22 апреля 2007 года исполняется сто лет со дня рождения замечательного советского фантаста и ученого Ивана Ефремова (1907-1972). Можно вспомнить и полувековую дату со дня первого издания его знаменитого романа "Туманность Андромеды". Очень уж кстати выход книги совпал с разработкой программы КПСС о построении коммунистического общества, а заодно - и программы покорения космического пространства. Советская утопия выходила на финишную прямую, о чем никто не подозревал. В те годы она привела к всплеску массового энтузиазма, а заодно к развитию фантастики как литературного жанра. Потом сменилась эпоха, изменился общественно-политический строй. Вместе с ним изменилась и фантастика, став менее научной, более сказочной. О том, насколько усвоены и не забыты сегодня уроки Ивана Ефремова, о путях развития жанра фантастики размышляют наши авторы
Иван Ефремов в моей жизни значил многое, и я не исключение: все люди определенного возраста и поколения, читавшие фантастику, неизбежно вращались между несколькими полюсами. Если говорить о русской фантастике - двумя центрами притяжения были Иван Ефремов и братья Стругацкие.
Норма оптимизма
Ефремов продолжает традицию классических утопий о совершенном устройстве будущего. В центре - "Туманность Андромеды". И книга, и фильм, поставленный по этой книге. Рассуждение на тему об условиях счастья человека не может не волновать. Стругацкие говорили о другом. Их фантастика была связана с советской повседневностью тех лет. Иван Ефремов давал более обобщенную картину. Самое главное в его книгах - в "Туманности Андромеды" прежде всего - это постановка вопроса о соотношении счастья и нормы. Это "проклятый вопрос", о который спотыкались все, начиная с Томаса Мора, и который привел в ХХ веке к появлению антиутопий. У Замятина, например, общественное счастье оборачивалось абсолютной регламентированностью. А у Ефремова счастливыми и подлинными людьми оказываются те, кто сомневается, заблуждается, бунтует и протестует.
Вчера и сегодня
Сегодня изменились условия книгоиздания. В советское время фантастика была под подозрением цензурных и партийных органов, поскольку там очень легко было заподозрить протаскивание враждебных идей. Под контролем было соблюдение идеологических норм. Библиотека современной фантастики в 25 томах была большой редкостью, стоившей немыслимых денег при перепродаже с рук. Сейчас ежегодно издают сотни романов. Но средний уровень стал гораздо ниже. Современная фантастика в большинстве своем эксплуатирует голливудский киноканон, то есть борьбу добра и зла. В отличие от Голливуда добро побеждает не всегда, но стандарт прослеживается от самых бесталанных романов до снискавших огромную популярность, вроде экранизаций Лукьяненко.
Мне кажется, что прежде фантастика была разнообразней, хотя число жанровых вариаций в современной фантастике очень велико: фэнтези, сказочная фантастика, фантастика, посвященная альтернативной истории. Имеет место немыслимая прежде интенсивность литературной жизни, связанной с фантастикой. Вручаются премии, проходят фестивали, так называемые конвенты. Отчасти все это было и в советское время, премия "Аэлита", журнал "Уральский следопыт", но сама интенсивность литературного быта - отличительная черта наших дней.
Новые люди
Изменилась и аудитория. В годы "оттепели", а потом в 60-70-е годы фантастику читали гуманитарии широкого профиля, в том числе физики, которые в душе были лириками. Была особая линия "технической фантастики", ведущая генеалогию от романа Адамова "Тайна двух океанов", от романов Александра Беляева, посвященных техническим новшествам. Сейчас у мейнстримовой фантастики, где невероятное допущение составляет сердцевину книги, специальных читателей, кроме фанатов, что ездят на конвенты, нет. Читатель тот же, что и у любовного романа, и у детектива, и у всякой "легкой литературы". Я ничего пренебрежительного в этом сочетании не вижу, это легкая литература для отвлечения от жизни. Книга покупается, прочитывается и отдается или выбрасывается, она - "одноразовая". С другой стороны, есть огромное количество книг, где внешне фантастическое допущение не составляет сути книги. Можно взять произведения крупнейших, отмеченных премиями, прозаиков - "2017" Ольги Славниковой и "Эвакуатор" Дмитрия Быкова. Это как бы ортодоксальная фантастика, хотя таковой не является. Фантастическое допущение в данном случае служит большему.
На фоне мировой фантастики наша - повторение. Имена Шекли, Саймака, Гарри Гаррисона, Роджера Желязны, Урсулы Ле Гуин, Станислава Лема, Айзека Азимова - можно долго продолжать этот ряд - все-таки намного крупнее, чем имена Александра Казанцева, Александра Беляева, может, даже и Ивана Ефремова. Мы идем по стопам западной литературы, но не вторичны. Тут были коллизии, которые западной фантастике не снились. Например, коллизия полузапретности, непрямого проецирования на реальность, как у братьев Стругацких. Трудно вообразить эзопов язык в американской фантастике или расчет на особые социальные слои читателей, чем изобретательно отличалась советская фантастика.
Досье МН
Жизнь - фантастика
Иван Антонович (Антипович) Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда под Петербургом 22 апреля 1907 года (9 апреля по старому стилю) в семье купца-лесопромышленника. В метрической книге годом рождения записан 1908-й. Возможно, 1907 год, указанный во всех биографиях, был первым "сочинением" будущего писателя, стремящегося в советское время раньше начать трудовую деятельность. В биографиях Ивана Ефремова указан 1907 год, что дает нам право отметить его 100-летие. Революция и Гражданская война "освобождает его от мещанства", как скажет он позже. В 17 лет, когда Ефремов поступает на биофак Ленинградского университета, за его плечами потери близких, работа грузчиком, ночным шофером, штурманом каботажного плавания. Потом начинаются палеонтологические экспедиции и открытия, в первой половине 30-х - геологические экспедиции по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. В 1935 году Иван Ефремов вместе с дипломом Ленинградского горного института получает кандидатскую степень, а перед войной становится доктором биологических наук. В это время он живет в Москве, его труды по палеонтологии получают европейскую известность. За разработку новой науки тафономии - о законах сохранения ископаемых организмов в осадочных породах - Иван Ефремов получает в 1952 году Сталинскую премию. Научные изыскания он дополняет "рассказами о необыкновенном", которые пишет со времен войны. Послесталинская оттепель подвигает его на роман "Туманность Андромеды" о космическо-коммунистическом будущем мира. Роман "Лезвие бритвы" - это уже сочинение классика советской фантастики. Но реальность заставляла писателя делать и иные прогнозы. Роман "Час Быка", написанный в конце шестидесятых о мрачной планете, управляемой кучкой олигархов, был признан "клеветой на советскую действительность" и запрещен вплоть до перестройки. А сам писатель обвинен в "давнем шпионаже в пользу Англии". Иван Ефремов умер в 1972 году, не увидев даже полного издания своего последнего романа "Таис Афинская", посвященного жене.
Источник: http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=2651 |