Помнится, после распада СССР мы грезили о том, что скоро начнём жить так же хорошо, как на Западе. Мы с упоением наблюдали, как по телевизору появлялись первые рекламы Сникерса, Марса, Баунти, как магазины заполнялись самым разнообразным ассортиментом жевательных резинок. Из рук в руки начали блуждать видеокассеты с некачественной записью американских боевиков.
Рэмбо сражался с советскими солдатами в Афганистане, Рокки Бальбоа ехал в Советский Союз для того, чтобы победить русского боксёра. Мы с хохотом смотрели на полицейских из американской академии, которых пригласили в Москву для борьбы с русским мафиози, а тем временем наш капитан милиции Иван Данко («Красная жара») ехал в Америку знакомиться с американским образом жизни, с западными ценностями. Всё чаще на экранах стали мелькать русские бандиты, русские проститутки, русские пьяницы, но мы закрывали на это глаза, потому что в душе грезили о гамбургере и бутылке Кока-Колы.
«Американская мечта» была мантрой, отключающей любое критическое мышление. Сама Америка была вывеской западных, капиталистических ценностей, фарватером в мир демократии, свободы, в мир бесконечных возможностей.
С тех пор прошло уже более двадцати лет. Большую часть этого отрезка времени мы посвятили подражанию своему Старшему брату в создании такого же успешного и счастливого государства. Но всё время на этом пути всплывали какие-то подводные камни, появлялись жуткие нестыковки: свободный рынок, который должен был стать оплотом здоровой конкурентной борьбы, превратился в дикий капитализм «со звериным оскалом»; институт частной собственности, созданный с целью «повышения эффективности экономики», породил «семибанкирщину» и поток нефтедолларов, утекающих за рубеж, способствовал деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленности; обещанная социальная справедливость фантомом затерялась в растущем классовом расслоении общества.
Ожидания мировой дружбы, приобщения к западной цивилизации лишь усыпили нашу бдительность, заставили закрыть глаза на балканский кризис, на продолжающееся расширение НАТО на восток, на активные вложения в пропаганду в уже ставшей независимой Украине, которая в будущем даст свои плоды.
Меж тем, нигилизм к западной культуре в мире постепенно нарастает – так называемые страны третьего мира, куда входит и Россия, теперь уже не очень горят желанием приобщиться к западным ценностям. Видимо, поэтому западная культура, как загнанный зверь, проявляет всё бОльшую агрессию. В этом контексте не вызывают удивления победы Кончиты Вурст и Джамалы на Евровидении, восхищения «произведением» Пятьдесят оттенков серого, особые оценки кинокритиков фильму «Горбатая гора» и т.д.
Запад, культивируя идеи гедонизма, абсолютной свободы (читай «распущенности»), полного равенства, точнее, абсолютной идентичности невзирая на пол, возраст, расовую, национальную принадлежность, добрался до самых фундаментальных ценностей нашего общества, таких как: семья, взаимоотношения между мужчиной и женщиной, половые отношения, отношение к своему государству, к истории своего народа.
Под красивыми обложками толерантности, креативности на наши головы спустился «новый тренд» смыслов, который словно катком по асфальту пытается размазать наши традиционные ценности, превратить нас в биомассу без какой-либо способности к самоидентификации.
Нам предлагают забыть кто мы, откуда мы и куда идём.
В конечном итоге, приняв эту ньюэйдж идеологию, мы рискуем превратиться в бесполых космополитов с гипертрофированным чувством важности своего я, абсолютно оторванных от реальности и друг от друга – эдакие индивидуалисты, чья жизнь проходит перед плоскими экранами в четырех стенах квартирки в многоэтажке, абсолютно неспособные к какому-либо сотрудничеству с другими людьми из-за нежелания причинить ущерб своим интересам. А значит, полностью беспомощные в том, чтобы что-либо изменить в этом мире, потому что поодиночке мы действительно бессильны. Такое общество крайне выгодно транснациональной элите, так как им гораздо проще будет управлять.
Целенаправленно это делается или нет – уже не важно, важно то, что последствия такой политики сейчас воочию можно наблюдать на примере США и стран Западной Европы, где уже в церквях освящают однополые браки, и в школах устанавливают общие туалеты для детей среднего пола.
Мы же то ли по инерции, то ли от того, что наша элита выросла в те времена, когда резко ощущался контраст между угасающей советской машиной, и миром, прославляющим рваные джинсы и рок-н-ролл, продолжаем подражать Западу, копируя под кальку все его культурные мерзости и адаптируя их под российского потребителя
Ярче всего это заметно на примере российского кинематографа, который в 90 процентах случаев либо выпускает «чернуху» про суровую российскую действительность, пытаясь лишний раз выслужиться перед Западом в создании образа дикой, дремучей России, которая требует оцивилизовывания, либо снимает фильмы-клоны, слизывая сюжеты, сцены, архетипы героев с западных образцов. То же самое происходит и в музыкальной сфере, в сфере популярных телевизионных передач. То ли наши элиты так убеждены в ущербности, архаичности нашей культуры, то ли это в значительной степени НЕ НАШИ элиты.
Однако для западной цивилизации наступают плохие времена. Наконец, получив изрядное количество ударов древком от грабель по лбу, у нас таки вырос третий глаз. Окунувшись с головой в мир «демократических ценностей и свобод», мы сполна вкусили все его достоинства и недостатки, поняли, что в таком мире нам всегда будут навязывать правила игры, а Америка и другие страны западного блока претендуют на роль не нашего друга, но хозяина.
Теперь мы больше не смотрим с упоением голливудские блокбастеры, понимая что «фабрика грёз» с их фееричной кинопремией Оскар – это, в первую очередь, оружие пропаганды, направленное на приобщение всего человечества к западным ценностям. Другие же иностранные и отечественные премии в сфере массмедиа лишь вторят американскому рупору культурной экспансии.
Теперь у нас всё реже вызывает удивление образ русских в западном кинематографе, так как здравая логика диктует, что это вполне объяснимая закономерность в рамках никуда не исчезнувшего противостояния. Главное – мы перестали относиться к массмедиа как к развлечению, встали на путь поиска и осознания тех смыслов, которые нам предлагаются с экрана.
Всё чаще западный медиапродукт вызывает сомнения в своём качестве. В первую очередь это касается фильмов на историческую тематику, например: фильм Шпионский мост получил довольно резкую критику среди наших российских публицистов и аналитиков.
Чаще можно увидеть негативные отзывы касательно американских молодёжных комедий, которые погрязли в пошлости, разврате, алкоголе, наркотиках и откровенной глупости. А наши режиссёры, подражая Западу, снимают фильмы похожего содержания, не понимая, что отечественный зритель (и не только) хочет видеть на экране уже совсем другое кино.
Именно поэтому вызывают восхищение и обретают популярность такие фильмы как: Поддубный, Легенда №17, Территория, мультфильмы Крепость: Щитом и мечом, Князь Владимир, ещё не вышедший фильм «28 панфиловцев». Люди устали от демонстрации гениталий, разлетающихся кусков мяса, рекламы джанк-фуда и праздного образа жизни, от бесполезных ток-шоу, перетирающих до дыр личную жизнь «звёзд». Люди хотят видеть на экране что-то более наполненное смыслом и содержанием. Причём это происходит не только в российском сегменте рынка – так периодически стали попадаться материалы иностранного производства, выражающие недовольство американским образом жизни:
То есть и сами американцы и европейцы во многом недовольны тем, куда движется их культура. В России уже давно не стоят очереди в МакДональдс, не поклоняются культу жвачки и бейсболки, не смотрят с благоговением на западных звёзд, не верят в американскую мечту. На фоне нарастающего недовольства к американскому образу жизни и к западным массмедиа наметились некоторые подвижки в информационном пространстве Русского мира. Во-первых, официальные лица страны всерьёз озаботились происходящим, и уже на высшем уровне обсуждается вопрос о развитии нашей культуры, как самобытного и целостного явления.
Одной из опорных точек в претворении в жизнь собственного плана развития страны можно назвать зимнюю олимпиаду в Сочи в 2014 году. Важным индикатором, который как лакмусовая бумажка указал на то, что нас ожидают некие изменения в векторе развития, и что изменения эти будут связаны с какими-то нереализованными замыслами СССР, были слова президента о том, что при подготовке города Сочи к олимпиаде использовались планы, разработанные ещё в Советском Союзе.
Таким образом, можно предположить, что нас ожидает некая реанимация СССР, но в несколько ином виде. Подкрепляет эту догадку тот факт, что наш президент когда-то работал в КГБ, а в КГБ, как известно, старались воспитывать людей, преданных идеологии коммунизма и Родине. Кроме того, Владимир Владимирович особо не чурается советского периода нашей истории (что радует), сам заявил, что где-то дома хранит партбилет, что Кодекс строителя коммунизма соответствует религиозным заповедям, а Мавзолей, по сути своей, является аналогом “христианской традиции почитания мощей великих людей”.
Реанимация СССР состоит не только в осуществлении неоконченных планов, но и в восстановлении культурно-смыслового настроя тех лет в некотором адаптированном под современную реальность виде. Здесь важной вехой послужила великая стройка космодрома «Восточный», которая вновь заставила взглянуть на звёзды, возродить надежды, а может, даже дерзкие мечты о покорении космоса. Все мы помним, как в СССР просто грезили этими идеями: было снято множество фильмов по космической тематике, в том числе и для детей, написано множество книг, историй, даже диафильмы снимались на эту тему. Поэтому совершенно неслучайно, что именно в Советском Союзе впервые отправили человека в космический полёт.
Идейным выразителем, вдохновителем русского космизма, конечно же, является Иван Антонович Ефремов. Его книги «Туманность Андромеды» и «Час Быка» – это будущее Русской цивилизации, которое имеет все шансы быть воплощенным в жизнь. Но лишь в том случае, если мы одумаемся и встанем на свой путь развития без оглядки на Запад или Восток, без попыток полного копирования прошлых режимов: язычества, монархии, страны советов. Из этого опыта мы должны извлечь самое лучшее и двигаться вперёд, к звёздам, к дружбе между народами, странами. На сегодняшний день уже со всей ответственностью можно заявить, что только мы способны открыть пути к освоению космических просторов, и уж точно это невозможно без нашего участия: ресурсов, научно-технической базы космической отрасли.
Сейчас в России появился новый современный космодром, строительство и обслуживание которого требует воспитания новых высококвалифицированных кадров. Началась крупномасштабная стройка века – мост через Керченский пролив, который станет самым протяжённым в России и одним из самых протяжённых мостов в мире. Теперь стране нужны не только юристы и экономисты. У общества появился запрос на высококвалифицированных специалистов в технических и строительных областях: инженеры, проектировщики, сварщики, токари и т.д. Если мы хотим в дальнейшем осваивать космические пространства, строить достойную страну для своих детей и внуков, то необходимо выращивать совершенно других индивидов, с совершенно другой психологией и мышлением: творцов, созидателей, но никак не потребителей. И в этом плане тоже начались определённые сдвиги, именно в смысловом поле: мультфильм Фиксики для совсем маленьких, цикл передач Непростые вещи, целый канал Техно24 и другие проекты – всё это лишь начало долгой и трудной работы по воссозданию совершенно иной прослойки общества, способной решить те задачи, которые стоят перед человечеством в 21 веке.
Постепенно начинает уделяться значительное внимание и патриотическому воспитанию. Здесь важно отметить такой праздник как День Победы, который в последние годы вернул былые масштабы и значимость. А акция Бессмертный полк сделала непосредственными участниками этого поистине великого дня не только ветеранов, но и их потомков, которые хотят сохранить память о своих дедушках и бабушках, о Великой Отечественной Войне.
Ещё одним событием, которое можно считать важной вехой в воссоздании советских принципов воспитания подрастающих поколений, является создание нового детско-юношеского движения в мае 2016 по инициативе Минобороны РФ. Что это как не реанимация пионерии? Руководство страны всё-таки оглядывается назад на опыт Советского союза и постепенно приходит к пониманию того, что в СССР было не всё уж так плохо.
Также сейчас проводятся различные молодёжные форумы, приобщающие подрастающее поколение к проблемам нашего общества и задачам, которые им в будущем придётся решать. Создаются новые образовательные центры. Так, например, в Сочи появился центр Сириус для одарённых детей, где их уже более углубленно будут готовить по таким дисциплинам как математика, физика, химия, биология, приобщат к спорту и искусству.
Все эти события указывают на то, что значительная часть российских элит всерьёз озабочена на глазах скудеющей кадровой базой, и прекрасно понимает, что плоскость решения этих проблем лежит не только в строительстве и финансировании каких-то образовательных проектов (хотя и это тоже важно), но и в формировании определённой культурной среды. Ведь одни бухгалтеры и юристы нас не накормят и не защитят, не создадут и новых прорывных технологий, не совершат великих открытий.
Важно, что именно такая политика находит и будет находить в дальнейшем соответствующий положительный отклик в народе. Именно такие действия и решения по созданию современной, прогрессивной России с сохранением её культурной идентичности, с ориентацией на традиционные семейные ценности будут получать безусловную поддержку среди людей. Народ – не слепой, и видит, куда привела политика толерантности и полного либерализма в Европе и США.
Однако, жаль, что пока этого не видят наши кинематографисты и продолжают снимать «чернуху» диких 90-х, утверждая, что так до сих пор живёт вся Россия, утопая в алкоголе, коррупции и разврате (Левиафан, Дурак, Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына, 14+). При этом наши киношники в упор не хотят замечать запросов общества на совсем другое кино. Не хотят поддерживать действительно достойные детские картины:
В итоге все призывы Путина В.В. на создание некого кодекса кинематографистов, аналогичного кодексу Хейса, принятому в 30-е годы в США и предписывающему «не снимать картин подрывающих нравственность, склоняющих симпатии зрителей на сторону преступников, пренебрегающих религиозными и семейными ценностями», наши «киношники» никак не поддержали.
В чём заключается на сегодняшний день глухота и слепота наших деятелей киноиндустрии? Пока не ясно. Ясно одно, что в обществе зреют совсем другие настроения, и тут существует два варианта: либо российский кинематограф продолжит гнуть «свою» линию – и на фильмы, им выпускаемые, никто не будет ходить, либо он начнёт выпускать другие картины, отвечающие тем запросам, которые аккумулируются в общественном сознании.
Олег Ищущий
Источник: http://whatisgood.ru/theory/media/gollivud-proigryivaet-voynu-smyislov/ |