"Лезвие бритвы" по-американски
"Лезвие бритвы" по-американски
Те, кто читал научно-фантастический приключенческий роман Ивана Антоновича Ефремова "Лезвие бритвы", написанный им в 1963 году, помнят крылатую фразу: "Красота – это наивысшая степень целесообразности".
TED в сотрудничестве с аниматором Эндрю Парком представляет теорию
Денниса Даттона, дающую смелое объяснение понятию красоты: искусство,
музыка и другие проявления прекрасного не зависят от индивидуальных
особенностей восприятия, а являются неотъемлемой частью человеческой
природы. Корни же этих индивидуальных особенностей уходят в далекое
прошлое человечества.
Перевод выступления
Я очень рад оказаться здесь и поговорить с вами о том, что меня сильно
волнует - о красоте. Разрабатывая жизнеспособную философию искусства и
эстетики, я пытаюсь определить, что представляет собой с позиций
философии и психологии опыт прикосновения к прекрасному как определить
этот опыт с позиций разума и как люди съезжают с катушек, пытаясь
осознать этот опыт. Предмет этого исследования чрезвычайно сложен,
частично потому что прекрасными мы называем совершенно различные вещи
Только подумайте: личико малыша, "Гарольд в Италии" Берлиоза, такие
фильмы, как "Волшебник страны Оз", пьесы Чехова, пейзажи центральной
Калифорнии, виды горы Фудзи Хокусая, "Кавалер розы", завораживающий
победный гол в матче чемпионата мира по футболу, "Звездная ночь" Ван
Гога, роман Джейн Остин, танцующий Фред Астер. В этот короткий список
попали люди, явления природы, произведения искусства и исполнительское
мастерство. Почему мы считаем красивым все то, что я сейчас перечислил,
объяснить нелегко.
Тем не менее я могу дать вам хотя бы представление о том, что мне
кажется самой значительной теорией красоты из всех существующих. И она
была разработана не искусствоведом, не теоретиком-постмодернистом, не
авторитетным арт-критиком. Нет, эта теория предложена специалистом по
ракам и червям и по разведению голубей. Вы догадываетесь, о ком я говорю
- о Чарльзе Дарвине. Конечно, большинство людей думают, что знают ответ
на вопрос, что такое красота. Красота субъективна, то, что вы считаете
прекрасным, и есть красота. Или, как некоторые люди, в особенности
ученые, предпочитают говорить, он обусловлено культурными отличиями
восприятия разных людей. Люди соглашаются, что какие-то фильмы, музыка
или картины прекрасны, поскольку их культура определяет общность
эстетических предпочтений. Однако любовь к прекрасному, как в природе,
так и в искусстве не знает культурных преград. Музыку Бетховена ценят в
Японии, перуанцы любят японские гравюры на дереве, скульптуры инков
считаются жемчужинами коллекций британских музеев, а пьесы Шекспира
переведены на все основные языки мира. Или возьмите, к примеру,
американский джаз или кинематограф - они популярны повсюду. Хотя виды
искусства так различаются, существуют универсальные, кросс-культурные
эстетические ценности.
Как же объяснить эту универсальность? Самый верный путь - попытаться
восстановить дарвинистскую историю эволюции наших эстетических и
художественных вкусов. Нужно провести ретроспекцию наших современных
предпочтений и вкусов и объяснить, каким образом они укоренились в нашем
сознании. В процессе эволюции на нас оказывали влияние как
доисторические природные условия эпохи плейстоцена, в которых
окончательно сформировался человек разумный, так и социальные условия, в
которых мы находились. В воссоздании эстетических взглядов нам могут
также помочь сохранившиеся следы деятельности доисторического человека. Я
имею в виду окаменелости, наскальную живопись и так далее. Помимо того,
нужно принимать во внимание то, что мы знаем об эстетических
предпочтениях изолированных племен охотников и собирателей,
сохранившихся до 19 и 20 веков.
Лично я нисколько не сомневаюсь, что ощущение красоты, сопряженное с
удовольствием и остротой переживаний, лежит в сфере эволюционного
развития Чувство прекрасного - лишь один из компонентов в целом наборе
эволюционных приспособлений. Красота - это механизм приспособления,
который мы развиваем, и усиливаем, создавая и наслаждаясь произведениями
искусства. Как вам должно быть известно, два главных эволюционных
механизма это естественный отбор, заключающийся в избирательном
закреплении случайных изменений наряду с сохранением главных
особенностей анатомии и психологии, например, наличия поджелудочной
железы, глаз, ногтей. Естественный отбор объясняет многие наши глубинные
страхи и неприятие некоторых вещей: отталкивающий запах гниющего мяса,
боязнь змей или страх высоты, когда стоишь на краю пропасти. Этот же
механизм объясняет и удовольствия: сексуальное наслаждение, тягу к
сладкому, к жирной и белковой пище, что, в свою очередь, объясняет
многие пищевые предпочтения от спелых фруктов и шоколада до ребрышек
барбекю.
Другой важнейший механизм эволюции - это половой отбор. Проявления его
очень разнообразны. Великолепный павлиний хвост - один из самых ярких
примеров. Он появился не в результате борьбы за выживание, фактически,
он является помехой в этой борьбе. Хвост павлина обязан своим появлением
предпочтениям в выборе полового партнера, который делали самки павлина.
И это вполне естественно: история делается женщинами. Кстати, сам
Дарвин был уверен, что самкам павлина хвост самца кажется красивым. Он
говорил именно так. Таким образом, строго придерживаясь этой теории, мы
можем сказать, что красота - это одно из эволюционных приспособлений,
которое пробуждает и поддерживает интерес или увлечение, или даже
одержимость, воодушевляя нас принимать решения, наиболее способствующие
выживанию и продолжению рода. Другими словами, с помощью красоты природа
действует опосредованно. Я хочу сказать, нельзя ожидать что красивый
пейзаж заменит вам пищу. Нет, и вы не накормите этим ребенка или
возлюбленного. И природа тут проявляет хитрость, делая этот пейзаж
красивым, наделяя его особой притягательностью, так что простое
любование им доставляет удовольствие.
Поговорим немного об этом мощном источнике эстетического наслаждения, о
магнетическом притяжении красивых пейзажей. Людям самых разных культур
по всему миру нравится один и тот же вид, пейзаж, который
просто-напросто напоминает саванны плейстоцена,где мы развивались. Этот
пейзаж мы можем увидеть сегодня на календарях и открытках, при разбивке
площадок для гольфа и парков, а также на картинах в позолоченных рамах,
украшающих стены гостиных от Нью-Йорка до Новой Зеландии. Пример такого
пейзажа - хрестоматийный вид на реку Гудзон, с открытыми пространствами,
поросшими невысокой травой, и разбросанными тут и там рощами. Деревья,
кстати говоря,гораздо более привлекательны, если и их стволы расходятся
прямо у земли, потому что на такое дерево можно забраться, спасаясь от
хищников. На картине всегда присутствует вода в непосредственной
видимости, или же она чуть синеет на горизонте, видны звери или птицы, а
также разнообразная растительность и обязательно, заметьте это, тропа
или дорога, берег реки или моря, уходящий вдаль и словно приглашающий
прогуляться по нему. Эти виды считаются красивыми даже в тех странах,
где таких пейзажей нет. То, что этот вид считается идеалом служит один
из лучших примеров того, люди люди в любой точке планеты находят красоту
в одних и тех же зрительных образах.
Но кто-то может возразить, что речь идет о естественной красоте. А как
же быть с красотой в искусстве? Разве ее восприятие не обусловлено
исключительно культурой? Нет, я думаю, это не так. И я снова, оглянусь
на наше доисторическое прошлое, чтобы пояснить эту мысль. Считается, что
самыми ранними произведениями искусства были изумляющие своим
мастерством наскальные изображения, в пещерах Ласко и Шове. Находкам в
Шове примерно 32 000 лет, наряду рисунками к ним относятся маленькие
реалистичные фигурки женщин и животных. Но в действительности
художественные навыки гораздо старше. Прекрасные ожерелья из морских
раковин, похожие на те, что встречаются на выставках
декоративно-прикладного искусства, а также охра для разрисовывания тела
находят в слоях, возраст которых 100 000 лет.
Но самые впечатляющие образцы доисторического искусства еще старше. Я
имею в виду так называемые ашельские топоры. Самые древние каменные
орудия труда - из ущелья Олдувай в Восточной Африке. Они были сделаны
около двух с половиной миллионов лет назад. Эти грубые инструменты
просуществовали несколько сот тысяч лет, до примерно около 1 миллиона
400 тысяч лет назад, когда Homo erectus начал использовать тонкие
каменные резцы иногда закругленной, овальной формы, но чаще, что для нас
привычнее, в форме симметричного заостренного листа или слезинки.
Тысячи таких ашельских топоров, название которым дало местечко
Сент-Ашель во Франции, где они были обнаружены в 19 веке, были
распространены по всей Азии, Европе и Африке, практически повсюду, где
расселилися Homo erectus Homo ergaster. Количество найденных топоров
говорит о том, что их не могли использовать для охоты. Дело еще более
усложняется, когда узнаешь, что, в отличие от других инструментов эпохи
плейстоцена, лезвия каменных топоров не имеют следов использования,
которые легко было бы обнаружить на хрупкой поверхности. Некоторые из
них в любом случае слишком велики, чтобы пользоваться ими по прямому
назначению. Их симметричная форма, хороший материал, а главное - особая
тщательность обработки даже сегодня делают их эстетически
привлекательными.
Так для чего же эти древние топоры... я хочу сказать, древние, из
другого мира, но в то же время чем-то близкие нам. Для чего же их
делали? Наиболее доступным ответом будет предположение о том, что они
представляют собой наиболее ранние из известных произведений искусства,
орудия труда, приобретшие художественное очарование, имеющие ценность
благодаря не только изящной форме, но и мастерскому исполнению.
Появление каменных топоров стало эволюционным прорывом в истории
человека: орудия труда были изготовлены так, чтобы проявлять признаками
приспособленности, как говорят дарвинисты, иначе говоря, они
использовались для демонстрации, как хвост павлина, только без перьев и
пуха, того, что топоры -результат осознанный деятельности человека.
Искусно изготовленные топоры говорили о наличии у мастера
привлекательных качеств: интеллекта, отличной моторике, способности к
планированию, усидчивости и, в некоторых случаях, доступа к редким
материалам. Сменялись десятки тысяч поколений, а значительность этих
навыков только укрепляла статус тех, кто ими обладал, и и становилась их
конкурентным преимуществом в половом отборе. Есть один старый прием,
который до сих пор срабатывает: "Почему бы тебе не зайти ко мне в
пещеру, я бы показал тебе мои топоры?!"
Смех
Оставив в стороне любопытные подробности, нужно сказать о самом
интересном: мы не знаем точно, как эта идея передавалась, потому что у
Homo erectus, делавшего каменные топоры, не было языка. Это трудно
понять, невероятно но это факт. Эти предметы были сделаны нашими
предками-гоминидами - Homo erectus и Homo ergaster за 50-100 тысяч лет
до появления языка. Более миллиона лет, таков возраст традиции
изготовления топоров; это самая старая художественная традиция в истории
искусства человека и его предков. К концу эпохи каменных топоров Homo
sapiens, как он был окончательно назван, несомненно, отыскивал новы
способы развлечься и удивить себе подобных, рассказывая анекдоты,
истории, танцуя или делая прически. Да, да, делая прически, я настаиваю.
В нашем современном мире виртуозная техника используются для создания
воображаемых миров в литературе и кино, для выражения сильных
переживаний в живописи, музыке и танце. Но до сих пр главным свойством
нашей пра-личности, определяющим наши эстетические предпочтения является
то, что красота для нас в мастерстве исполнения. В пещере Ласко и
Лувре, в Карнеги Холле люди демонстрируют врожденный вкус к виртуозному
воплощению замысла в искусстве. Мы находим красоту в том что хорошо
сделано.
Поэтому, проходя в следующий раз мимо витрины ювелирного магазина и
увидев прекрасно обработанный камень в форме слезинки, не будьте так
уверены в том, что это ваша культура убеждает вас, что он красив. Ваши
далекие предки любовались этой формой и видели красоту в мастерстве
исполнителя еще до того, как появились слова, которые могли бы выразить
эти чувства. Так что же, восприятие красоты зависит от конкретного
человека? Нет, красота имеет глубокие корни в природе человека. Это
богатство, дарованное нам разумом и насыщенной переживаниями жизнью
наших самых далеких предков. Глубокие реакции на изображения, на
выражении эмоций в искусстве, будут вызывать сильнейший отклик будут с
нами и нашими потомками пока существует род человеческий.
Спасибо.
Аплодисменты.
Translated into Russian by Alexander Surkov.
Reviewed by Olga Volftsun.
Источник:
TED
Источник: http://web-in-learning.blogspot.com/2011/05/blog-post_13.html |
Категория: Красота | Добавил: makcum (06.08.2012)
| Автор: Деннис Даттон
|
Просмотров: 1603 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|