И тут меня осенила первая гениальная мысль, что по сути вся так называемая
литература о литературе к самой литературе имеет малое отношение. Ведь
любое литературное произведение касается разных тем,интригующих любознательность
человеческого мышления. И, в основном, все рассуждения литературы о литературе
сводятся к рассуждениям по поводу этих тем, а не о самих произведениях.
Хотя сами по себе эти рассуждения могут быть и остроумными, и глубокомысленными.Тот
же самый процесс,что мы наблюдаем и в диалоге с собеседником.Кажется,
что нам старательно внимают, и мы надеемся услышать слова сочувствия и
понимания. Но, увы, оказывается,что собеседник только того и ждет,чтобы
прервать ваш монолог своим монологом.
До сих пор теория литературы слишком много рассуждала и слишком мало
изучала.
Научная теория должна, прежде всего, иметь научный базис фактов – значит,не
философствовать на основе закрытой книги,а книгу раскрыть и шаг за шагом
исследовать факты. А не подбирать их иллюстрацией к готовым гипотезам.
Для разработки научной теории нужно выработать научный метод и научную
терминологию.
Из-за путаницы в терминологии теоретикам до сих пор зачастую приходится
спорить не по поводу того,что было сказано, а о том, что хотели сказать.
Все проблемы теории литературы – и по содержанию, и по форме, и по функции
– должны рассматриваться, прежде всего, с позиции непосредственного восприятия
читателем, а затем уже с точки зрения замысла, творческого процесса и
т.д.
Обычно же все теоретические рассуждения о литературе исходят из того
или иного гипотетического представления, чем должна быть литература. Такой
подход сводится всегда к признанию утилитарной функции литературы, то
есть лежащей вне ее природы.
А нужно наоборот: исходя из того, что есть литература, определить, чем
она должна быть. Ибо наше творчество и наше восприятие его исходят из
объективных законов, улавливаемых художником, а не из наших хотений.
Но можно ли вообще создать научную теорию художественной литературы,
поскольку она сама связана с субъективным, «вкусовым», восприятием.
Можно ли найти способы и средства измерения художественности?
Или вообще это дело внечеловеческое и все наши рассуждения сводятся
к «нравится» и «не нравится»?…
Но вот, например, наше чисто субъективное вкусовое восприятие пищевых
продуктов находит себе соответствие в соизмеримых химических, биологических,
естественных, социальных их объективных качествах и свойствах.
Ответ на этот вопрос, как и на другие вопросы, мы можем найти,если будем
непредвзято исследовать строчку за строчкой, слово за словом одного произведения,другого,
третьего и так далее. Причем, как признанные классические образцы, так
и посредственные.
Как я понимаю,задача моей теории заключалась в том,чтобы противопоставить
имманентность природы художественной литературы (как и вообще искусства)
господствующим у нас определениям функциональной значимости литературы
как обслуживающей идеологии.
Кто в Советском Союзе не знал профессора Тимофеева – доктора филологических
наук, главного теоретика литературы?! Его учебники, словари, сборники
под его редакцией… Докторскую он защищал в ИФЛИ в 40-м году по своей книге
«Теория стиха». Иван Никанорович Розанов, один из старейших литературоведов,
сказал на его защите, что, если не считать японскую, французскую и т.п.
поэзию стихами и кое-что исключить из русского стиха, то труд Тимофеева
может оправдать свое название; но и в узкую теорию нельзя назвать его
вклад значительным; но, учитывая, сколько молодой профессор трудился над
своим «трудом», то он порекомендодовал бы проголосовать за присуждение
Тимофееву степени.
С тех пор в Советском Союзе теория литературы не могла обойтись без
профессора Тимофеева. Всё, что он говорил и писал, это было не какое-то
направление, не какая-то школа, и даже не его личное мнение, а это было
единое мнение всех учителей, всех студентов, всех профессоров, имеющих
хоть какое-то отношение к занятиям теорией литературы.
Уже во «Введении» я не проявил себя верным учеником профессора Тимофеева,
а наоборот, отталкивался от него.
По Тимофееву, художественная литература, в отличие от других идеологий,
есть образное познание жизни:
Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой
жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.
Определение образа через картину уже само по себе говорит о «научной ценности»
подобной формулы.
Далее у Тимофеева понятие художественности связывается с качеством образов;
критерием художественности является верность обобщения и жизненность изображения
(высшие формы – народность и партийность); художественность нельзя свести
к тем или иным внешним правилам; художественность определяется тем,в какой
мере глубоко отражена та или иная область жизни, какой силы изображения
нарисованы образы; значение того или иного образа, при наличии, конечно,
его художественной силы,зависит от ряда условий: чем более широко значение
образа, чем существеннее общественные потребности, выраженные в нем, тем
значительнее (при условии, конечно,силы художественного изображения) его
эстетические функции.
В общем, художественность зависит от силы образов, а сила образа зависит
от силы художественности. В общем, мы можем извлечь ценную научную истину:
если художник талантлив, он может создать талантливое произведение.
Что же такое образность? Что же такое художественность? Чем это всё
можно измерить?…
Всё это остается неясным, ибо для Тимофеева самое главное – утвердить
функциональную значимость литературы.
А заодно и свою преданность советскому режиму.
Поэтому Тимофеев готов соизмерять пачкотню Фемистоклюса («Мертвые души»)
и картины Леонардо да-Винчи народностью и партийностью.
Здесь спутаны два вопроса. Еще Белинский мудро заметил:
Всякая поэзия должна быть выражением жизни, но чтобы быть выражением
жизни, поэзия прежде всего должна быть поэзией.
Первый вопрос – это вопрос о художественной сущности, то есть мы должны
суметь решить, принадлежит ли данное конкретное явление к художественной
литературе.
А когда мы это установим – определим,что оно обладает эстетической ценностью,тогда
мы можем отвечать на второй вопрос: какой социальной значимостью обладает
эта эстетическая ценность
Сперва мы определяем, золото ли это, а потом уже – какой оно пробы.
Вторая гениальная мысль, что мне пришла тогда, это мысль о непосредственном
читательском восприятии.
Среди ученых и теперь такой «читательский» подход считается недостаточно
квалифицированным. Но ведь что делает любой ученый, обнаружив,как говорится,неопознанный
объект? Он его сперва опишет: форму, размер, цвет, затем твердость, температуру
и т.д. – в общем, начнет с внешних параметров. А это и есть непосредственное
читательское восприятие.
Почему мы беремся гарантировать, что нам уже всё известно о книге, об
авторе и т.п.?… Что нашу самоуверенность подкрепляет? Гриф издательства?
Или какое-нибудь лауреатское звание автора?…
А вот перед читателем том рассказов из собрания сочинений (что читателю
до того, что перед ним классик?…), и бедный читатель должен давиться,
проглатывая рассказ за рассказом, и никакой ему ученый не скажет, что
вот это действительно рассказ, а это проба пера или просто неудача, а
вернее отдача зарабатывающего на хлеб служителя, обслуживающего литературную
гильдию…
Ученый объяснит, когда написан этот рассказ или стихотворение, какая
там была первоначальная строка в черновике, пояснит иностранное слово
или малопонятный термин… с каким событием или лицом связано произведение…
Но мы не найдем у него ответа,почему один рассказ художественный, а
другой – просто печатные знаки на бумаге. Солидная наука этим просто не
занимается.
А ведь по сути каждое произведение для нас – это неопознанный предмет.
Беря в руки книгу, мы легко отличим язык, на котором она написана, легко
отнесем ее текст к разряду изящной словесности, а дальше начинается самое
трудное и мучительное: то ли это действительно творение искусства,то ли
жалкая самодеятельность (пачкотня Фемистоклюса), графомания, подделка…
И рекомендации ученого мэтра,что это в истории литературы уже признанная
книга, тут не помогут.
В обувном магазине мы просим обувь своего размера,однако вряд ли купим
обувь, ее не примерив… Но и наше «нравится» – «не нравится» лишь повод
для дырки в собственном бюджете.
Да, к сожалению, существует низкопробный вкус ( неразвитый), но низкопробного
искусства не существует.
В библиотеке хранилища человеческой письменности имеют полки для научной
литературы, для газетных публикаций, для диссертаций, для ведомственных
инструкций и просто мусорный ящик, и конечно полка художественной литературы,
куда столетиями идет отбор, и этот отбор – дело тонкое. Мы-то знаем, какие
в истории этих хранилищ существовали критерии: кого в типографию – кого
в стол – кого на площадь для сжигания – кого в спецхран, а кого просто
в мусорную корзину…
Вот теория литературы как наука – в ее эстетической части – и должна
нам вручить ключ, который откроет нам полку художественной литературы.
Но ведь эта полка – очень длинная, и вторая задача – найти для книги
определенное место на этой полке.
Тут-то и включается целая армия – редакторы, текстологи, цензоры, историки,
критики, литературоведы…