессором Сушкиным в Геологическом музее, увидел скелеты ископаемых ящеров, и это определило его судьбу. Он стал помощником и сотрудником Сушкина, продолжателем его дела в Геологическом и в Палеонтологическом музеях. Ефремов поступил на биологический факультет Ленинградского университета, но долго не мог его окончить, потому что в 1920-30-х его ожидала настоящая "одиссея".



С палеонтологическими экспедициями он прошёл: Приуралье от севера, Башкирии и Татарии до степей Оренбуржья и Прикаспия, Поволжье, пустыни и горы Средней Азии. Он вскрывал костеносные отложения амфибий и рептилий рубежа пермского периода палеозоя и триасового периода мезозоя, "динозавровый горизонт" в северных отрогах Тянь-Шаня. Высказал гипотезу о том, что "кладбище динозавров" тянется далее в Китай и Монголию. Индустриализация СССР требовала источников сырья. Ивану пришлось заниматься геологической съёмкой "белых пятен" Сибири и Дальнего Востока. Он исследует бассейн Амура там, где позднее будет построен Комсомольск-на-Амуре. Один из отрезков БАМа (Байкало-Амурской магистрали) проходит по маршруту отряда Ефремова. Его экспедиция иследовала бассейны рек Чары и Олекмы, разведала полезные ископаемые, впервые составила геологическую карту Олекмо-Чарского нагорья и запада Алданской плиты, которая использовалась в Большом советском атласе мира.



Ефремов начал руководить изыскательскими партиями, когда ему едва перевалило за 20. Жизнь и успех экспедиции часто зависели от опыта и организаторского таланта начальника. Ефремов обладал знаниями, интуицией, обострённой наблюдательностью, чувством единства с природой, выдержкой, мужеством. Позднее он писал: "Начальник тот, кто в трудные моменты… впереди всех. Первое плечо под застрявшую машину -- начальника, первый в ледяную воду -- начальник, первая лодка через порог -- начальника, потому-то он и начальник, что ум, мужество, сила, здоровье позволяют быть впереди. А если не позволяют -- нечего и браться". Не жалея себя во имя познания, Ефремов "угробил" здоровье -- у него возникла тяжёлая болезнь сердца, а в Средней Азии он "подхватил" лихорадку, которая периодически сильно обострялась.



После переезда Академии наук из Ленинграда в Москву Палеонтологический музей помещался в неприспособленном помещении. Ефремов инициировал письмо об этом на имя "самого" Сталина, хотя дело было в 1937 году, и за такие "фокусы" можно было отправиться "на Колыму" отнюдь не с научными целями!



Ефремов "без отрыва от производства" умудрился окончить биологический факультет, затем экстерном за два с половиной года -- Горный институт. В 1935 г. за совокупность работ по палеонтологии ему была присвоена степень кандидата биологических наук, а в 1941 г. Ефремов стал доктором наук. Он разработал "тафономию" -- учение о закономерностях сохранения ископаемых организмов в осадочных породах, за что был удостоен Государственной (Сталинской) премии в 1952 г.



Началась война. Ефремов просился на фронт, но ему поручили заниматься эвакуацией Палеонтологического института, потом направили в Уральскую геологическую экспедицию. Весной 1942 г. обострилась лихорадка, и его отправили в Алма-Ату, затем во Фрунзе (Бишкек). Вынужденное безделье во время болезни породило знаменитого писателя Ефремова. Его приключенческая и фантастическая проза не была, как нынче, высосанным из пальца "экшн-энд-фэнтэзи", а содержала научные знания и опиралась на реальный опыт автора. В 1944 г. вышел цикл "Рассказов о необыкновенном". В рассказе "Голец Подлунный" по мотивам путешествий Якутией есть сходство с Джеком Лондоном: борьба со "снежной тропой" и "белым безмолвием", познание Неизведанного; впрочем, у Лондона силён "меркантильный мотив" поиска золота, а герои Ефремова бескорыстны.



Геологические формации Якутии были похожи на геологию Южной Африки, где в кимберлитовых трубах найдены алмазы. В рассказе "Алмазная труба" (1944) Ефремов высказал гипотезу о возможном нахождении в Якутии алмазов. Говорят, многие геологи носили эту книгу в полевых сумках. Через 12 лет после написания рассказа алмазы в Якутии были найдены, во многом благодаря научной гипотезе Ефремова в форме приключенческого рассказа! В СССР процветал маразм: "внутренние органы" обвинили учёного в том, что он в открытой печати раскрыл "проклятым империалистам" тайну об алмазах в СССР, хотя Ефремова можно заподозрить в приверженности к утопическому коммунизму, но никак не к "империалистическому капитализму"!



После войны Ефремов подтвердил свою гипотезу об огромном поясе останков амфибий и рептилий мезозоя в Евразии от севера Европейской части России через Урал и Среднюю Азию в Монголию и Китай. В 1946-49 гг. под его руководством состоялась советская палеонтологическая экспедиция "за костями дракона" в Монголию в пустыню Гоби, где были вскрыты огромные "кладбища динозавров". По Ефремову, на месте ныне засушливой Гоби в течение десятков миллионов лет были заболоченные низменности с богатейшей флорой и фауной. Об этом он написал увлекательный документальный роман "Дорога ветров" (1955), который, кроме путевых записок, содержит в доступной форме научные результаты и философско-материалистическую концепцию о единстве природы и месте человека в ней.



Это была последняя экспедиция Ефремова. Подорванное здоровье давало о себе знать. Он подводит научные итоги многолетних скитаний и всё более становится писателем, фантастом и футурологом. В 1957 г., повторимся, выходит "Туманность Андромеды", сделавшая его всемирно известным фантастом. За 30 лет до 1987 г. книга была издана 83 раза на 36 языках!



В 1958 г. началась Советско-Китайская палеонтологическая экспедиция, в которой должен был принимать участие Ефремов. Он даже выезжал в Китай на переговоры, но так в ней и не участвовал. Формально, в 1959 г. он ушёл по инвалидности. Есть данные, что его "подсидели", мотивируя тем, что он занимаеся больше беллетристикой, чем наукой. Ефремов признавал, что ему стало тесно в рамках науки, рассчитанной на узкий круг; он чувствовал, что обязан приоткрыть тайны мироздания миллионам. Ефремов состоял в советских и зарубежных научных обществах, в Союз писателей СССР, в редколлегиях весьма популярных, с миллионными тиражами журналов "Природа", "Вокруг света", "Техника -- молодёжи". Казалось бы, "жизнь удалась"…



Но! В 1968 г. Ефремов пишет антиутопию "Час Быка", которая произвела эффект разорвавшей бомбы. Книгу сочли "клеветой на советскую действительность", хотя Ефремов ставил вопрос намного шире и не видел различия между "олигархическим капитализмом" и "муравьиным лжесоциализмом". Он говорит о тупике, регрессе цивилизации, когда нарушены взаимосвязанность и параллельность научно-технического и нравственного развития; предупреждая о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе, подчёркивает, что падение цивилизации в первую очередь определяется моральным износом, духовно-эмоциональным оскудением.



"Час Быка" изъяли из библиотек, его упоминание было запрещено, а переиздан был только через 18 лет. Число друзей писателя резко сократилось. Отвернулись даже те, кто громко называл Ефремова своим учителем. В защиту выступили только писатель Александр Казанцев и партийный функционер Пётр Демичев, но это ничего не дало.



Здоровье резко ухудшалось, и 5 октября 1972 г. Иван Антонович Ефремов скончался, так и не дожив до окончания публикации последнего романа "Таис Афинская".



"Танцы на костях" великого мыслителя продолжились и после его смерти. На квартире был произведён тринадцатичасовый (!) обыск на предмет "вредной литературы", забрали черновики и даже предсмертные письма жене. Только через 16 (!) лет "внутренние ограны" пояснили, что обыск, дескать, был вызван подозрениями в насильственной смерти Ефремова. По сей день здесь много неясного…



Были сняты некрологи в журналах. Имя Ефремова пытались даже вычеркнуть из науки! В 1974 г. в материалах Всесоюзного палеонтологического общества, посвящённых тафономии, имя основателя этого направления Ивана Ефремова было вымарано!



Впрочем, с 1975 г. его книги, хоть и в урезанном виде, издавались, поскольку приносили огромные прибыли. Только к концу 1980-х имя Ефремова было реабилитировано, проведены "Ефремовские чтения", издано полное собрание сочинений.



Наибольший удар делу Ефремова был нанесён дискредитацией идеи коммунизма. Земная цивилизация всё более отворачивает от пути "Туманности Андромеды" и со всё более тупым упорством движется по траектории "Часа Быка". Познание тайн Земли и Космоса сейчас популярностью не пользуется, в моде нынче потребительство, масскульт и "политология". Зачем искать "кости дракона" в пустыне Гоби, если в телевизоре крутят "Парк Юрского периода"?! Героями нынче являются не первопроходцы, учёные, мыслители, космонавты, а клерки, бандиты, проститутки, олигархи и политиканы. Толпу обуревают теперь не жажда познания Вселенной, но алчность, гедонизм и различные дурнопахнущие страстишки… Ибо сказано: мы живём в Час Быка!



Великое Кольцо Разума: нереальная утопия?



Идея "Туманности Андромеды" возникла под звёздным небом пустыни Гоби. Это была полемика с книгами Уэллса с их картинами "затухания" человечества. А также с западной фантастикой, "нафаршированной" идеями о том, что человек погряз в звериных, эгоистических и половых инстинктах, а посему человечество неминуемо перенесёт в Космос социальнные отношения Земли -- войны, бандитизм, делёж собственности… Кстати, нынче уже вовсю покупаются-продаются участки на Марсе, и на полном серьёзе обсуждается вопрос о том, кто будет владеть Луной… Бред какой-то!



По Ефремову, у людей есть более достойные занятия, чем "делать деньги" и "одобрять политику", а "светлое будущее" -- это не безделье и потребление. Люди будущего должны быть увлечены работой, что избавит от праздности и идиотской необходимости "убить время". Основным делом станут бесконечное познание и разумное преобразование бесконечного мира. Братья Стругацкие писали: "Счастье -- в непрерывном познании неизвестного, и смысл жизни в том же". Требование коммунизма дать каждому всё необходимое решается не только развитием науки и технологий на основе разумного использования и возобновления ресурсов Земли, но и существенным упрощением обихода человека, принятием разумной аскезы.



Человечество должно отказаться от мегаполисов, производящих гигантские объёмы физических и моральных нечистот. Вместо них -- системы селений, центры исследований и информации, музеи и дома искусств, связанные в гармоническую сеть в наиболее удобных для проживания зонах Земли.



Упрощение потребностей -- это не "концлагерь типа фаланстер". Разумная экономика невозможна без психо-духовного роста масс. Необходима дисциплина желаний, воли и мысли: усложнение быта ведёт к упрощению, падению духовной культуры, а рост культуры ослабит тягу к собственности, жадность обладания и неудовлетворённости. Планомерная и разумная организация позволит избежать суеты, разнузданности, истерии престижа, стремления "по трупам" продвинуться вверх в социальной иерархии. Люди будущего у Ефремова предстают несколько холодными, отстранёнными, углублёнными и сосредоточенными на науке и познании. Правда, он несколько противоречит себе, говоря, что культура будущего будет эмоциональной, напоминающей культуру Древней Эллады с её культом красоты, здоровья, состязаниями с силе, красноречии, поэзии, ловкости.



Все жители Земли будут иметь право и возможность участвовать в важнейших решениях, подключаясь по системе планетарной связи к работе соответствующего органа. Ефремов даёт картину принятия решения о направлении экспедиции на планету в Туманности Андромеды с необычной цивилизацией и получения новых знаний, что требует огромных ресурсов и сокращения уровня потребления, но земляне сознательно идут на это.



Ефремов предлагает периодизацию будущего. Сейчас мы живём в Эру Разобщённого Мира (ЭРМ). Достигнув довольно высокого уровня науки и техники, научившись примитивному извлечению ядерной энергии и выходу в Ближний Космос, цивилизация разделена на враждующие анклавы, отстаёт, даже деградирует в эмоциональном развитии. Эрих Фромм писал: "Интеллект растёт, а разум угасает". Цивилизация может преодолеть разобщённость, объединить усилия и коллективный разум пойти по пути прогресса; но может пойти по пути деградации и уничтожить себя.



Ефремов верит, что наступит ЭМВ -- Эра Мирового Воссоединения, когда человечество станет единой общностью с единым языком, хотя память и имена сохранят этнические корни. Отсюда имена героев "Туманности Андромеды" -- Дар Ветер, Чара Нанди, Гром Орм, Мвен Мас, Эвда Наль, Веда Конг, Ляо Лан, Миико Эйгоро…



Затем наступит ЭОТ -- Эра Общего Труда, к концу которой человечество выйдет в Дальний Космос, столкнётся с инопланетным разумом. По Ефремову, развитые цивилизации могут быть только коммунистическими. На определённом этапе они объединяются в Великое Кольцо Разума для обмена знаниями и помощи друг другу в познании и преобразовании Космоса. Так Земля вступит в ЭВК -- Эру Великого Кольца.



Согласно гипотезе, пространство-время образует спираль, а для преодоления огромных расстояний Космоса следует перемещаться по прямой, минуя завихрения. Роман оканчивается тем, что Земле удаётся установить краткий прямой энерго-информационный контакт с планетой из системы Эпсилон Тукана в Туманности Андромеды и обнаружить неизвестную высокоразвитую цивилизацию. Земля направляет межзвездную экспедицию. Её участники уже никогда не смогут увидеть Землю: вернутся только их дети, когда никого из современников уже не будет в живых. Люди будущего идут на жертву, зная, что их смерть в глубинах Вселенной возродит их в познаниях будущих поколений. Позднее земляне научатся при помощи "звездолётов прямого луча" посещать далёкие планеты, и наряду с Эрой Великого Кольца наступит ЭВР -- Эра Встретившихся Рук…



…Утопия? Да! Но не потому, что всё это так уж нереально. Цивилизация с тупым упорством делает всё, чтобы пойти по пути не прогресса, но деградации, а то и вовсе уничтожить себя. Поэтому социальный оптимист Иван Ефремов через 10 лет после "нереальной утопии" пишет "вполне реальную антиутопию".



Час Быка: вполне реальная антиутопия!



Истоки идеи и аллегории "Часа Быка" писатель тоже нашёл в пустыне Гоби: "Час Быка, два часа ночи… Так называли в древности наиболее томительное… время незадолго до рассвета, когда властвуют демоны зла и смерти. Монголы… определяли так: Час Быка кончается, когда лошади укладываются перед утром на землю". Китайский эпос гласит: "Земля рождена в Час Быка (иначе -- демона, в два часа ночи)". То же -- в славянских повериях: "Темнее всего перед рассветом". Есть и латинский афоризм "Dolor ignis ante lucem" -- "Свирепая тоска перед рассветом". По Ефремову, Час Быка является самым тягостным временем перед рассветом из-за сложившейся с первобытных времён физиологии организма и особого состояния атмосферы перед рассветом.



Действие происходит через 150 лет после "Туманности Андромеды" в Эру Встретившихся Рук. Согласно легенде, в начале Эры Мирового Воссоединения, спасаясь бегством от планетарной войны, несколько допотопных звездолётов ушли с Земли в Космос. Их ждала смерть, но имелась ничтожная вероятность того, что через "нуль-пространство" они попали на пригодную к жизни планету, где теперь размножились и живут в мучениях, искупая грехи в очередном кругу безысходного ада. Планету назвали "Торманс", от "мучение", "страдание", что происходит из поэмы Данте Агильери "Inferno" (Ад): "Nuovi tormenti e nuovi tormentati" -- "Новые мучения и новые мученики".



По Великому Кольцу поступают данные, что обитатели одной из планет созвездия Рыси очень похожи на землян. Земля направляет экспедицию для изучения цивилизации и помощи братьям. Достигнув планеты, земляне освоили язык, изучили её историю, биосферу, производство, социальный уклад, СМИ. За исключением "фантастических спецэффектов", далее всё похоже на нынешние реалии.



Варварская эксплуатация цветущей планеты привела к уничтожению лесов, к заражению почвы, воздуха, морей и рек, к нехватке энергии и воды. Огромные пространства стали пустошью, а население сконцентрировалось в шумных и зловонных мегаполисах. Улицы забиты истерическими толпами и транспортом. Телевидение уделяет ничтожное внимание науке, искусству, истории, философии, но до отказа забито фильмами об истории покорения, вернее разграбления планеты, спортом и "звёздами". Спорт собирает ревущие толпы, "звёздами" и спортсменами работают тупые люди, на которых молится слабая физически и духовно толпа. Узкий профессионализм обедняет чувства и сужает кругозор. Особое внимание телевидение уделяет Чойо Чагасу и его трём помощникам, составляющим верховный орган -- Совет Четырёх. Столица назвается Городом Средоточия Мудрости, а планета -- Ян-Ях по имени жены правителя.



История планеты такова. Обострение социальных противоречий привело к мировой войне между двумя империями, анархии и насилию в век Голода и Убийства. С победой одной из империй возникло всепланетное государство, воцарились тирания и фашизм, которые обеспечили стабильность, рост производительных сил, даже некоторый достаток. Экономическая основа строя -- государственно-олигархический капитализм, который не очень отличается от "государственно-капиталистического лжесоциализма".



На вершине социальной пирамиды -- Совет Четырёх во главе с Правителем и с опорой на идеологические органы и спецслужбы. В основании -- рабочие-короткожители ("кжи") и специалисты-долгожители ("джи"). Их разделяют в детстве по способностям: если есть задатки стать инженером, врачом, учёным, то на содержание, учёбу и долгую жизнь тратятся средства; остальным -- чёрная работа и лёгкая смерть в возрасте 25 лет в Храме Нежной Смерти. Для поддержания власти правящий класс разжигает социальную вражду между "кжи" и "джи", подавляет их, подвергает идеологической обработке, обеспечивает некоторый уровень жизни и плебейские развлечения в виде телевидения, борделей и наркотиков. Без смены уродливой психологии массы смена правящей верхушки бессмысленна. Начальница экспедиции землян, историк Фай Родис говорит: "Толпа и властитель -- диалектическое единство противоположностей, отдельно они не существуют". Правитель планеты Чойо Чагас отвечает: "Это люди, с которыми можно сделать всё, что угодно!.. Надо только… восхвалять их. Кричите им, что они велики, прекрасны, храбры и умны, и они позволят вам всё. Но попробуйте назвать их тем, что они есть на самом деле: невеждами, глупцами, тупыми и беспомощными ублюдками, и рёв негодования заглушит разумное обращение".



Усложнение общества, создавая комфортную жизнь, делает человека более слабым и менее развитым. Человек прошлого самостоятельно строил жилище, обращался с конём, оружием. Нынешний узко-профессиональный человек -- это пассивный, зависимый от социума потребитель. На смену первобытным предрасудками цивилизация привела массовое общество с фобиями и психо-неврозами. Люди урбанистического общества боятся остаться без работы, пищи, воды, жилья -- они не могут добыть всё это не из рук социальной иерархии. Отсюда истеричная тяга к накоплению, потреблению, развлечению, глупейшая зависть и стремление выделиться в толпе любой ценой.



Член правящей верхушки Торманса обращается к землянам с просьбой поддержать его в совершении "переворота сверху". Когда начальник экспедиции Фай Родис спросила, что конкретно он сделает для людей, сановник ответил, что будет увеличено количество увеселений, Домов Любви, дворцов отдыха на берегах моря и сексуальных зрелищ.



Наука Торманса поражена теми же язвами, что и наша современная наука. Вместо постижения целостного мира происходит раскол познания и сознания (шизофрения) на множество фрагментов. Бесконечные наукообразные статьи-доклады-полемики, часто вокруг надуманных проблем, не приближают к истине, а удаляют от неё, а ещё чаще служат для продвижению их авторов в абсолютно идиотской научной иерархии. Ефремов пишет: "Наука не знает и не может знать всей необъятности мира. И вера в то, что она уже нашла решение всех проблем, приведёт к катастрофе. Так могут думать лишь ослеплённые догматизмом или некритическим энтузиазмом люди. Ни одно из открытий, ни один из величайших законов не окончательны". Современная наука, страдающия клиническими проявлениями поверхностно-логического рационализма, линейной причинности, позитивизма и картезианского догматизма, похоже ведёт уже даже не в тупик, а в пропасть.



Это полная потеря смысла жизни, экзистенциальный коллапс. Правитель Торманса Чойо Чагас признаёт, что морально-психологический стержень общества выродился, цивилизация хаотично существует со "сбитой" ментальной программой.



Почему достаточно высокий уровень в технике и потреблении отнюдь не гарантирует цивилизацию от деградации и опасности самоуничтожения?



Ефремов использует понятие "инферно" ("нижний", "подземный", "ад") и напоминает выражение Данте: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Естественный отбор -- это яркое выражение инфернальности, улучшение вслепую, когда миллионы жизней погибают в страдании и безысходности. Эволюция идёт в направлении свободы и независимости от внешней среды, что ведёт к напряжённой нервной деятельности и опять-таки увеличению страдания и безысходности. Человек как существо мыслящее особо подвержен "инферно". Подсознательные первобытные инстинкты держат человека, хотя он думает, что он -- индивидуальность. Развитие аппаратов власти лишь усиливает инфернальность и ведёт к попытке отгородится от мира.



Ефремов ратует за переход от инстинктов к самосовершенствованию, от вожделений и анархии к разумному ограничению, даже аскезе для познания и преобразования мира.



Разворачивая тему в фантастическом романе, Ефремов называет творца этой теории -- учёного Эры Разобщённого Мира по имени Эрф Ром. Похоже, это намёк на Эриха Фромма (1900-80), который высказывал нечто подобное. Видимо, Ефремов был знаком с работами Фромма, но не совсем понял их или не сумел полностью познакомится с ними из-за "железного занавеса".



"Инферно" Ефремова похоже на "иррациональность" Фромма. В отличие от других, Фромм справедливо различает "инстинкты" и "страсти" человека: инстинкты имеют животную природу, страсти -- психо-социальную. Инстинкты дают однозначную, рациональную программу сохранения жизни. У людей инстинкты сравнительно слабы. Их заменяет разум, но он даёт неоднозначную программу. Кроме сохранения жизни, человеку нужно психическое равновесие: всё, что ставит под сомнение ориентацию, мотивацию, объект поклонения, он воспринимает как угрозу.



Проблема человека не только в том, что он -- животное, но и в том, что… он -- далеко не только животное. Разум сильно осложняет жизнь! Человек -- это единственное животное, которое не только знает объекты, но и понимает, что он это знает. Он осознаёт своё отчуждение от враждебного мира, бессилие, неведение, неизбежность смерти. Он уже не может вернуться в животное состояние. Нарушение физических связей с миром ведёт к экзистенциальным потребностям в психических связях. Их можно удовлетворить творчеством, стремлением к справедливости, независимости, правде. А можно -- нарциссизмом, ненавистью, садомазохизмом, деструктивностью. Объединяясь вокруг лидера, государства и т.д. люди становятся подчинёнными и боязливыми. Товары и развлечения делают человека жадным и неудовлетворённым. Полученная свобода -- это благо, но лишь при созидательной реализации. Иначе страх перед ней ведёт к потере свободы -- авторитаризму тоталитарии или приспособленчеству "развитых демократий". Потребность в воздействии на мир можно реализовать путём его познания и преобразования, а можно -- путём подавления других и разрушения окружающего мира. Здесь корни того, что высокий уровень техники и благосостояния не гарантирует цивилизацию от застоя, регресса, быстрого или медленного самоуничтожения.



Ефремов -- социальный оптимист. "Час Быка" он заканчивает "трагическим хэппи-эндом": ценой гибели нескольких землян на планете Торманс были посеяны зёрна разума, что позволило разорвать безысходние круги инфернального ада. Через 150 (!) лет на Землю по Великому Кольцу поступает сообщение о том, что там "построено светлое будущее", и планета теперь называется не Торманс, а "Тор-Ми-Осс", что значит "Земля". Итак, на планете Торманс закончился Час Быка…



Но он никак не закончится на планете Земля! Более того, складывается впечатление, что земная цивилизация просто таки запрограмирована на самоликвидацию…


Александр КАРПЕЦ




Источник: http://polite.com.ua/analitics/1072-.html
Категория: Статьи об Иване Ефремове | Добавил: makcum (09.12.2011) | Автор: Александр КАРПЕЦ
Просмотров: 796 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [77]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017