«Мечта
была тем мечом знания, с которым
он пробивался и пробивается к будущему»
И.А.Ефремов о человеке.
РОМАНТИК
Кто он – романтик? Тщедушный юноша с отсутствующим взглядом,
погруженный в свои мечты? Девушка, отчаянно управляющая сноубордом? А
может заросший бородой молодой человек, бредущий вдоль дороги с
потертым рюкзаком за плечами? Человек, о котором мы хотим рассказать,
считал, что романтик, прежде всего, имеет свой взгляд на жизнь,
обладает запасом силы и выносливости, имеет страсть к знаниям и
перемене мест, а так же является патриотом своей родины. В принципе,
всеми этими качествами обладают и голливудские киногерои: Лара Крофт,
Индиана Джонс, Джеймс Бонд. Мы видим зрелищный экшен из их выдуманной
жизни и помним только захватывающие моменты и пальбу, но никто не
обращает внимания на то, что каждый из героев имеет высшее образование,
к тому же не одно, и обладает несколькими специальностями: историк,
лингвист, программист и прочее.
«Это называется романтикой и говорит о том, что у
человека существует свой особый угол зрения на жизнь. Он относится к
ней серьезнее, чем другой, и, с другой стороны, более неустрашимо, так
как понимает, что истинная ценность явлений жизни для человека зависит,
прежде всего, от глубины и силы переживания, впечатления, которое она
дает. Это обуславливает и очень легкую, в сравнении с другими,
ранимость, чувствительность, а с другой стороны – более
легкий и радостный путь по жизни. Последнее в том случае, если есть
врожденный дар,- достаточный запас силы и выносливости, ибо романтик,
прежде всего, самому себе доставляет бесконечное количество жизненных
затруднений. Заглядывание на другую «сторону жизни»
даром не дается»,- объяснял свою позицию Иван Антонович
Ефремов в одном из писем к начинающему литератору.
Дар, безусловно, должен быть – благородства души и
крепости духа. В противном случае жизнь увлечет своими соблазнами, в
которых очень легко потерять самого себя.
Ефремов не был бы тем Учителем, Наставником, если бы не показывал путь
своим примером: «Когда-нибудь я напишу о своих первых
плаваниях на Тихом океане. О том, как восемнадцатилетний матрос,
попавший в одну компанию со всякой шпаной, сумел отстоять свое
достоинство благодаря врожденной силе и боксерскому умению, как он за
краткое время стоянок в Японии увидел нечто гораздо более интересное,
чем портовые кабаки, и впервые смог понять если не куда ему нужно идти
в жизни, то какой ее стороны держаться (я имею в виду сторону
эмоционально-психологическую)».
Сейчас много говорят о создании самого себя, создании личности, однако
всё в конце концов сводится к созданию «личины»
эгоизма в общей ликующей толпе и превозношению своего
«я».
«Создать самого себя. Как это понимать? Мне кажется, что так
– приобрести свои взгляды на любое явление жизни и свое
отношение, основанное или на личном опыте, или, что так же очень важно,
на глубоком продумывании и прочувствовании опыта мировой культуры.
Приобрести мудрость, которая не есть только знание, а
«чувство-знание», которая дается больше страданием,
чем радостью, часами тоскливого раздумья, а не мгновениями победной
борьбы».
Мы не случайно примерами взяли таких героев комиксов, как Индиана и
Бонд. Нашей целью было показать, что даже в самых посредственных
произведениях с незамысловатыми сюжетами ведет борьбу и побеждает
сильная сформировавшаяся личность, которая уже прошла дорогой
становления, указанной Иваном Антоновичем. Трудности и потери закалили
их, часы долгих раздумий дали мудрость и способность к принятию
нестандартных решений, постоянные тяжелые тренировки дали силу и
быстроту реакции, как тела, так и разума. Получается, что Джеймс Бонд
настоящий романтик, но сами произведения о нем, их бесконечность уводит
в сторону самих зрителей. Человек понимает, что ему никогда не быть
таким крутым парнем и, забывая о собственных талантах и возможностях,
погружается в зрительскую кому, становится фанатом супершпиона.
«Человек тонет в книжном океане. Это тоже немаловажная
угроза. При стандартности жизни и образа мышления человек живет не
здоровой потребностью приключений, а литературной наркоманией. Почему
на Западе стал популярен Джеймс Бонд? Обыватель не видит другой
возможности стать героем, иначе, как становясь тайным агентом. Это
героизм наизнанку. Где уж тут до мечты».
Почему сейчас в бывшем Союзе стали популярны детективы? Ответ
понятен: обыватель не видит другой возможности стать героем, иначе как
становясь лихим опером или частным сыщиком. И в постоянном потоке мы
теряем то, к чему стремились, чего желали, кем были и хотели быть.
УЧЕНЫЙ
И юному Ефремову встретился свой Наставник. Он познакомился с
академиком Петром Петровичем Сушкиным – выдающимся анатомом,
зоологом и палеонтологом, взгляды которого оказали глубокое влияние на
формирование будущего ученого. Академик Сушкин был последователем
известнейшего русского естествоиспытателя В.О. Ковалевского, основателя
эволюционной палеонтологии. Ефремов так писал о своем учителе:
« Могучая мысль ученого восстанавливала большую реку,
переставшую течь 170 млн. лет тому назад, оживляла целый мир странных
животных, обитавших на ее берегах, раскрывала перед читателем
необъятную перспективу времени и огромное количество нерешенных
вопросов – интереснейших загадок науки… Это
проникновение в глубины прошлых времен поразило
меня…»
Начались многочисленные экспедиции, в которых кроме огромного
палеонтологического материала, будущий ученый изучает пласты, в которых
находятся ископаемые останки древних животных. С самых своих первых
работ Ефремов указывает на связь геологии и палеонтологии:
«Два года я лазал по заброшенным подземным выработкам
старинных рудников (Прикамье, Башкирия и Оренбуржье – Н.Н.),
в которых еще в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века наши
наблюдательные горняки находили кости интереснейших ящеров –
самых древних, какие только были найдены на территории Советского
Союза. На стенках старинных выработок в заброшенных рудниках
прослеживались мельчайшие подробности напластывания пород,
расшифровывались процессы их отложения, восстанавливались направления
струй древних потоков. И вместе с этим накапливалось все больше
сведений для палеонтологии – не только знание того, как
залегают в породах ископаемые останки, но и понимание, почему они
залегают так, а не иначе».
Так зарождалась наука на грани палеонтологиии геологии –
тафономия, объясняющая, как и почему сохраняются остатки тех вымерших
животных, которых изучает палеонтология. В сферу этой науки
включалосьне только формирование геологической летописи, но и вся
история преобразования лика Земли, тафономия стала стройным учением о
закономерностях формирования геологической летописи. Кроме того, толщи
осадочных отложений (и полезные ископаемые, связанные с этими
отложениями) отражают климаты прошлых эпох: одни типы отложений и
полезных ископаемых связаны с сухим климатом, другие образовались в
условиях теплого влажного климата.
Благодаря работе Ивана Антоновича, созданной им науки были пересмотрены
представления о геологической истории Гоби, о том, что она якобы была
засушливой пустыней с редкими оазисами жизни. Было доказано, что
значительная часть Центральной Азии в течении многих десятков миллионов
лет была заболоченной низменностью с богатейшей флорой и фауной.
Собственно говоря, именно благодаря работам советского
ученого И.А.Ефремова мы имеем возможность смотреть такие фантастические
сериалы как «Прогулки с динозаврами»,
«Прогулки с чудовищами», «Парк
доисторического периода». То, как точно описаны периоды
земной эволюции в американских фильмах, как подробно изображена их
смена – заслуга русского первопроходца. Чему удивляться!
Удивительно другое: когда состоялся первый съезд ученых занимающихся
тафономией еще при жизни Ефремова, самого основателя науки никто не
пригласил и даже не упомянул его имени! Вы можете представить
конференцию, посвященную теории относительности, без упоминания о
Энштейне?
Однако не только работами в области палеонтологии проявился талант
Ивана Антоновича как ученого.
Совсем недавно, где-то в конце 90-х годов и начале нового века мир
обошло известие о том, что в пустыне Гоби найдены захоронения людей со
светлыми волосами – людей европейской расы. Эта новость стала
сенсацией для ученых археологов, но если мы обратимся к книгам
советского ученого Ефремова, то станет ясно, что этой сенсации более
пятидесяти лет.
«Дальше потянулись странные горы, осыпавшиеся
мокрыми, холодно поблескивающими плитами синего камня. Ниже по долине у
русла речки ( Убуртэлиин-гол – «Южная
петлястая») появились очень плоские зеленые холмики, на
вершинах которых круглые или квадратные могильники с вертикальными
плитами до двух метров высоты. А у подошвы скал, по обеим сторонам
долины, непрерывной цепью тянулись меньшие могильники. И так на
тридцать километров пути! Вылежанин удачно назвал эту долину
– «Долиной старой смерти». Ближе к речке,
почти на краю ее террас, одиноко маячили среди тумана огромные по
три-четыре метра высоты, грубо обтесанные квадратные столбы красного
гранита. Вокруг этих угрюмых памятников – маленький холм из
камней, на столбах широкими желобками высечены какие-то знаки
– круги, косые линии, очертания заостренного к низу
щита».
Это отрывок из книги Ивана Антоновича Ефремова «Дорога
ветров» глава ІХ «Через разливы рек». В
1946-1949 годах ему поручили руководить тремя палеонтологическими
экспедициями Академии наук СССР в Монгольской Народной Республике, а
именно в южной части республики – в пустыне Гоби.
Пользуясь представившейся возможностью, экспедиция раскопала
один из многочисленных могильников в долине реки Харганаик-гол
(«Речка черных обрывов»).
«Мы наметили большой кольцевой могильник около
тридцати метров диаметром с четырьмя огромными вертикальными глыбами,
установленных против стран светапо периметру круга. В центре лежал
маленький холмик замшелых камней.
Под насыпью сравнительно мелких камней пошли все более
укрупнявшиеся плиты, которые мы отворачивали с большим трудом. Плиты
были уложены шатрообразно в четыре слоя, и все промежутки между ними
забиты камнями. Последнюю плиту хотели зацепить машиной, но все же
соединенными усилиями подняли и отвалили в сторону. Под ней оказалась
еще большая плита, в шесть квадратных метров, которую ни ЗИС, ни весь
состав нашей экспедиции не смогли бы передвинуть. Пришлось капать рядом
с плитой траншею и подходить под неё с боку.
Непосредственно под плитой в слое рыхлого песка оказался скелет мужчины
громадного роста, старше шестидесяти лет. Он лежал на спине головой на
запад, с запрокинутым вверх лицом. Странным образом у скелета
отсутствовали кисти обеих рук. Высказывались предположения, что тут
похоронили какого-то раба или врага, но, в таком случае, все это
сооружение было бессмысленным. Такие огромные плиты могли перетаскивать
лишь доброй сотней человек, и то под кнутом».
А теперь о главном: « Мы взяли череп, бедро и необыкновенно
массивные поясничные позвонки. Судя по черепу, покойник был не
монголом, а представителем европейской расы. С большой осторожностью мы
упаковали кости, пролежавшие под плитой около трех тысяч лет, и
передали их впоследствии археологам экспедиции профессора
С.В.Киселева». Дальнейшая судьба находки не известна, а о
захоронениях европейцев в пустыне Гоби заговорили только сейчас, через
полвека.
Говоря о Ефремове, как об ученом нельзя не сказать, что он не был
сторонником теории катастроф, которая в наше время приобрела всеобщее
признание. В том же фильме «Прогулки с динозаврами»
мы наблюдаем жуткую картину гибели ящеров: большой метеорит
сталкивается с нашей планетой и мощная взрывная волна, огненные смерчи,
массовые извержения вулканов уничтожают динозавров.
«Вместе с тем характер палеонтологической
документации таков, что еще в недавнее время он порождал представление
о прерывистом, скачкообразном развитии жизни, о периодах расцвета,
сменявшихся повсеместными катастрофами и массовыми вымираниями.
Приспособление к условиям существования путем естественного отбора
мелких мутаций позволяло отдельным видам животных или растений
процветать и обильно размножаться. В результате так называемая
экологическая ниша, то есть совокупность внешних условий обитания,
заселялась все плотнее и плотнее, пока эта плотность не достигала
критической точки.
Неограниченное размножение в результате успешного
приспособления вызывало голод или эпизоотию и массовую гибель
процветающего вида.
Массовая смертность обуславливала образование больших
скоплений останков, заставляя нас вообразить чудовищные катастрофы.
Ввиду общей пространственной разорванности палеонтологической
документации частные случаи казались распространенными чуть ли не по
всему земному шару. На самом деле эти случаи нисколько не отражались на
других видах ( кроме связанных кормовой базой с гибнущими) и вовсе не
означали серьезных потрясений всей планеты». Иван Ефремов,
«Космос и палеонтология», 1967 год.
Достаточно сказать, что некоторые виды динозавров
просуществовали еще более 5 миллионов лет после даты своей внезапной
кончины – 65 миллионов лет назад! Как они и млекопитающие
пережили ядерную зиму, наступившую после падения метеорита –
не известно.
ПИСАТЕЛЬ
Ефремов, как писатель, не укладывается в современные рамки,
когда за перо берутся молодые юные «гении»,
упражняясь в изощренности сюжета. «Успех – значит
успеть!» – основной лозунг многих современных
литераторов и странно звучат слова классика фантастики о том, что
писать надо после тридцати, что бы была «полнота
чувств», острота пережитых ощущений. Разве только
оригинальностью сюжета поражают его произведения? Нет. Они удивляют
своей правдоподобностью, как это не странно звучит по отношению к
фантастике. Читая рассказы Ивана Антоновича не возникает никакого
сомнения в подлинности описанных событий, все происходящее достоверно,
так как основано не только на опыте ученого, но и переживаниях
касающихся личности героя произведения, которые изображены без тени
какой-либо фальши. Ищущий читатель, настоящий романтик чувствует это,
ибо сам пережил или переживает нечто подобное. А идея рассказа
рождается из богатого опыта Ефремова-ученого.
Исследуя геологические слои, в которых на миллионолетия отпечатались
формы древней жизни, палеонтолог задается вопросом: а нельзя ли сделать
такой аппарат, который сможет проявить «слайд»
минувшего времени, отпечатавшийся в породе?
Так появился на свет рассказ «Тень минувшего». В
нем впервые высказана идея голографии и то, что когда-то люди считали
фантастикой, мы, их потомки видим каждый день на лицензионной
продукции, в игрушках и сувенирах.
«Путями старых горняков»
–горняцкая легенда. Таких преданий много в любой населенной
местности, в каждом городке и поселке есть легенды о своих героях. А
для автора рассказа это повествование о своей работе в старых рудниках
Оренбуржья.
Все фантастическое в произведениях Ефремова обосновано: либо
случайностью, либо совпадением, либо глубоким проникновением в историю
планеты, в науку и ее возможности. Фантастические предвидения опираются
на богатый интеллект ученого и путешественника, проявленный в
писательском таланте. Иначе, почему до сих пор искатели приключений
исследуют крутые берега реки Токко в поисках гольца Подлунного. В
пещере у его подножья Ефремов-писатель расположил наскальные рисунки с
изображениями слонов и носорогов. Это теперь мы знаем, что Сибирь была
такой же колыбелью человечества, как и Африка, знаем, что древние
орудия найденные в Дюринг-Юрях насчитывают около 3,5 миллиона лет, а в
годы появления рассказа идея заселенности Сибири в доисторические
времена и существование здесь памятников искусства древнего человека
была из области фантастики.
О его рассказах и романах можно говорить много, но не менее интересное
наследие Иван Антонович в своих, так называемых
«альбомах». Перед написанием очередного романа
Ефремов начинал собирать в отдельную папку необходимую информацию: фото
и рисунки из газет и журналов с обликами героев будущего произведения,
разнообразный справочный материал, заметки по всем вопросам,
относящимся к данному произведению, хронологические расчеты и таблицы.
Страницы рукописи перемежаются с изображениями ландшафтов и городских
пейзажей, репродукциями картин. Нам, людям избалованным Интернетом,
никогда не понять, как тяжело собирались такие
«альбомы»! Писателя не выпускали из страны, а для
написания «Таис Афинской» ему просто необходимо
было древнегреческие храмы, скульптуры и города. Для «Лезвия
бритвы» Ефремов должен был посетить Индию и Тибет. Роман
«На краю Ойкумены» требовал просто огромного
материала! Кто из современных авторов смог бы написать подобное,
собирая материал по капле годами и строить основу произведения в своем
воображении, создавать целые реальные страны, соврать о которых просто
нельзя! Непостижимый труд!
ВРАГ НАРОДА
«Целый день до поздней ночи квартира была буквально забита
посторонними людьми,- вспоминает Таисия Иосифовна, жена писателя.
Непрерывно сменяя друг друга, они обшаривали не только кабинет
писателя, но и спальню, кухню, даже ванную и уборную. Постранично
просматривались рукописи, книги, журналы, коллекции редких металлов и
кристаллов, которые всю жизнь собирал Иван Антонович. В процессе обыска
специалисты использовали металлоискатель и рентгеновский аппарат,
проверяли стены, полки, мебель».
Этот обыск произошел ровно через месяц после смерти Ивана
Антоновича, 4 ноября 1972 года. Почти 14 часов – с 10.40 утра
до полуночи – двенадцать человек в милицейской форме и в
штатском участвовали в поисках антисоветской литературы. И таковая
действительно была найдена! В списке изъятых 49 предметов значатся:
Книга иностранная «Экология Африки», на стр. 8, 20,
48 и 122 заложены засушенные натуральные листья деревьев; оранжевый
тюбик с иностранными словами (потом выяснилось – японский
клей); среди нескольких писем письмо, полученное из США. Причем здесь
антисоветская литература? «Иностранное» в то время
было синонимом «антисоветского». Но почему чекисты
так относились к всемирно известному писателю, ученому и философу,
доктору наук, лауреату Государственной премии, каким являлся Иван
Антонович Ефремов? Зачем нужно было сочинять 40 томов следственного
дела гражданина Ефремова и продолжать его в течении восьми лет после
смерти человека?
«Детектив» госбезопасности начинается с того, что
Иван Антонович Ефремов не есть вышеназванное лицо, его подменил некий
английский шпион-резидент. Якобы отец указанного гражданина усыновил
сына своего друга – обрусевшего английского купца Антона
Харитоновича Ефремова, а потом этот мальчик заменил Ивана Антоновича.
Якобы в 1924 году английским резидентом в Турции был некий белоэмигрант
Ефремов, имя которого осталось никому не известно. Этот шпион и стал
братом подлинного Ефремова! Причем, надо заметить, обоим мальчикам в то
время было по 17 лет! Удивительно талантливый шпион для своего возраста!
Дальше – хлеще. Во время экспедиций 1946
– 1949 годов, о которых мы говорили выше, сводный брат
убивает выдающегося палеонтолога, начинающего писателя, автора новой
науки – тафономии и занимает его место. Причем никто, даже
участники экспедиции все время находящиеся рядом, не замечает подмены.
Бесподобно талантливый шпион! К тому же он, судя по всему, как две
капли воды похож на сводного брата и внешне и по голосу, и по
привычкам, и по манерам, то есть, практически, является единоутробным
братом-близнецом убиенного Ивана!
Сейчас не будем перечислять все факты «детективной
истории». Уже и так понятно: это была комедия абсурда,
направленная на унижение талантливого и свободного человека. Да, власти
боялись именно свободного человека Ивана Ефремова, который был, кроме
того, и писателем, а значит воспитателем молодого поколения. Сейчас об
этом мало говорят, но именно тема воспитания молодежи была основной
задачей советских писателей. Взгляните на романы и рассказы Ивана
Антоновича? Что общее их объединяет? Все его главные герои свободные
талантливые люди, обладающие знаниями, интуицией, стремлением к
самосовершенствованию. Любая государственная власть будь она
социалистической, капиталистической, демократической держится на
строгой иерархии. С одной стороны, ей нужны сильные преданные люди; с
другой стороны, она опасается их, так как такие личности свободны от
многих условностей государства. Они уважают свой народ, любят свою
родину, но у них на прочь отсутствует желание обладать властью и не
признают власти над собой. Государственная власть не может без них, ибо
такие люди, не зажатые тисками её идеологии, способны решать сложные
неординарные задачи, какой бы стороны нашей жизни они не касались.
Таким человеком был Иван Антонович Ефремов. Как писатель он воспитывал
романтиков способных осваивать новые земли, открывать новые
месторождения, строить города и магистрали, лететь в космос. Огромная
страна нуждалась в таком воспитании, превратив его в молодежное
движение, что бы исподволь держать под неусыпным контролем. В противном
случае, «беспризорный» романтик способен не только
закалить дух и развить собственное тело. Он способен развить в себе
уникальные способности или, как сейчас говорят, стать экстрасенсом. А
это новые возможности, новая свобода, которую государству регулировать
уже сложнее. Не зря после развала Великого Союза появилось столько
людей с паранормальными способностями. Это все те же романтики
шагнувшие выше, дальше, быстрее.
Вот почему Ефремов должен был быть под неустанным присмотром
властей. Да, «Час быка» долго находился под
запретом. Да, роман – предупреждение государственной власти
тех времен. Но это только вершина айсберга. Практически в романе
показаны возможности высокоразвитого человеческого существа, и они идут
в сравнении с людьми, воспитанных государством, идеологическая основа
которого, в принципе, не имеет значения. Саморазвитие, высокие
моральные качества, интеллектуальные и паранормальные способности
– вот из чего состоят герои Ефремова. Вспомните
«Лезвие бритвы», как становился и развивался
интеллект и способности профессора Гирина, в котором мы узнаем самого
автора романа.
Однако главной основой для писателя, ученого в личной жизни и
в творчестве всегда была Любовь.
ЧЕЛОВЕК – ПЛАНЕТА
Среди прочих предметов конфискованных 4 ноября 1972 года во
время обыска был изъят конверт с подписью: «Фаюте –
Зебрику (моей жене) от И.А.Ефремова». В нем сохранилось два
письма: «…1 – 7 мая 1966г.» и
лета 1972 года, подписанное: «Ласка жизни моей.
Волк». В них изложено завещание писателя. Ефремов подробно
расписал, что следует сделать после его смерти, что предстоит пережить
родным, близким и, прежде всего, его жене Таисии Иосифовне. Эти письма
наполнены тем трепетным чувством, с которым относится писатель к своей
супруге.
«Я могу читать, писать, размышлять о чем угодно, но
нужно, чтобы ты была тут же. Иначе, даже трудно описать, какое
беспросветное чувство одиночества и тоски овладевает мною».
Смертельно больной Ефремов, осознавая, что его жизненный путь
окончен, заботиться не о себе, а о Ней, которая остается одна:
«Может прийти сволочь, прикинувшись твоим или моим другом, а
потом обвинить в какой-нибудь политической выходке и схватить, а то и
посадить…»
«Я очень виноват… что не сумел тебя
обеспечить, но это требует многого времени в нашей скверно устроенной
стране. А вот времени нам и не вышло…»
«Я, конечно, устал от жизни, от своих постоянных болезней, от
большой работы и от частой своей беспомощности и, не будь тебя со мной,
уже окончил бы свой жизненный путь. Но сейчас, пока ты со мной, я (и
это чистая правда) счастливей, чем когда бы то ни было, потому, что
милостивые боги послали мне такую чудесную, любимую, как ты, моя
Фаюта».
Романтики делают все всерьез, по-настоящему. Они объемлят
окружающий мир и любят его весь без остатка, потому их личная
человеческая любовь сильна и красива. Что по сравнению с Вселенной
человек, которого мы любим – песчинка, однако если мы любим
Мироздание, какую мощь чувств мы можем даровать любимому человеку!
«Мне бы хотелось, чтобы ты побывала в тех местах,
где мы были с тобой и где я мечтал побывать с тобой вместе…
съезди в Крым, посмотри на Ай-Петри, погуляй в Никитском саду под
нашими любимыми кедрами и секвоями, съезди в Гурзуф и особенно в
Уютное, где Генуэзская крепость и «Фаютин сад».
Искупайся в Новом Свете, побывай в Феодосии и дойди до Берегового. И во
всех этих местах я буду с тобой, потому что мои глаза смотрят на все
это рядом с тобой, и большое счастье нашей любви жило вместе с
нами…»
Ефремов не был бы тем, кем он есть, если бы не заботился о
друзьях, если бы не оставил им наследия.
«…Помнить, что все письма, ни
экспедиционные, ни семейные, фото, записи, адреса – ничего не
сохранилось от периода 1923 – 1953 гг. Я все уничтожил,
опасаясь, что в случае моего попадания в сталинскую мясорубку они могут
послужить для компроментации моих друзей. По тем же причинам я сам не
вел никаких личных дневников. Экспедиционные дневники самой большой и
интересной экспедиции 1934 – 1935гг. – Чарской
– таинственно исчезли с картами в геологическом институте
Академии наук…»
Интересно замечание писателя по поводу его собственной
библиотеки: «…Не слушать, когда будут говорить,
что библиотеку надо оставить целиком. Она не монолитна, а состоит из
книг, нужных для работы и понравившихся для чтения. Все это целиком не
нужно никому, кроме меня, теперь – тебя. Но уже как средство
к существованию, не больше…»
У каждого романтика своя библиотека, состоящая из
«…книг, нужных для работы и понравившихся для
чтения». Поэтому Ефремов говорит, что кроме него библиотека
никому не нужна, ведь она состоит только из его книг, но каждый том по
отдельности может понадобиться другим. А Таисии Иосифовне библиотека
пригодится, как средство существования. Другое дело, что книги
собранные великим писателем уже историческое достояние и тут без помощи
государства не обойтись. Было бы прекрасно создать библиотеку
И.А.Ефремова. Нет, не имени Ефремова, а его собственную оформить как
библиотеку-музей, в которой каждый может взять нужный том, осознавая,
какому человеку принадлежала эта книга.
Писатель Ефремов оставил завещание и своим коллегам по цеху:
«…Мои прежние записи сохранить у себя, будет время
– разобрать. Может, там будут мысли, полезные Стругацкому или
нужные для кого-нибудь очерка…»
И наставления начинающим: «Писатели должны решать
реальные, а не дутые проблемы, создавать не подделки, а по-настоящему
волнующие, полезные произведения».
«Я думаю, что такое испытание выдержит тот автор,
который все силы ума и сердца отдает литературе, основательно знает
жизнь, был честным…
Романтика не расходится с реализмом, у нее лишь иной угол зрения. У нее
шире взгляд, она больше связана с историческим прошлым, местом,
комплексом явлений, ведет дальше за это явление. У реализма более
узкий, более детальный взгляд, и хотя он и глубокий, но без достаточной
перспективы. Тут есть опасность утраты не только широты, но и обещания,
которое сулит жизнь. А без такой надежды мечты и сама жизнь
невозможна».
«Меня часто спрашивают, не вытеснил ли
писатель-фантаст сказочника, не утрачен ли престиж сказки, фолклера?
Опасение внушает не исчезновение сказочников. Утрачивается задача
фантазии из-за черезмерного увлечения комфортом, голой техникой,
материальными излишествами. А человеку присуще духовное
восхождение!»
Слова, написанные в 1972 году, более тридцати лет назад сейчас звучат
как пророчество.
Таким он был Иван Антонович Ефремов – выдающийся ученый,
талантливый писатель, любящий человек, романтик в железных оковах
собственной страны. Человек подобный целому миру, объять и понять
который сразу невозможно. Человек – планета…
Так и случилось: 2 мая 1972 года руководитель программы
наблюдений малых планет в Крымской астрофизической обсерватории
Академии наук СССР кандидат физикоматематических наук Николай
Степанович Черных открыл малую планету № 2269, которую он назвал
«Ефремианой» в честь ученого и писателя Ивана
Антоновича Ефремова. В торжественной обстановке в Колонном зале, в
Москве «Почетное свидетельство» на планету было
вручено жене и сыну писателя.
Поперечник планетки всего 20 километров, а период обращения вокруг
Солнца 5 лет 6,4 месяца, но это Ефремиана и это на века. Имя вошло во
все астрономические атласы мира, осталось навечно в памяти
человечества, как и имя Ивана Антоновича Ефремова.