Полная биография Ивана Антоновича Ефремова изложена на многих сайтах, посвящённых его творчеству и героям. Здесь я хочу рассказать о нём, как о Мастере, создавшем «Таис Афинскую». Михаил Булгаков ввёл в литературу замечательное имя – Мастер. И Иван Ефремов по праву носит его. Как грустно, как тоскливо, что такое произведение игнорируется новым поколением, которое предпочитает его лёгкому развлекательному чтиву! А ведь когда-то книги Ефремова продавались миллионными тиражами, раскупались на чёрном рынке.
И всё же ошибочно думать, что его звезда закатилась. Спустя 37 лет после первой публикации «Таис Афинской» (произошло это в 1972 году) роман был переведён на английский язык и сейчас его в свободном распространении пока нет (на русском языке роман можно скачать здесь). Эта зарубежная публикация говорит о многом. Сейчас, когда нравственные устои общества серьёзно пошатнулись, когда людскими умами овладела тяга к наживе и сверхкомфорту, когда понятие красоты размылось и подменилось противоположным – повествование о жизни греческой гетеры Таис Афинской, словно весенний дождь, смывает с души окаменелость чувств и сон разума. И это ясно видно по отзывам, оставленных об этой книге на сайтах издательств и форумах. Но интересно одно наблюдение: находятся читатели, которые с уверенностью пишут, что любовной связи между Таис Афинской и Александром Македонским быть не могло, что всё это не более чем красивая сказка и выдумка писателя. И дружба женская – такая, как она описана в романе – лишь плод писательского воображения.
В своё время некоторые буржуазные историки игнорировали влияние на историю знаменитой гетеры, но время потихоньку расставляет всё на свои места. Многие слышали о таком явлении, как ченнелинг (американцы, как обычно, изобретательны в придумывании новых названий для явлений, которые стары как мир) - связь с Высшими силами посредством некоего канала и передача через этот канал посланий. Всё меньше и меньше людей нуждается в посреднике между собой и Богом. У каждого есть этот канал и всегда был, но недосуг многим заняться своей душой и жизнью – внешний обманчивый мир, Майя, так притягателен и так здорово усыпляет слабый дух!
Я могу только предполагать, что Иван Ефремов, подобно многим другим выдающимся личностям, получал информацию из других сфер. Богатое воображение, сосредоточенность и мастерское владение словом – писатель видит события картинами, сценами, воспринимает их всеми чувствами - и рождается произведение, которое не есть лишь плод воображения. Творящий погружается в то, что видит, и это преподносится нам, как будто он всё выдумал – но так ли оно на самом деле?
Литературные герои кажутся нереальными и многие обращаются с ними небрежно, утверждая, что «такого» в их жизни быть не могло. Кто дал такое право утверждать? Может быть, иные комментаторы ночами не спали, стараясь погрузиться в мир образов и идей, чувств и событий? Создавая героя, автор ответственно подходит к описанию его мировоззрения и судьбы. Такой автор, как Иван Ефремов. Смотрите, как тонко и глубоко он говорит об Александре, который для многих всего лишь великий полководец: «Александр, величайший герой Македонии, Эллады и Ионии, ушел во мрак Аида в возрасте всего тридцати двух лет и восьми месяцев! Сердце щемило сознание, что накануне смерти, измученный и одинокий, он, может быть, вспоминая о ней, плавал в Евфрате и удалился в дом на той стороне реки, у ворот Лугальгиры, в тот дом. С новым приступом плача Таис подумала о великом одиночестве царя. Все окружавшие его люди без конца требовали от него мудрых распоряжений, золота, защиты, любви, не догадываясь о безмерной его усталости и не следя за ним чуткими, понимающими глазами и сердцем»…
Иван Ефремов ведёт сквозь события к пониманию человека, его силы и предназначения. Я верю, что между Таис и Александром могла быть именно такая любовь, которую показал нам писатель. Перечитывая снова и снова биографию писателя, понимаешь, что этот человек подошёл к изложению со всей ответственностью. Его жизненный опыт, его проницательность, сбывшиеся пророчества, наблюдательность и любовь к человечеству не могли создать ложные отношения и ложную книгу. Гениальный писатель прежде всего – это мыслитель, вдохновитель и захватывающий воображение рассказчик. В «Таис Афинской» присутствует и увлекательная интрига, и виртуозное владение словом, и, самое главное – вдохновение. Роман будоражит сознание, после его прочтения возврата к прежней жизни уже нет – потому что Иван Ефремов подарил нам такой притягательный идеал Женщины, что не стремится к ней становится невозможно.
Дочь Енисея
Источник: http://tais-afinskaya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=98&Itemid=50 |