Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



Литературные последователи Ивана Ефремова:
Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
иванефремов.рф




Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Мои статьи

Естественный коммунизм

Коммунизм. Сколько мнений родилось при обсуждении этого явления, при попытке понять, что же это такое. Сколько раз его пытались исковеркать, оболгать, растоптать, заплевать и заклевать. Сколько раз оно оказывалось на «свалке истории» и сколько раз его оттуда упорно возвращали в наш реальный мир.

Что же такое этот загадочный коммунизм? На данный вопрос пытались ответить многие писатели и философы, пожалуй, самые известные из них Маркс и Энгельс. Они - основатели коммунистической теории, с этим практически никто не спорит, и никто этого не отрицает. Однако так ли это?

Маркс и Энгельс творили в своё время. Другое время. Но самое главное даже не это, по сути, жизнь не изменилась, люди те же – одежда другая. Вопрос в том, что великолепные работы этих философов не являются теорией «для прошлого, настоящего и будущего». У них нет космического охвата и нравственного посыла религиозных книг. Нет глубины, нет широты и того огня, что испытываем мы при прочтении чего-то важного, изменившего всё наше личное будущее, наше мировоззрение и давшего нам свет (пусть порой этот свет не так ярок и даже наполнен прожилками тьмы). Прочитав философские работы Маркса и Энгельса, мы не можем сказать, что это именно то, главное, что нужно каждому человеку для его Личного, Индивидуального Выбора. Это скорее политическая программа, декларация, но не суть, не смысл и не цель.

Для того, чтобы бередить умы, нужен подлинный Гений, Человек, опередивший своё время не на века – на тысячелетия. Одним из таких Столпов в далёком прошлом был Леонардо да Винчи. Вторым в двадцатом веке стал Иван Ефремов.

Этот фантаст, всегда работавший в жанре массовой литературы, не имеющий такого авторитета, как Толстой и Достоевский, всё же сумел описать и передать читателям удивительно целостную картину философского восприятия Вселенной и собственного пути в ней. Он смог построить великолепный прекрасный мир будущего с другими людьми, не похожими на нас, но в то же время оставшихся Людьми, а не жестокими и равнодушными богами. Он в стране Фантазии построил город с подлинно сказочным названием – Естественный коммунизм.

Это не тот коммунизм, который нам навязывают со страниц учебников истории и публицистических статей. Это не СССР времён большевиков ли, Сталина ли с его ужасным «развитым социализмом», представляющим собой на самом деле империю стукачей и приспособленцев, Хрущёва с его обещаниями к 80-му году жить при этом «коммунизме», Брежнева с его стабильностью тире стагнацией, после которой страна так и не встала на правильный путь, хоть и пыталась при Горбачёве. Это настоящий, естественный, свободный коммунизм, коммунизм всего общества и подлинных индивидуальностей, личностей в нём. Коммунизм, в котором люди делают Выбор Сами и помогают друг другу не потому, что должны или обязаны, а потому, что они друзья. Никто никому ничего не должен и никто никому ничем не обязан. Помощь другим должна идти от сердца, а не холодного расчёта, быть бескорыстной, а не в ответ на что-то. Иначе такая помощь никому не нужна, она не искренна и не способна изменить Мир. Ефремов написал следующие строки в своём самом знаменитом романе «Час быка»:

«Гриф Рифт беспомощно развел руками, избегая взгляда Родис. Вдруг он заметил позади нее на стене красочные контуры каких-то изображений: раньше их не было. Родис передвинула фокус экрана, а сама отступила в сторону.

 Вся стена ее комнаты была расписана яркими грубоватыми красками Ян-Ях. Только что завершенная фреска, как сразу понял Гриф Рифт, символизировала восхождение из инферно.

 По жутким обрывам, помогая друг другу, из последних сил карабкались люди. Внизу, на жирной траве, толпилось разнородное сборище, презрительно показывая на покрытых потом, жалких и бледных скалолазов. Поодаль стояли группки уверенных в своем превосходстве, смотревших отчужденно и равнодушно.

 Трагически безнадежным казался этот подъем. Высоко вверху, почти на гребне стены, охватывавшей привольную низину, острым клином выдавался выступ – последняя ступень подъема. Голубое сияние поднималось из тени, отражаясь в скале. На самом краю выступа, скованная блестящей цепью, на коленях стояла женщина, кисти ее рук с жестокой силой были подтянуты к спине третьим оборотом цепи, охватившим живот и правое бедро. Звенья цепи вдавливались в нагое тело, чуть прикрытое на спине черной волной волос. Связанная, лишенная возможности протянуть руки карабкающимся и даже подать ободряющий знак, все-таки она была символом: непоколебимая уверенность знания! Словно она сконцентрировала в себе все радости утешения и надежды. Скованная Вера казалась независимой и свободной, будто бы не было жестоких пут, смерти и страдания. Случайно или намеренно Скованная Вера походила на Чеди…»

Грязные, уставшие, покрытые потом, жалкие и бледные, но свободные люди карабкаются вверх, к Мечте, сделав Свой Выбор, а не чей-то, Сами, а не по чьей-то указке. Никто не сгонял их в колхозы, никто не заставлял их работать из-под палки, не трясся и не прыгал вокруг них, как вокруг инфантильных взрослых детей. Они сделали Свой Выбор Сами, никто их ни к чему не принуждал. Те, кто стоят внизу, сейчас живут лучше. У них есть всё: деньги, квартиры, машины, нет одного – свободы и откровенности. Свободы не совершать беззакония и делать всё, что захочу, а свободы полёта, свободы летать, а не ползать, быть птицей, а не ползучим гадом, свободы обрести естественность. Те же, кто уверен в своём превосходстве, даже не знают, что живут в клетке, что на самом деле и золотая, и бриллиантовая решётка не перестаёт быть решёткой.

В этом отличие Ефремова от КПСС. Он никого не заставлял, в его чудесных романах о далёком будущем «Туманность Андромеды», «Час быка», в повести «Сердце змеи» каждый человек делает Свой Выбор Сам, он обретает свободу и достигает всего, чего хочет, всего, к чему стремится душа Сам. Его не отправляют на стройки и не сгоняют в безвольное стадо. Это странный, непонятный коммунизм. Коммунизм, в котором люди не обращают внимания на то, что подумают о них другие, потому что другие так же внутренне свободны и не могут подумать о своих друзьях как о «чудаках», они сами «чудаки» с нашей, обывательской, точки зрения. Это Мир, про который Эрг Ноор из романа «Туманность Андромеды» говорит: «Прошли  времена,  когда ошибки могли  быть  намеренными». Это Мир, в котором священное таинство семейных ценностей перенесено из захлопнутой раковины под названием «ячейка общества» на всю безграничность Вселенной, когда ребёнок спит в колыбели Млечного Пути, понимая, что в любой точке ледяного и безжизненного Космоса его ждут тёплые ладони любящих его родителей, которые не только те, кто родили и воспитали его, а все, абсолютно все Люди. Весь Мир – Храм, и везде помогут, нужно только попросить. Помогут не потому, что должны, не потому, что обязаны, не потому, что им за это будет плохо, а потому, что им от этого хорошо, потому, что для них высшее счастье – дарить Добро другим. Не по указке, не от страха получить наказание, а по собственной воле, по велению совести.

В фильме по великолепной серии рассказов Станислава Лема «Дознание Пилота Пиркса» есть один эпизод. Эпизод этот прост и вместе с тем очень сложен. Пиркс спрашивает у одного из членов будущего экипажа космического корабля: «Браун, вы верите, что существует совесть». На что тот отвечает: «Это не входит в мои обязанности». Пиркс настаивает: «Вы не ответили на мой вопрос». Однако Браун опять отвечает, что это не входит в его обязанности. И тут Пиркс говорит: «Я ваш командир, я решаю, что входит в ваши обязанности, а что нет». Браун отвечает, что если это приказ, то он специально не интересовался этим вопросом. Пиркс просит его поинтересоваться и сообщить ему ответ.

И вот после продолжительного раздумья Браун говорит Пирксу ответ. Он восхитителен:

«Взвесив все шансы за и против, я пришёл к выводу, что девяносто процентов, может быть, даже девяносто девять за то, что её не существует. Но один всё-таки за то, что она есть».

Так вот, Мир естественного коммунизма - это Мир, где она, Совесть, есть.

Мир естественного коммунизма – это мир, где живут настоящие Люди, для которых нравственность и честь в русском понимании этих слов – не пустой звук. В одном из последних писем Э.К. Олсону Ефремов высказался от души:

«...Некомпетентность, леность и шаловливость "мальчиков" и "девочек" в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это "взрывом безнравственности", и это мне кажется гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения.

 Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке...»

Так что же значит нравственность и честь в русском понимании этих слов? Ефремов ответил на этот вопрос, ответил теми Людьми из его потрясающих Фантазий, из Будущего, в которых он вдохнул жизнь силой своего воображения. Для этих Людей на первом месте стоит Ответственность. Ответственность не перед коммунистической или либеральной партией, Ответственность не перед бандой или авторитетами, Ответственность не перед политиками или военными.

Ответственность прежде всего перед Самими Собой. Эти Люди: Фай Родис, Гриф Рифт, Вир Норин, Эвиза Танет, Веда Конг, Дар Ветер, Мвен Мас и другие понимают, что сделав неправильный, неверный выбор, они станут безнравственными и бесчестными. Не для кого-то, не от страха потерять уважение перед другими, перед сватом, братом или кем-то ещё. Они не хотят потерять уважение к Самим Себе, перестать носить гордое имя Человек. Имя, которое дала им не партия, и не государство, и не правительство. Имя, которое они сделали Сами, Своим выбором, Своими поступками, Своим горящим неравнодушным сердцем. Они сделали Себя Сами, и только Сами и могли Себя сделать.

Не верьте тем, кто говорит, что, сделав Выбор, вы потеряете Свободу. Не верьте тем, кто защищает «священнейшие права» делать то, что не служит благу общества и каждого конкретного человека в нём.

Сделав Выбор, вы обретаете Свободу. Сделав Выбор, вы становитесь Человеком, а не бездушной тварью. Сделав Выбор, вы делаете шаг на пути к подлинному, естественному коммунизму. Главное – не быть трусом и приспособленцем, не подстраиваться под тех, кто засасывает вас в водоворот лжи и обмана, кто уводит вас от Истины. Помните, что вы можете сделать Выбор как в сторону Правды, так и в противоположную сторону. Помните, что это Ваш, а не чей-то, Личный Выбор, и что не важно, что говорят другие. И помните о том, что Выбор есть всегда. Вы Сами должны сделать этот Выбор, никто его за Вас не сделает. Так сделайте его: не из чувства вины перед кем-либо, не ради славы, не ради денег, а ради Самого Себя. Ради Самого Себя.

И ещё. Не живите прошлым. О прошлом нельзя забыть, прошлым можно восхищаться, но нельзя им жить. Путь в естественный, свободный коммунизм – это путь в будущее. Путь вперёд. Идите по этому пути и ничего не бойтесь. И тогда ваша Вера станет Мерой:

«Короткое свидание окончилось. Родис, не достигнув обычного внутреннего спокойствия, снова взялась за картину, набрасывая фигуру сильной, знающей женщины, символизирующей Меру. Женщина склонилась к людям с протянутой рукой, готовая рывком поднять наверх первого, кто дотянется к ней. В ее лице – та же убежденность в конечной победе, что и у Таэля. Недавно, увидев новый вариант, Таэль сказал Родис, что «Мера» стала похожа на нее».

И тогда Мы с Вами совершим невозможное. Самое главное – даже изменяясь, оставайтесь Самими Собой!

Естественный коммунизм – это общество свободных, независимых, сделавших Свой Выбор светлых Людей. Мир, каждый живущий в котором сделал Личный Выбор быть Человеком, Индивидуальный Выбор в пользу разума и эмоций, а не глупости и инстинкта.


Категория: Мои статьи | Добавил: makcum (03.12.2011) | Автор: Максим Михайлов
Просмотров: 3807 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 1
avatar
1
Человек может все. wacko Только ему обычно мешают лень, страх и низкая самооценка. cool
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [77]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017