Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



Литературные последователи Ивана Ефремова:
Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
иванефремов.рф




Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Философия Ефремова

Кафедра Ваннаха: То, что за интерфейсом

Кафедра Ваннаха: То, что за интерфейсом


Так что людей можно научить многому. Если их – учить. Заниматься этим конкретно. А не произносить мантры о "непрерывном образовании".



С компьютерами всё хорошо. Объём памяти и мощь процессорных кристаллов прирастают, а стоимость их – падает. Да и программное обеспечение хоть и развивается эволюционно, всё же становится много надёжнее. Ну и проектирование интерфейсов – давно стало если и не наукой, то сложившимся искусством, вроде конструирования железок. А проблемы в сфере компьютеров – они где-то за интерфейсом. Ну, что влияет на поведение автомобиля? Понятно, что прокладка. Та, что между сиденьем и рулём…


Был в России советского периода такой писатель, Иван Антонович Ефремов. Палеонтолог по первой профессии, лауреат Сталинской премии. Автор поражающих проработкой деталей и точностью письма "Рассказов о необыкновенном", впечатляющих подлинно научными предсказаниями – открытие алмазов в Якутии ("Алмазная труба"), голография ("Эллинский секрет"). Исторические и историко-географические книги – "Путешествие Баурджеда", "На краю Ойкумены", "Таис Афинская". Повесть о палеоастронавтике "Звёздные корабли". Роман "Лезвие бритвы" о соотношении в человеке животного и социального. И – трилогия о "Мире Великого Кольца". Образцовая коммунистическая утопия "Туманность Андромеды". Космическая повесть "Cor Serpentis". И – антиутопия "Час Быка".


Кажется поразительно интересным тот факт, что при колоссальном левом крене, который сейчас наблюдается в российском обществе, альтернативы социализму в России нет. А единственный автор добросовестной утопии практически забыт. И по личным наблюдениям автора в провинции, и по впечатлениям, сложившимся у современного палеонтолога и писателя Кирилла Еськова о круге чтения учащихся биологической столичной школы, Ефремова молодёжь не читает. (В отличие от братьев Стругацких, интерес к творчеству которых пережил ренессанс.)


А Ефремов пытался размышлять над проблемами коммунистического общества всерьёз. Описанные им в "Туманности Андромеды" механизмы будущего социума – система профильных Советов, Контроль Чести и Права, ссылка на Остров Забвения – попытки эмуляции и рыночных законов, и "сдержек и противовесов", и пенитенциарной системы.


Да и упомянутая в "Туманности Андромеды" эвтаназия может оказаться не такой уж и плохой штукой: если применять её не к больным, как проделывали это в Третьем Рейхе, а в книге Ивана Антоновича лишь по бюрократической случайности не умертвили раненого физика, а к убийцам и прочим штукарям. Конечно, сугубо добровольно – предлагают же у нас сейчас добровольную кастрацию для педофилов… (Хотя вряд ли бы всё это сработало – очень уж большая сволочь человек. Но это – личные и субъективные наблюдения автора, не претендующие на истинность в последней инстанции.)


А вот "Час Быка" поражает своей объективностью. Там описана планета мучений Торманс с сугубо экстрактивной экономикой. Технологическое развитие на ней остановилось, а элита змееносцев бесконтрольно повелевает подданными, поделёнными на образованных и долгоживущих джи и исполняющих физическую работу кжи, которых с целью сбережения ресурсов планеты умерщвляют в двадцать шесть лет. (В реальности жители депрессивных городков превосходно изничтожают себя сами с помощью наркотиков, злоупотребления низкокачественным алкоголем да плохой еды – капитальные вложения во Дворцы Нежной Смерти и не нужны, рыночная экономика заставляет людей делать всё самих, подручными средствами.)


И никаких возможностей изменить эту структуру нет. Рождённые в низших слоях обречены на мучения, названные Иваном Антоновичем инфернальными. (Он заимствовал термин Inferno из Первой части "Комедии" Данте, с её девизом "Lasciate ogni speranza voi ch'entrate" - "Оставь надежду, всяк сюда входящий".)


Правда, в конце "Часа Быка", обитатели планеты безысходных мучений каким-то образом свергают иго инфернальности и строят счастливое общество. Но методы этого не показаны, как обращал внимание литературный критик Всеволод Ревич (папа известного читателям "Компьютерры" Юрия Ревича). Не расстреливали с орбиты антиматерией "главный город, центр всевластной олигархии", не высаживали звёздную пехоту, не проводили "всепланетную наркотизацию с персональным отбором"… Обошлись – неубедительно как-то - непобедимостью коммунистических идей.


Но роману и это не помогло. Опубликованный фрагментарно в "Технике - молодёжи" и с большим и меньшим количеством цензурных купюр в журнале и издательстве "Молодая гвардия", он был через некоторое время изъят из библиотек и не упоминался в статьях о творчестве И.А. Ефремова. В печати он появился лишь во время перестройки, где его восприняли как сатиру на социализм времён застоя. А зря: содержание "Часа Быка" куда шире. И подходит он к куда большему количеству обществ. Эрих Фромм, выведенный в книге как древний философ Эрф Ромм, изучал же и капиталистические, и фашистские социумы.


Но мы остановимся на одной детали. Наблюдающий за повседневной жизнью столицы Торманса штурман звездолёта коммунистической Земли делает вывод: "Очевидно, в тормансианских школах не обучали обращению с машинами общественного пользования". На такое суждение его наводит обращение местных жителей с терминалами почтовых служб. Но видели ли вы, уважаемые читатели, как обращаются с банкоматом рабочие, выходящие с завода после смены в день получки? Зрелище поразительное… Терминалы стоят в супермаркете, и насладиться картиной может каждый.


Ну что может быть проще и понятнее интерфейса банкомата? Но и он вызывает проблемы. Вот деловитый мужичок четыре раза засовывает в банкомат карточку, вводит пин-код, жмёт на клавиши. Оказывается, при операции "получение наличных" банкомат предлагает одним нажатием избрать суммы от 500 до 5000 рублей. Большую нужно набирать на следующем уровне меню. Но пользователь этого не знает и выбирает всю сумму жалованья мелкими порциями.


А девушка ещё круче. Она дольше стоит перед банкоматом, но в карман засовывает одни лишь чеки. Точнее, как вскоре выясняется, не чеки, а бумажки с указанием того, что пин-код введён некорректно. А выясняется это, когда она, завершив попытки криптоанализа путём полного перебора, звонит по мобильнику маме и просит ту найти бумажку, где оный пин-код записан. О результатах поиска слышит благодаря превосходному качеству малогабаритных динамиков любой желающий (так что может с людьми не так всё и плохо – не так уж и много порченных воришек)… 


Так вот. Завод, с которого бредёт смена, автор знает как облупленный. И работяги того же возраста, что мужичонка и девица, три дюжины лет назад самостоятельно, без инженера, снимали частотные характеристики рулевых машинок. На сборке (где работали мужчины) и в ОТК, представлявшем "бабье царство".


Делалось это поначалу с помощью генераторов стандартных сигналов и осциллоскопов, звавшихся в ту пору осциллографами, а потом, по мере вылизывания технологии и отработки матмоделей этих машинок, с помощью генератора фиксированного прямоугольного сигнала и простейших измерительных приспособлений. Так что людей можно научить многому. Если их – учить. Заниматься этим конкретно. А не произносить мантры о "непрерывном образовании".


Так что не только по тестам PISA-2009 – по сравнению с более ранними – мы валимся вниз. Деградация проходит и на уровне бытовых навыков и умений. Нарастает функциональная неграмотность. И этим процессом могут быть дискредитированы все труды проектировщиков интерфейсов. И все позитивные достижения электронного банкинга, о которых рассказывают милые дамы из крупнейших банков.




Источник: http://www.computerra.ru/615662/?sphrase_id=82397
Категория: Философия Ефремова | Добавил: makcum (06.07.2012) | Автор: Михаил Ваннах
Просмотров: 503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [77]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017