Путь в будущее105-летию Ивана Антоновича Ефремова посвящается
В нашей жизни много занятных совпадений и чем больше человек знает, тем о большем ему эти совпадения говорят.
22 (9) апреля 1908 года (а не 1907-го,-
один год был добавлен, чтобы «облегчить» начало трудовой деятельности)
родился знаменитый учёный и великий писатель Иван Антонович Ефремов. А в
июне 1908-го произошло одно из самых загадочных явлений природы – так
называемое «падение Тунгусского метеорита»…
Может быть, когда-нибудь удастся найти
непосредственные связи между этими событиями, создав великую теорию,
недвусмысленно связывающую между собой события космические и земные…
пока же можно сказать одно: в мире всё взаимосвязано, хотя связи эти
часто надёжно скрыты даже от пытливого исследователя… Перечитываю роман Ефремова «Туманность Андромеды»… масса технических и организационных несуразностей и явной архаики - вроде 34-ой «Ступенчатой» звёздной экспедиции, звездолёты-заправщики коей, отдавая горючее … возвращались на Землю, или юной девушки-астронавигатора, «всматривавшейся в неудобной позе в широкий и багряный циферблат» и задававшей командиру корабля вопросы на уровне современного, увлекающегося космосом, подростка... Всё это – несущественно, следует отодвинуть в сторону.
Писать о будущем, не упоминая мелкие детали, которые непременно окажутся неверными и смешными, невозможно, попытка такого описания неминуемо выйдет за рамки искусства, за рамки художественной литературы, превратится в безжизненное, невыносимо абстрактное разглагольствование.
Также – для глубокого мыслителя - не столь уж существенны и технические или технологические предвидения, которые оказываются пророческими. Например, создание голографической технологии под воздействием произведений Ефремова «Тень минувшего и «Звёздные корабли». Или открытие алмазного месторождения в Якутии, предсказанного в рассказе «Алмазная труба»…
Важнее всего то, что было актуальным полвека назад, остаётся актуальным сегодня, и будет таковым в обозримом историческом будущем человечества. Рассмотрение сего и будет истинным посвящением – потому, как посвящение – это не только и не столько воспевание достижений, сохранение сих достижений, сохранение плодов творчества талантливого человека, но и продолжение его дела… Лучшее посвящение – посвятить жизнь тому же делу, что и Иван Антонович…
Набросаю некий общий проект, ориентируясь на составляющие коего, отслежу некоторые мысли писателя и их отражение в современности.
ОБЩИЙ ПРОЕКТ.
Мне, как Русскому человеку, гражданину России, важнее всего будущее Отечества – только в свете его развития я вижу и общее развитие человечества. Поэтому начну с общероссийской проектности, гармонично вписывающейся в разумный ход развития всего человечества.
Вряд ли у кого-либо из добросовестно размышляющих и рассуждающих людей, действительно заботящихся о сохранении и развитии России, вызывает возражение утверждение о своеобразии и многообразии путей её развития, о том, что наше развитие должно иметь существенные особенности, нежели чей-то иной путь развития (будь то Западная Европа, США или Китай).
В результате сравнения ряда проектов различных российских политических сил можно прийти к такому, наиболее обобщённому и приемлемому более-менее для всех проекту, осуществляя который, Россия займёт своё достойное место в – подчеркну – устойчиво развивающемся мире.
УПРАВЛЕНИЕ.
Мы обязаны учиться и научиться наилучшим образом управлять своими внутренними (человеческими и природными) ресурсами – это минимум. В том числе, обязательно ввести жёсткие ограничения на использование невозобновимых природных ресурсов. Максимум – стать и оставаться одним из мировых узлов управления… возможно, ведущим,- в терминологии авторской группы ВП СССР (Внутренний предиктор Святой Соборной Справедливой Руси) – «Глобальным предиктором»…
Явление Концепции общественной безопасности, материалы коей созданы упомянутым сообществом, и множество связанных с ним иных явлений и процессов можно рассматривать, как признак перемещения нынешнего ГП, базирующегося в сообществах «западной» культуры, в Россию,- одновременно со сменой концепции управления с толпо-«элитарной» на справедливую… Деятельность как авторского коллектива, так и множества людей, сторонников создания справедливого общества в России и на Земле, и является продолжением деятельности великого учёного и писателя.
Для устойчивого управления необходима наилучшая ориентация в окружающей ситуации. Соответственно, необходимо поддержание существующих и создание новых информационно-аналитических, прогнозных узлов различного назначения (одним из «зародышей» коих может стать и журнал «Сверхновая реальность»).
Два общеизвестных романа, «Туманность Андромеды» и «Час Быка», раскрывают предвидение Ефремова. Смысл этого предвидения таков: ставшее информационно и политически единым, человечество пришло к такому уровню индивидуального развития, когда подавляющее большинство людей хорошо представляет себе суть важнейших проблем дальнейшего развития и может вынести компетентное самостоятельное суждение о путях их решения.
Упомянутые писателем Советы – Экономики и Звездоплавания, ориентируются на рекомендации научно-исследовательских сообществ (Академия Горя и Радости, Стохастики и Предсказания будущего, Производительных сил, Психофизиологии труда, Направленных излучений…) и на результаты всеобщего голосования…
Любой процесс, идущий в мироздании, можно рассматривать как процесс управления или самоуправления. Даже многие учёные, люди, весьма далёкие от различного рода предубеждений и суеверий, склоняются к тому мнению, что существует нечто, правящее мирозданием. Что самые разнообразные процессы,- начиная с возникновения галактик и заканчивая эволюционным восхождением земной жизни, от простейших, прокариот, к высшим, сложнейшим формам, управляются каким-то разумом. Приходя таким образом к идее Бога…
Ефремов творил в годы, когда официально был провозглашён атеизм – отрицание существования Бога. Поэтому в его произведениях трудно обнаружить следы некого «сверхразума». Что ж, порой можно обойтись и без «этой гипотезы»…
Писатель возлагал надежды на разум человеческий, разум, подкреплённый совестью, полагал, что развитие человечества достигнет такого уровня, когда стихийные процессы будут взяты под контроль, когда ход человеческой истории станет управляем соборным разумом и совестью.
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ.
Умение управлять включает в себя и умение управлять формированием новых личностей, в т.ч., умение воспитывать новых управленцев, способных следовать по пути дальнейшего развития. Системы воспитания и образования должны обладать многообразием направлений (дабы можно было отбирать те, что дают наилучшие результаты с точки зрения исполнения всех перечисленных здесь пунктов в совокупности), должны сочетать индивидуальный подход к каждому воспитаннику-ученику с воспитанием умения жить и трудиться сообща.
Важнейшим наследием Ефремова, весомым его вкладом в Русскую культуру, являются его книги.
Книги Ивана Антоновича читаются труднее, «проглатываются» не так легко, как тексты, к примеру, братьев Стругацких. Почему? Потому, что он писал, стараясь тщательно продумывать создаваемые им образы, стараясь сделать так, чтобы описываемое им будущее было как можно правдоподобнее – ведь чем правдоподобнее описание, тем больше читатели поверят в него, проникнутся его идеями. И, соответственно, возьмутся воплощать эти идеи в жизнь. Иван Антонович хорошо осознавал ответственность писателя вообще и свою ответственность, в частности, за то будущее, которое нас всех ждёт – и которое мы все творим ежеминутно своими мыслями, словами, делами…
А братья Стругацкие частенько ориентировались на то, что «приходило само собой», то, что являлось ничем иным, как эгрегориальными наваждениями… Все мы, с момента рождения, живём в «информационном бульоне» - привычном для употребления. (Немногим приходится менять что-то кардинально, немногие способны самостоятельно «поднять голову над бульонной поверхностью»…) А всё привычное употребляется легко – так же, как и изготавливается… «зачерпнул ложку-другую, добавил специй» - и фантастическое варево готово!.. только вот что будет результатом такого «употребления» - вдохновение и прилив сил, или же укрепление пессимизма, общественная пассивность, «несварение желудка»?.. после прочтения иных произведений тех же Стругацких остаётся чувство бессилия, ощущение бесперспективности любой творческой деятельности… Произведения же Ефремова убеждают: человек – творец своего счастья! Будущее человечества прекрасно.
Но стоит ли в детстве, в юности – «в школьном возрасте» изучать «серьёзные» книги? То, что проходят в рамках школьной программы, большинству обычно непонятно, несмотря на требования учителей проанализировать, осмыслить читаемое. Дело в том, что человек, не имеющий жизненного опыта, «не знающий жизни», воспринимает подобные произведения, как нечто «заумное», далёкое от жизни,– ведь его-то собственной жизни – всего ничего.
Большинство школьников не успело ещё испытать ни трагических потрясений, ни великих чувств, ничего, что составляет суть настоящего искусства… И – не испытает, если юный человек,- вместо того, чтобы учиться и читать такие книги, начнёт, например, мыть машины или торговать семечками, зарабатывая на жизнь. Деньги-то он научится зарабатывать, а вот душа его так и останется в зачаточном состоянии. И не будет он способен ни на великие подвиги, ни на самоотверженную любовь, ни на истинное служение обществу.
«Если мяса с ножа Ты ни ел ни куска, Если руки сложа, Наблюдал свысока, И в борьбу не вступил С подлецом, палачом - Значит, в жизни ты был Ни при чём, ни при чём! Если путь прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почём, Значит, нужные книги ты в детстве читал!..»
(«Баллада о борьбе», В.С.Высоцкий)
Так что – надо обязательно в детстве (да и не только в детстве!) читать хорошие книги…
А в школе нужно изучать избранные части многих произведений. Что-то обязательно останется в душе, и это «что-то», подобно прорастающему семени великих чувств и подвигов, будет её преображать в течении всей жизни. А со временем, когда человек уже сможет понять многое, он непременно перечитает эти замечательные книги.
В шесть лет мальчик Ваня Ефремов прочёл «Двадцать тысяч лье под водой» Жюль Верна (мне, примерно в том же возрасте, «попался» «Спартак» Джованьоли…). На детскую душу такие книги производят неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь…
Такой же след оставили в детской душе прочтённые чуть позже рассказы о героизме русских моряков в Цусимском бою - из подшивки журнала «Нива». После было знакомство с произведениями Уэллса, Хаггарда, Конан Дойла, Джека Лондона…
Конечно, лучший метод воспитания – собственный пример. Лучший учитель не тот, что может «вложить в голову» некую сумму знаний. С таким, частенько очень даже немалым, «багажом» вполне может вырасти приспособленец, мелкий негодяй и даже крупный преступник: знания – лишь приданое к нравственности человека.
Лучший учитель тот, кто своим примером умеет показать, каким дОлжно быть человеку. Иван Антонович показал отличный пример, честно пройдя свой нелёгкий жизненный путь.
Он был ещё ребёнком, учился в гимназии, когда произошли революции и началась гражданская война… Одиннадцати лет, оставшись без родителей, он стал «сыном полка» в красноармейской автороте… Закончилась война – закончилось военное детство будущего писателя. Иван едет учиться в Петроград, совмещает учёбу с заработком на жизнь. Благодаря богатырскому здоровью, работает грузчиком, пильщиком дров. Учится и становится помощником шофёра, а потом шофёром.
При Петроградских мореходных классах сдаёт экзамены на штурмана и уезжает после окончания школы на Дальний Восток. Поступает матросом на парусно-моторное судно «Третий интернационал».
Огромную роль в его жизни сыграли его Учителя - поддержали его дарования, помогли выбрать ему трудную, но позволившую раскрыть эти дарования, дорогу. Учитель математики В.А.Давыдов… Капитан Д.А.Лухманов: «Иди, Иван, в науку! А море, брат… что ж, всё равно ты его уже никогда не забудешь. Морская соль въелась в тебя»… Профессор П.П.Сушкин, ставший научным руководителем…
Ефремов учится, совершенствуется всю жизнь (помимо глубоких профессиональных знаний в области геологии, палеонтологии, истории, астрономии, знания нескольких языков, развивает литературный талант). Это – необходимое условие состоятельности каждой человеческой личности. Та же мысль выражена и словами героев его произведений: воспитание и образование, самовоспитание и самообразование, в далёком светлом будущем длятся практически всю жизнь…
Конечно, каждый человек может судить о различных вещах, прежде всего, ориентируясь на свой опыт. Опыт писателя подсказывал ему: общественное воспитание может формировать личность человека ничуть не хуже, чем семейное. Поэтому в упомянутых выше романах дети воспитываются в общественных учреждениях, институт семьи практически отсутствует. Возможно, в будущем человечество и придёт к таковому положению – но пока семья остаётся важнейшей ячейкой общества. Процесс разрушения семьи, начавшийся с разрушения семьи патриархальной, происходящий в течение последнего столетия, принявший отчётливый характер в последние несколько десятков лет, выявил опаснейшие стороны «бессемейного уклада»…
Так что, заботясь о надлежащем воспитании, нужно заботиться о разумном сочетании воспитания общественного и семейного, необходимо при этом обеспечить надлежащие условия жизни семей,- а значит, проводить разумную градостроительную, домостроительную политику…
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО.
С этим же неразрывно связано сохранение территорий. Из первого умения, умения разумно управлять, распоряжаться доступными ресурсами, вытекает вторая возможность – сохранить в максимально девственном виде природные пространства России. В этом заинтересованы как мы сами, так и все прочие жители Земли – те из них, разумеется, которые поднялись до уровня осознания необходимости сохранения благоприятной для человека природной среды. Соответственно, необходимо развитие рекреационных технологий совокупно с сельскохозяйственными.
«…перед Дар Ветром медленно поплыли обширные леса. Заболоченная и разреженная лиственничная тайга на вечномёрзлой почве, когда-то распространённая здесь, исчезла, уступив место величественным лесным великанам – сибирским кедрам и американским секвойям, некогда почти вымершим. Исполинские красные стволы поднимались великолепной оградой вокруг холмов…» («Туманность Андромеды»).
И ещё, очень важное – о неразрывном единстве человека и природы: «Притупление внимания к природе – это, собственно, остановка развития человека, так как, разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать» (там же).
НАУКА.
Вышеперечисленное может базироваться только на развитом научном фундаменте. Сей фундамент может быть прочен только тогда, когда в нём будет устранена огромная «трещина», пропасть между «физиками» и «лириками»,- между «точными», «естественными» науками и науками, изучающими общество.
Люди будущего, изображённые Ефремовым, гармоничны. Они знающие профессионалы и тонкие ценители искусства. «В дежурство вступила следующая очередь - опытный астронавигатор Пел Лин, астроном Ингрид… Ингрид … часто удалялась в библиотеку рядом с постом управления. Вместе … со своим давним другом [инженером-электронщиком] она писала монументальную симфонию «Гибель планеты», вдохновленная трагической Зирдой. Пел Лин, устав от музыки приборов и созерцания чёрных провалов космоса, … с увлечением принимался за расшифровку таинственных надписей, доставленных с загадочно покинутой обитателями планеты в системе ближайших звёзд Центавра. Он верил в успех своего невозможного предприятия» («Туманность Андромеды»).
Каким образом достигается подобная личностная гармония? Основы закладываются, разумеется, в детстве,- знакомство детей с накопленными знаниями сочетается с их собственным творчеством и общественно-полезной деятельностью. При этом подрастающие земляне опытным путём осваивают жизненно состоятельную методологию познания и деятельности.
ТЕХНИКА.
Всё это обеспечит правильное технико-технологическое развитие, главная ставка коего - на разработку и внедрение новых («закрывающих» - заменяющих прежние энергоёмкие, ресурсно-затратные, высоко-отходные, крупномасштабные…) технологий. Поддержание старых и создание новых научно-исследовательских центров, технополисов, экополисов.
Также и освоение околоземного пространства, «Ближнего и Дальнего Внеземелья» (по терминологии писателя-фантаста С.Павлова): переход от разрушительных стартов ракет-носителей на горючем окисляющегося типа к запускам аппаратов на иных физических принципах.
В произведениях писателя межзвёздные звездолёты стартуют с планет. Однако, «…старт "Шатла” — шпага химических и энергетических загрязнений, пронзающая атмосферу. Кроме того, поверхность земли — проводник, ионосфера — тоже проводник, а разделяющие их нижние слои атмосферы — изолятор, соответственно система «ионосфера, нижние слои атмосферы, поверхность земли» — конденсатор. Поскольку из сопел ракеты носителя истекает плазма (пламя — тоже проводник) и повышенная ионизированность следа ракеты-носителя в атмосфере сохраняется ещё некоторое время, то след ракеты-носителя — своего рода медленная молния во всю высоту атмосферы. То есть в этом планетарном конденсаторе происходит короткое замыкание. Сгорает всего около 2000 тонн, причём не самых грязных криогенных топлив, а последствия можно найти во всех отраслях физики и химии, причём в глобальных масштабах.
Другие техногенные источники энергии тоже оказывают своё воздействие на динамику природных процессов обмена энергией и массой вещества, хотя их воздействие не носит столь ярко выраженного импульсного характера и потому более трудно выявляемо» (http://dotu.ru/2007/07/26/20070726_tek_moment0767).
Что ж, развитие – «огромный труд, тянущийся вперёд на тысячелетия и миллионы парсеков».
А вот вычислительная техника явно превзошла всё описанное в книгах Ефремова, стала – по крайней мере, в потенции – превосходным хранилищем знаний. Думаю, в будущем мы сумеем количество знаний – не без помощи этой самой техники – обратить в новое их качество (о чём много писал другой великий славянский фантаст, Станислав Лем).
ЭНЕРГЕТИКА.
Необходимым условием такого развития станет преобразование энергопотенциала, опережающее темпы его наращивания. Строительство новых (и на новых принципах действия) и модернизация прежних энергостанций. В данном случае, российская специфика играет несомненно положительную роль – обилие водных артерий, многообразие геобиоценозов, колоссальные перепады температур…
Начатое осуществление проекта «Россия – энергетическая сверхдержава» вполне согласуется со всеми указанными здесь требованиями, с условием поставки за рубеж именно энергии - в разнообразно «законсервированном» виде, но не первичных энергоресурсов.
Широко известное предупреждение писателя об опасности техногенного накопления радиации:
«И снова «Тантра» совершала безнадежный путь вокруг Зирды, на этот раз от полюса к полюсу. Кое-где, особенно в средних широтах, появились широкие зоны обнажённой почвы. Там в воздухе висел жёлтый туман, сквозь который просвечивали рябью гигантские гряды развеваемых ветром красных песков.
А дальше опять простирались траурные бархатные покрывала чёрных маков – единственных растений, устоявших против радиоактивности или давших под её влиянием жизнеспособную мутацию.
Всё стало ясно. Искать где-то в мёртвых развалинах анамезонное горючее, запасённое для гостей из иных миров по рекомендации Великого Кольца…, было не только безнадежно, но и опасно. «Тантра» принялась раскручивать спираль полёта в обратную сторону от планеты…» («анамезон», фант. - вещество с разрушенными мезонными связями ядер атомов, обладающее близкой к световой скоростью истечения; «Туманность Андромеды»).
Жители Зирды проводили многочисленные опыты и малообдуманно применяли опасные виды ядерной энергии. В результате был превышен предельно допустимый фоновый уровень радиации и практически всё живое на планете погибло…
Земляне во многом повторяют трагические ошибки, от которых предостерегал Иван Антонович. Вот уже более полувека проводятся ядерные испытания, взрывы расщепляющихся материалов огромной мощности… Построено несколько сотен ядерных электростанций, в результате эксплуатации которых создаётся целый «букет» радиоактивных «долгоживущих» отходов – изотопы плутония, америция и других трансурановых элементов. А нужно заметить, что к моменту появления жизни на Земле их содержание в геосфере было уже незначительным (например, плутония во всей земной коре и в растворенном виде в воде Мирового океана находилось несколько десятков килограммов; за счет же несовершенных технологий переработки плутоний попал в окружающую среду в местах расположения ядерных производств - по оценкам Комитета по окружающей среде ООН, несколько тонн изотопов плутония выпало на земную поверхность).
Создавался плутоний и для военных нужд – в качестве материала ядерных боеголовок, увеличивая опасность катастрофы даже без учёта возможности ядерной войны. Не говоря уж о плутонии гражданских реакторов, который также может быть использован для изготовления смертоносных боеприпасов, так называемой «грязной бомбы»...
Пока существует военное противостояние различных культурно-исторических типов, пока они стремятся ассимилировать друг друга – вместо сотрудничества и взаимообогащения - человечество не сможет решить не только общие энергетические проблемы, проблемы энергетического обеспечения человеческой жизнедеятельности, но и проблемы, созданные самой ядерной энергетикой,- в первую очередь, проблему безопасности эксплуатации и проблему утилизации отходов, и над всеми землянами всё более будет нависать угроза уничтожения.
А ведь давно открыт слабо радиоактивный торий, разведанные запасы коего в несколько раз превосходят запасы урана. Применение уран-ториевого топливного цикла позволяет избежать накапливания высокотоксичных трансурановых элементов. Да и уровень эксплутационной безопасности прогнозируется более высоким, тогда как пресловутая «экономическая эффективность» сего цикла – не ниже… Впрочем, достойно ли Человека Разумного рассуждать об экономической эффективности тогда, когда речь идёт о его здоровье, безопасности и жизни вообще?..
ОРУЖИЕ.
Вот дело дошло и до оружия… В настоящее время достаточная обороноспособность страны и её союзников – необходимое условие её существования… Безусловно, российский «ЦУП» должен быть надёжно защищён. Следует сохранять и обновлять силы ядерного сдерживания, заниматься перспективными разработками наряду с модернизацией существующих вооружённых сил. Ни в коем случае не переходить полностью на контрактную (наёмную) армию, а создавать смешанную армию «казачье-территориального» типа – войсковые части формировать, прежде всего, на основе специализированных технополисов, исходя из их специализации…
Таким путём мы сможем дойти до ситуации, когда «оборонка» перейдёт на выпуск «гражданской» продукции – чему уже есть примеры (скажем, подводные атомные танкеры, выпускаемые вместо ПЛАРБ – атомных подводных лодок, оснащённых баллистическими ракетами с ядерными боеголовками), а военно-космические силы, аэрокосмические «крылья» и тому подобные военные структуры будут адаптироваться под другие задачи,- вроде метеоритно-астероидной защиты...
СООБЩЕНИЯ.
Совершенствование структуры коммуникаций – транспорта и связи: максимальная оптимизация одновременно с устранением «белых пятен» и излишнего дублирования.
В области связи мы достигли неожиданно высокого уровня – глобальная информационная сеть развивается стремительными темпами. При надлежащем, параллельно происходящем, нравственном преображении человечества количество неминуемо перейдёт в качество… правда, до межзвёздных контактов по-прежнему далеко – ну да мы ещё и не доросли до них…
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Необходимым условием для успешного воплощения всего вышесказанного является кардинальная смена содержательной политики СМИ,- в первую очередь, электронных, телевидения. В настоящее время воспитательно-образовательная концепция СМИ тотально вытеснена развлекательной – в лучшем!- случае. Чаще же идёт откровенное зомбирование, насаждение культа насилия, разжигание страстей, возбуждение животных составляющих психики.
Важнейшие события замалчиваются или акцент смещается на несущественные детали и подробности, подменяются «информационным шумом» (так называемая «светская хроника») - и катастрофы, катастрофы, катастрофы…
Необходимо первоначальное введение достаточно жёсткой цензуры, смена кадров. Тщательный анализ и прекращение нежелательного финансирования, скорейшее переключение финансовых потоков на перспективные СМИ, действующие в русле означенной проектности (опять же, «Сверхновая реальность» - отличный образчик перспективного СМИ).
Разумеется, существуют и иные направления деятельности, которые также нельзя оставлять без внимания. Суть же в том, что большинство граждан России и их сообществ могут найти свою «нишу» в перечисленных направлениях деятельности, не отвергая при этом других направлений, признавая их столь же необходимыми, что и собственная, и, соответственно, успешно сотрудничать.
А те, кто продолжит «заниматься политикой», а точнее – заниматься политиканством (накачкой эмоций, разжиганием страстей толпы и употреблением таковых в собственных корыстных интересах, противоречащих интересам всего общества), чётко обозначат себя внутренними врагами, подлежащими скорейшей нейтрализации (не путать с ликвидацией)… в будущем Ефремова подобные субъекты уезжали жить на Остров Забвения, «назад, в прошлое»… туда же уезжали те, кто грубо преступал общепринятые нормы поведения или попросту уставал жить напряжённой творческой жизнью… Впрочем, даже там их не оставляла забота Большого Человеческого Мира…
***
Это всё – лишь некоторые образы огромного мира произведений писателя, некие фракталы, в коих может отразиться многогранность творчества Ивана Антоновича и его последователей-единомышленников. Читайте книги Ефремова, размышляйте, творите: наше будущее - в наших руках!
А.И. Агафонов В тексте использованы материалы статьи «Светозарный мост» Андрея Константинова (www.noogen.2084.ru). Труды ВП СССР: www.dotu.ru
Источник: http://www.razumei.ru/lib/article/1709 |