Владимир Деревянко
Агни Йога, "Великое Кольцо" и человековедение
Тематический цикл "Параллельные миры"
Введение
Сколько жив человек, столько он думает о себе и своей жизни и ищет
пути совершенствования, - впрочем, таковы не все, а лишь люди мыслящие,
неравнодушные и творческие. Их интересы и мысли, складывающиеся в
теории и учения, нередко сильно отличаются, тем не менее, есть нечто,
что сближает людей в стремлении к лучшей жизни. В настоящей статье
анализируются на первый взгляд очень разные, а при ближайшем
рассмотрении имеющие немало общего - учение Агни Йога - Живая Этика,
произведения И. А. Ефремова и наше человековедение. Отмечая
многогранную и древнюю мудрость Агни Йоги - Учения Жизни, стоящего на
трёх китах духовного восхождения - простоте, красоте и бесстрашии,
нельзя не видеть их отражения в творчестве И. А. Ефремова, в котором,
слитые воедино, они дают одну из высших ступеней понимания жизни -
героический реализм. Не претендуя на равнозначность Агни Йоге и не
являясь произведением литературы, человековедение, как учение о
познании и реализации сущности человека, имеет своё видение его
настоящего и будущего, которое во многом пересекается с этими
выдающимися явлениями культуры и имеет реализуемую конструктивную
направленность.
1. Агни Йога, "Великое Кольцо" И. Ефремова и человековедение - что их связывает и различает?
Агни Йога или Живая Этика [1] - философское учение, представляющее
собой синтез древней мысли Востока и Запада и духовно-практического
опыта человечества. Агни Йога изложена в книгах-учениях, включающих
избранные беседы Великих Учителей (Махатм) Востока с Е. И. и Н. К.
Рерихами. Если попытаться охарактеризовать Агни Йогу кратко, что весьма
затруднительно в силу её масштабности, это - учение, которое строится
на двух центральных идеях - Божественности вселенной и единстве Духа и
материи. Космо- и антропогенез Агни Йоги весьма близок "Тайной
доктрине" Е. П. Блаватской [2], при этом Земля является одним из миров
вселенной, где проходит совершенствование человеческий дух. Человек, по
Агни Йоге, - микрокосм, подобный макрокосму. Важнейшим онтологическим
положением Агни Йоги является учение о мысли, которая есть тончайшая
энергия мироздания. В гносеологии Агни Йога исходит из древнейшего
принципа мировых учений и философий - "познай самого себя" в труде
самосовершенствования. Этика Агни Йоги базируется на положении о
единстве нравственных законов, которые, как и законы космические, -
едины для всего человечества. Основу этических и социально-политических
изменений составляет труд на общее Благо. Разумеется, перечисленное
далеко не исчерпывает всего содержания учения, впрочем, его объём -
одновременно достоинство и недостаток Агни Йоги, которая требует
немалого времени и сил на её освоение и приложение.
И. А. Ефремова мы выбрали в качестве объекта сопоставления не
случайно, хотя и не предполагали, что у него будет так много общего с
Агни Йогой. Впрочем, несмотря на значительное количество прямых
заимствований из Живой Этики в "Туманности Андромеды" [3] и других
произведениях, рассматривать творчество И. Е. Ефремова исключительно с
позиций Агни Йоги было бы неверно. Это была мощная самостоятельная
личность, крупный учёный-мыслитель, в творчестве которого синтезированы
коммунистическая и утопическая мысль - Чернышевского, Маркса,
Богданова, гуманистическая психология Роджерса и Фромма, космизм
Циолковского и Вернадского, русская биология /Берг/, классическая
индийская философия и собственно наследие Рерихов. Уважение И. Е.
Ефремова к феномену Агни Йоги было очень велико, ища философию для
будущего СССР, он смотрел на Живую Этику, как на весьма подходящее для
этого учение. При несоизмеримости масштабов Агни Йоги и творческих
задач И. Ефремова есть много точек их соприкосновения и главное, что
надо понимать, - дело не в масштабах, а в метафизической битве Добра и
Зла, в которой Рерихи и Ефремов стоят плечом к плечу. [6]
Агни Йогу и романы И. Ефремова связывают образы скручивающейся
спирали и мысли, что важнейшей и единственной иерархией будет ступень
знания, а высшим авторитетом - Учитель. Беспредельность - сущностно
важная характеристика разумной жизни, как открытой системы,
распространяется и на науку, которая должна развиваться свободно,
реализуя насущные задачи человечества, при этом внешнее исследование
Запада должно дополняться интроспективным методом Востока. Агни Йогу и
И. А. Ефремова объединяют понятия общественной пользы, общины и работы
на благо всех, значение школы и учителя. Сознание рассматривается, как
высшая форма материи, а не нечто сверхестественное, снимая ореол
религиозности с Агни Йоги. "Истинное стремление к осознанию высших
возможностей должно наполнять большую часть жизни, но свет познания
заменен условными формулами религий, призванный мыслитель кланяется
тёмному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа
изображений /Знаки А.Й, 150/ [4]. От великого Платона, сказавшего -
"мысли управляют миром", мысль утверждается как важнейший созидающий
фактор мира. Агни Йога даёт понятие психической энергии, а
совершенствование сознания и увеличение психической энергии является
одним из определяющих факторов эволюции человечества.
Отдавая должное величию Агни Йоги и привлекательной для многих
значительности научной фантазии И. Ефремова, человековедение также
исходит из единства духа и материи, строя на этом определение сущности
человека. В представлении человековедения человек - органическая часть
природы и общества, микрокосм и разумное начало вселенной.
Солидаризируясь с Агни Йогой в значении мысли, человековедение особенно
акцентирует самопознание и самосовершенствование человека, составляющие
его жизненную необходимость в реализации сущности для улучшения вида,
которое сопрягается с целесообразностью в представлении Агни Йоги,
обосновывает социальность человека и роль общественно значимого труда,
открытость системы разумной жизни и значение науки. Из отличий
человековедения прежде всего надо отметить его неприятие пафоса борьбы и
самоотверженности, как способа достижения целей, разве, что в
преодолении сопротивления материала при его изучении или соперника в
спорте, и коммунистической идеологии в её современной интерпретации.
Кроме того, человековедение не склонно переоценивать йогические
практики самосовершенствования, о которых И. Ефремов писал, что они
"исторически обусловлены и трудносовместимы с существованием в
современном мире", а сама Агни Йога предостерегает от увлечения
таковыми без работы на Общее Благо. Опираясь на исторический опыт,
человековедение обосновывает возможность разумной эволюции человека в
темпе, который предопределяется проявлением и развитием его сущности, и
достижение общезначимых целей без жертв. Если атеизм человековедения,
пока жив его автор, останется неизменным, то его отношение к эзотерике
при более тесном соприкосновении с Агни Йогой, по-видимому, претерпит
изменение в пользу последней, как проявление высших возможностей
разума-психики человека, неразвитых или утраченных, который теперь
уступает многим братьям его меньшим, а должен превосходить их! Имеющие
немало общего, рассматриваемые материалы существенно отличаются по
форме и социальной значимости. Книги И. А. Ефремова написаны
современным языком на основе увлекательных сюжетов с глубоким
проникновением в происходящее и живостью прорисовки картин будущего.
Учение Агни Йоги объёмно и многопланово, местами литературно
необработано и не всегда его положения принимаются сразу в силу их
мистичности и неодномерности. Таковы, например, понятия Бога и строения
вселенной, беспредельности и Иерархии, впрочем, благодаря немалому
числу популяризаторов Агни Йоги, учение становится понятнее и ближе
людям. Человековедение занимает как бы промежуточное положение между
учением Агни Йогой и литературой И. А. Ефремова, впрочем, пока оно не
имеет официального статуса и ему ещё предстоит утвердиться и доказать
своё право на существование.
2. Современная жизнь и её проблемы
Если оглянуться на окружающую жизнь, без труда можно заметить её
существенные отличия от того, что подразумевается в Агни Йоге или в
человековедении, совсем отличается от описываемого в "Туманности
Андромеды" и во многом схоже с происходящим в "Часе быка" И. А.
Ефремова. Причин того немало, но важнейшая из них - господствующая
жизненная ориентация людей на обогащение и достижение более высокого
положения в социуме, так похожая на законы джунглей с их животным
эгоизмом и своекорыстием. Представляющаяся адекватной развитию
человечества на данном этапе, она принижает значение совершенствования
человека, разум и чувства которого, как и нравственность, развиваются
недостаточно, требуя немалых усилий. По-видимому, должны произойти
какие-то серьёзные подвижки в ценностном поле жизни людей, чтобы
изменить это положение и мотивировать их совершенствование.
Рассматриваемые в статье материалы каждый по-своему этому
способствуют, впрочем, относительно развития и разумности, которые
теперь сильно варьируют у людей, и значения в их жизни педагогики и
искусства, призванных это изменить. Принципиальным моментом исполнения
мечтаний людей о лучшей жизни является не достижение материального
благополучия и получение максимума удовольствий, столь желанные
большинством теперь, а постоянные и значительные усилия многих, - со
временем всех людей, в самосовершенствовании! Это имеет
основополагающее значение для лучшего будущего и интерпретируется в
данных работах по-разному.
У И. Ефремова акцентируются развитие общественного сознания людей и
коммунизм, к которому они придут из так называемой Эры Разобщённого
Мира [3]. Учение Агни Йоги связывает будущее с развитием мысли и
эволюцией сознания, трудом самосовершенствования людей и общиной, что
очень близко коммунизму. Человековедение обосновывает необходимость и
возможность развития человека и его разума, индивидуального, в социуме и
природе, отмечая позитивную историческую тенденцию развития
человечества и его социализации. Впрочем, она разворачивается медленно,
значительно отставая от темпов развития техники и давая повод для
сомнений в её реальности, вспомним возможный конец света не от
природных явлений, о котором имеется немало упоминаний. То есть,
главное, что должно произойти для исполнения желаний людей и изменения
их жизни к лучшему, - они сами должны захотеть развиваться и
совершенствоваться, ибо даже такие учения, как Агни Йога, или
произведения, как "Туманность Андромеды" И. Ефремова, не могут
заставить людей делать это...
В этой связи важная роль в развитии и совершенствовании людей
принадлежит мудрым властителям дум и учителям, способных повести за
собой людей к лучшей жизни. Таковых в истории человечества было немало,
но их цели и способы достижения были весьма различны... "С древних
времён в Европе и Азии лучшие умы, думая над тем, как примирить
несовершенство настоящего с величием и великолепием будущего, приходили
к мысли о том, что это возможно только, напрягая устремление и
стараясь, чтобы сознание вжилось в будущее, как бы перекидывая в него
мост из настоящего. При этом в пределах законов материи и её видов,
которые беспредельны, возможно такое, что не принимается современной
наукой и требует объективного и непредвзятого научного подхода. Многое
невидимое и отрицаемое ныне может быть утверждено с помощью новых
научно-технических средств или развивающихся новых чувств человека,
раздвигая границы материального мира. Без всяких клерикальных
обоснований, чисто научно можно изучать законы развития жизни и
сознательно следовать им, помогая людям подниматься по ступеням
эволюции." /Грани А.Й. 1960г. Авг. 16 и 1965 г. 150. Май 20/ [4]. Об
этом же пишет И. Ефремов [3], упоминая о 3-й сигнальной системе
человека. Последняя мысль приложима и к человековедению, которое
создавалось, чтобы изучать сущность человека и её закономерности для
эффективной реализации в интересах всего вида.
Безусловно, роль таких лидеров духа - мыслителей и художников, как
Рерихи и Ефремов, в развитии культуры необыкновенно велика. В этом
смысле человековедение в своём теперешнем состоянии им явно уступает,
однако, не последним и важным его качеством является конструктивность
материала, нацеленность на природосообразную педагогику и возможность
приложения на практике. Впрочем, не смотря на то, что Агни Йога
является довольно сложным для восприятия, освоения и практического
применения учением, а работы И. А. Ефремова фантастичны и описательны, -
скольких людей они вдохновили на новые свершения!
3. О необходимости и путях совершенствования людей
Рассматриваемые в данной работе материалы, так или иначе, - в
художественной, эзотерической или алгоритмической форме, не только
говорят о необходимости совершенствования людей, но и нацеливают на
это, ведь в противном случае человек превращается в хилое животное: его
мышление не развивается и слабеет, а мышцы и функции организма
деградируют. Впрочем, далеко не всем эта мысль приходит в голову, ибо
господствующие жизненные ценности людей, как отмечалось выше, с
имманентными им неравенством и несправедливостью отнюдь не способствуют
её актуализации. Должно быть понятно, что совершенствование людей - не
только гуманитарная, но и социально-экономическая задача, решение
которой затрагивает всю их жизнь. Последнее, по-видимому, объясняет тот
факт, почему сравнительно немного людей, знакомых с учением Агни Йоги,
следуют ему, как и узнавшие о человековедении, не спешат глубоко
вникать в него, а прочитавшие книги И. Ефремова, понимают, как ещё
очень далеко до эры "Великого Кольца"...
К слову, И. А. Ефремов писал: "Совершенная форма построения общества
не просто накопление производительных сил, а качественная ступень.
Новые общественные отношения без новых людей также немыслимы, как новые
люди без новой экономики. Таким образом, главная задача общества -
воспитание, физическое и духовное развитие человека". Подобное есть и в
Агни Йоге: "Каждый человек способен стать совершенным воплощением
разума, для этого новые общинники должны потрудиться над своим
усовершенствованием". А одно из важнейших положений человековедения
состоит в том, что лучшая жизнь - это жизнь лучших, более совершенных
людей! Естественно учиться этому с самого детства, закладывая
рациональную основу на всю жизнь. Рационализация должна охватить весь
социум и его организацию, для чего необходимо время. Но, что побудит
людей к этому и как начать это реализовать?
Методы Агни Йоги - это дисциплина духа, которая начинается с
самообуздания и искоренения своих недостатков упражнениями классической
йоги Яма и Нияма. Путь продвижения по ступеням самосовершенствования -
это прежде всего, этическое преображение себя. С переходом на более
высокие ступени осваиваются концентрация и медитация, которая
завершается переходом к Самадхи. Если Хатха-Йога предназначена для
совершенствования тела, то задача Агни Йоги - совершенствование
сознания человека и одухотворения его бытия. Агни Йога даёт основы
построения трудовой общины, способы преодоления недостатков и вредных
привычек, освобождая человека для нового опыта. Община и сотрудничество,
важнейший принцип Агни Йоги, в которой говорится, что "групповая
психоэнергетическая работа намного эффективней для каждого, чем
индивидуальная, ибо при ней создаётся мощное общее энергополе".
С Агни Йогой перекликаются мысли И. Ефремова: "Перед человеком
нового общества встаёт необходимость дисциплины желаний, мысли и воли.
Этот путь также обязателен для каждого, как и воспитание тела. В наше
время люди всё больше освобождаются от монотонного труда, потому
большая проблема жизни - держать человека в "алертном" состоянии -
собранным физически и духовно. Психологическое совершенствование
представляется мне крепким свинчиванием сознательного с
подсознательным, железным стержнем, поддерживающим крепость души и
тела, могучим зарядом энергии, делающим человека, способным к высоким
взлетам, тяжёлой борьбе, необоримой стойкости".
Человековедение видит своей важнейшей задачей - обосновать и
объяснить человеку: в чём состоит его природа-сущность и выражающая её
жизненная необходимость и как их познавать и реализовать, чтобы жить
разумно, сообразно сущности, действуя всё более организованно и
рационально используя жизненные ресурсы и энергию, эффективно развиваясь
и оптимизируя взаимодействие с окружающим миром людей и природы,
подчиняясь высшей целесообразности - улучшению вида. Эта способность
разума делает возможной разумную эволюцию человека или развитие и
совершенствование на основе рационального выбора, а не естественного
отбора, как в животном мире, предполагая формирование научной и
педагогической базы, рациональные и целенаправленные усилия всех людей!
По мере развития человека и его разума естественно изменяются его
мировоззрение и отношения с людьми и природой. Аксиоматично, что
нормально развивающийся человек постепенно сознаёт себя частью общества
и природы и стремится к совершенствованию себя и своих отношений с
окружающим миром, ибо такова его сущность! Также не требует
доказательств тот факт, что найти подобного человека сейчас практически
невозможно по ряду причин, важнейшей из которых является недостаточное
развитие людей в массе. Другая причина состоит в отсутствии
определения его сущности, ввиду многозначности представлений о ней, и,
как следствие, проблематичности формулирования принципов оптимального,
адекватного сущности человека, развития. Существует и третья причина,
связанная с первой и весьма серьёзная, - социальная несправедливость и
неравноправие людей, делающие процесс их развития и, тем более,
совершенствования не только неоптимальным, но нередко ущербным...
И это не по силам пока изменить ни учению Агни Йоги, ни
произведениям И. А. Ефремова, ни человековедению. Последнее,
обосновывая возможность развития человека и его разума, считается с тем,
что это процесс объективный и люди должны осознать необходимость и
пользу своего совершенствования. А это предполагает прежде всего
решение проблем производства и распределения жизненных ресурсов и
энергии, изменение ценностных ориентиров и новое более высокое качество
педагогики, о чём И. Ефремов писал, что воспитание является
производительной силой общества, совершенствование которого возможно
лишь при широком синтетическом образовании. Живая Этика также
постулирует, что учителя и врачи должны находиться в особом положении,
их ценность при построении социального организма крайне велика. При
этом учитель - не преподаватель узкой дисциплины, а учитель жизни, что
напрямую перекликается с представлениями человековедения и, к
сожалению, не является руководством к действию для большинства
педагогов России...
4. Параллели и пересечения миров людей будущего
Судя по тому, как сильно отличается происходящее от того, к чему
зовут учение Агни Йоги, произведения И. А. Ефремова и человековедение,
можно предположить, что жизнью правит другая, чуждая разуму логика,
которую весьма непросто изменить?.. Попытка насильственного
преобразования жизни России и других стран на основе коммунистических
идей обобществления собственности, которым симпатизировали Рерихи и
выразителем которых был И. Ефремов, оказалась жестокой авантюрой,
стоившей жизни многим людям и показавшей экономическую
несостоятельность социализма и невозможность построения коммунизма без
необходимой материально-технической базы. Однако, и при капитализме,
который представляется адекватным развитию современного человека и его
реальным возможностям, её построение также невозможно, ибо изобилие
материальных благ не имеет смысла, так как ведёт к перепроизводству и
кризисам. То есть и капитализм, не смотря на объективность рыночных
регуляторов, стихиен и несправедлив, отражая существенные противоречия
между людьми и их проблемы, которые не могут быть решены принципиально
существующими социально-демократическими механизмами.
Итак, если мы не можем одолеть рыночную стихию и решить социальные
проблемы, так будет и дальше? Получается, капитализм - дорога в никуда?
А как же научные и технические достижения последних десятилетий? Как
соотнести то, что капитализм сильнее экономически и противопоставляет
людей между собой и природой, а социализм - слабее экономически, но
сближает людей, нацеливая на достижение общезначимых интересов?.. Над
этим стоит подумать, и Агни Йога, и произведения И. А. Ефремова и наше
человековедение - результаты таких раздумий, которые каждое по-своему
хотели бы изменить ситуацию к лучшему, но это оказывается весьма
непростой задачей, впрочем, жизнь сама подсказывает варианты, чему
примером социализация жизни передовых европейских стран и капитализация
экономики социалистического Китая...
Будущее по Агни Йоге - коммунизм, но в иной, чем у И. Ефремова,
интерпретации. Язык Йоги становится языком культуры наступающей эпохи
Майтрейи. Майтрейя приходит в век сотрудничества под звёздами
Аквариуса. Этот век для России - век начала строительства, оплотом
которого станет в Водолее Сибирь. По Агни Йоге будущее - развитие новой
шестой расы Синтеза на нашей планете. Новый Мир слагается в
наступающие дни мирового объединения, которое ставит перед людьми
необходимость осознания единого поля общечеловеческой культуры, как
плодоносного корня творческой мысли. Образование ООН, ЮНЕСКО, ЕЭС и
других мировых организаций свидетельствует о постепенном переходе в век
Водолея и строительстве Нового Мира. Будущее Земли - Община и
Сотрудничество на основе единого Мирового языка Образов и Единых
понятий, ведущим принципом которого будет Красота. К Свету ведёт только
один путь - совершенствования, которое олицетворяет воззвание Н. К.
Рериха: "Да процветут пустыни"!
Идеал будущего у И. А. Ефремова - "коммунистическое общество,
которое выросло и расцвело на планете из потребности созидания новых
представлений о мире и общественных отношениях, долге, правах и счастье
человека. В последний век эры Разобщённого мира, люди, наконец,
поняли, что все их бедствия происходят от стихийно сложившегося ещё с
древних времён устройства общества, что вся сила, всё будущее
человечества в труде, в соединённых усилиях миллионов свободных от
угнетения людей и переустройстве жизни на научных основах. Были поняты
основные законы общественного развития, противоречивый ход истории,
необходимость воспитания строгой общественной дисциплины".
Переустройство мира немыслимо без коренного изменения экономики -
производства и распределения, без исчезновения нищеты и тяжёлого труда,
без воспитания общественного сознания каждого человека. "Всё шире
развивавшаяся наука охватила всю человеческую жизнь и творческие
радости познания стали доступны огромному числу людей. Искусство взяло
на себя большую долю в общественном воспитании и устройстве жизни.
Пришла самая великолепная во все истории человечества эра Общего Труда с
её веками Упрощения вещей, Переустройства, Первого изобилия и
Космоса." (И. А. Ефремов "Туманность Андромеды". Глава 2.)
В своих суждениях о будущем, которое является продолжением
настоящего, человековедение естественно опирается на него и формирующих
его людей, а они - разные в физическом и интеллектуальном,
мировоззренческом, нравственном и социально-имущественном отношениях. То
есть, чтобы построить лучшее будущее, надо сделать людей лучше и
качественно однороднее, а такая задача, увы, пока не стоит, - люди
стремятся к обогащению и власти... Человековедение не склонно упрощать,
как И. А. Ефремов, который не дожил до перестройки и развенчания
марксизма, процесс создания нового общества, который может быть совсем и
не коммунизмом, а чем-то другим, и не считает, что все бедствия людей
происходят от стихийно сложившегося ещё с древних времён устройства
общества...
Человековедение доказывает, - исторический процесс закономерен и
сопрягается с развитием человека, но говорить более определённо о его
будущем затруднительно, в силу того, что люди разобщены, а
господствующие жизненные ценности весьма консервативны. Тем не менее,
развитие науки, техники и социально-демократических институтов, процессы
международной интеграции и глобализации, и рассматриваемые учение и
материалы, в том числе, позволяют говорить о возможности лучшего
будущего человечества. Но важнейшим условием улучшения жизни и лучшего
будущего является совершенствование человека!
Теперь люди идут каждый своим путём, одни, действуя индивидуально
или соединяясь с другими в небольшие группы, другие участвуют в крупных
социальных и научно-технических проектах. Некоторые заблуждаются и
даже теряются по пути, среди них есть законопослушные и преступающие
закон, честно и много работающие или предпочитающие работе удовольствия
тела или иные развлечения... Одни неравнодушны к происходящему и думают
об улучшении жизни всех, другие, и их большинство, стремятся извлечь
из всего свою выгоду и думают только о себе... Многое ещё можно
говорить о многообразии и несовершенстве жизни, но как на это хотя бы
повлиять, если не изменить радикально? История говорит, - революции не
подходят, множество учений уводят людей в разные стороны, - куда же
идти? В коммунизм, о котором пишет И. Ефремов и попытки построения
которого, увы, неудачные, предпринимались, или общину по Агни Йоге, - но
почему за десятилетия после её создания нигде не попытались её
реализовать?
Может быть, дело в самом человеке, который имеет свою сущность с её
основаниями и свойствами и социуме с его закономерностями
взаимодействий людей и особенностями организации, которые надо
познавать и оптимизировать, но ещё не вполне познаны и оптимальны?..
Можно говорить, - насколько разобщены люди и их интересы, настолько
различны и знания о них. Люди живут индивидуально-параллельно, каждый
для себя, хотя относятся к одному виду, зависят от других и имеют общие
интересы. Человековедение объясняет это тем, что люди находятся на
довольно низком уровне видового развития, которому имманентны такие
формы индивидуального поведения и организации социума. Но, как есть
общечеловеческие задачи, которые не могут быть решены в разобщении,
например, многие социальные проблемы и освоение космоса, так и развитие
человечества не останавливается и в перспективе, благодаря
рассматриваемым в данной статье и другим учениям и теориям, люди начнут
сознавать необходимость и пользу социализации и совершенствования и
постепенно устремятся к достижению высшей пользы улучшения вида. Это
объединяет Агни Йогу, произведения И. А. Ефремова и человековедение и,
как неевклидова геометрия со временем позволит соединить теперь
параллельные миры людей и совместными усилиями сделать их жизнь на
земле и во вселенной совершенной и бесконечной!
19.05.2012
Литература
1. Агни Йога.
2. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина.
3. И. А. Ефремов. Туманность Андромеды, М. 1957.
4. В. И. Деревянко. Основы человековедения, 9-я ред., 2012.
5. Б. Н. Абрамов. Грани Агни Йоги, Алгим, 2009.
6. Н. Смирнов. Иван Ефремов и Живая Этика. «Грани Эпохи», N27, 2006 г.
Примечание. Перечисленные в списке материалы есть в Интернете.
С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте - http://ocheloveke.narod.ru/
Источник: http://grani.agni-age.net/articles12/5007.htm |