Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Философия Ефремова

«Мстители» и «Час Быка» - сходство и отличия

«Мстители» и «Час Быка» - сходство и отличия

Как говорил Владимир Ильич Ульянов (Ленин), «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Кстати, в беседе с Анатолием Васильевичем Луначарским, первым наркомом просвещения РСФСР, он отмечал необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными».

Ленин

Ленин

С тех пор прошло уже больше ста лет, но эти фразы до сих пор актуальны. Несмотря на появление интернета, благодаря которому фильмы стало возможно смотреть в сети, а форматы длинных видео теперь уступают по популярности сверхкоротким роликам, люди не перестают ходить в кинотеатры. И, конечно же, наибольшей популярностью у широкой аудитории пользуются как раз увлекательные картины, причём в абсолютном своём большинстве фантастические. Например, в первую десятку самых кассовых фильмов за всю историю входит 8 фантастических лент, одна историческая и одна сказочная. Если же говорить о картинах, собравших более 2 миллиардов долларов, то среди них пять рассказывают о вымышленных событиях выдуманного мира, и только одна о реально произошедшей истории.

Современный кинематограф находится под властью и гигантским влиянием студии Marvel, созданной для экранизации знаменитых американских комиксов. Достаточно сказать, что общие сборы всех фильмов Marvel превышают 28 миллиардов долларов, а особо следует выделить два кроссовера третьей фазы из первого цикла их кинематографической вселенной - «Сага бесконечности»: картины «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал», представляющие собой завершенную дилогию и собравшие вместе около 5 миллиардов долларов в международном прокате. Конкурировать с ними смогла только другая дилогия, являющаяся частью ещё не завершённой пенталогии оригинального творца, столпа и гения кинематографа, режиссёра и сценариста Джеймса Кэмерона - «Аватар», а именно фильмы «Аватар» и «Аватар: Путь воды».

Мстители

Мстители

Обе этих вселенных заслуживают внимания, но сосредоточимся на кинокомиксах, повествующих о смертельном противостоянии обаятельного, но ужасного злодея Таноса с командой супергероев альтернативной версии Земли, полной симпатичных людей с невероятными способностями.

В центре сюжета «Войны бесконечности» и «Финала», наверное, одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня - демография и ограниченность ресурсов. Танос - мутант, представитель расы сверхлюдей, обладает огромной сверхчеловеческой силой, скоростью, выносливостью и неуязвимостью. Более того, он умён, проницателен и хитёр. При этом соблюдает довольно своеобразный, но всё же "кодекс чести", чем заслуживает уважение своих соратников и даже врагов, ну и, разумеется, зрителей.

Танос считает, что ресурсы конечны, и принимает решение уничтожить половину живых существ во Вселенной, чтобы другая половина процветала. В беседе со своей приёмной дочерью Гаморой он отмечает: «Тут ведь чистая математика. Вселенная конечна, ресурсы конечны. Если не ограничивать жизнь, она себя изживёт. Её надо укрощать».

Самое интересное, что такая же идея является основной в романе легендарного русского философа и писателя Ивана Ефремова «Час Быка». Прилетев на планету Торманс, земляне идеального общества будущего сталкиваются с властью, весьма своеобразно решившей демографический кризис, в результате которого богатый природными ресурсами чужой мир оказался опустошённым, что привело к необходимости искусственным образом сокращать народонаселение "в реальном времени", убеждая некоторые категории людей умирать молодыми:

— Вир, вы забыли, что перед нами не коммунистическое и даже не социалистическое общество, а классовая социальная структура. По-моему, чудовищный обычай ранней смерти имеет прямое отношение к перенаселенности и истощению ресурсов планеты, — возразила Родис.
— Понимаю, — сказала Чеди, — ранняя смерть не для всех!
— Да. Те, кто ведет технический прогресс, должен жить дольше, не говоря уже о правящей верхушке. Умирают не могущие дать обществу ничего, кроме своей жизни и несложного физического труда, то есть не способные к высокому уровню образования. Во всяком случае, на Тормансе два класса: образованные и необразованные, над которыми стоят правители, а где-то между ними люди искусства — развлекающие, украшающие и оправдывающие.
— Они тоже не умирают в двадцать пять лет! — воскликнула Олла Дез.
— Естественно. Но, пожалуй, для артистов, там, где требуется молодость и красота, предел жизни немногим больше, — ответила Фай Родис.

Интересно, что Танос о таком способе даже не догадался, а ведь он гораздо проще, и не надо устраивать тотальный геноцид.

Танос

Танос

В конечном итоге, Таносу удаётся привести свой чудовищный план в исполнение, использовав Камни Бесконечности (шесть сингулярностей — остаточных систем, спрессованных в слитки кристаллической формы, образовавшиеся во время возникновения Вселенной в процессе Большого Взрыва и способные выделять бесконечное количество энергии), и ровно 50% всего живого во Вселенной превращается в пепел, унесённый ветром.

Понятно, что это неправильный, неверный и глупый выход из демографического кризиса, и вот здесь интересно сравнить то, как решили проблему конечности ресурсов и качества жизни людей сценаристы «Приключений Таноса», с одной стороны, и Иван Ефремов в его самом знаменитом романе «Час Быка», с другой.

Начнём с того, что в продолжении «Войны бесконечности» - фильме «Мстители: Финал» - единомышленники с мегасилами не придумали ничего лучше, чем просто вернуть всех, кого уничтожил Танос, причём спустя пять лет после его щелчка пальцами в перчатке бесконечности. А остальное - оставить, как было…

Щелчок Халка

И как-то не подумали они, а что будет с этими людьми, ведь их квартиры, наверняка, отданы другим, на работе их заменили новые сотрудники, и вообще все вокруг (включая друзей и родственников) стали на пять лет старше. По сути, это никакой не выход, а издевательство над здравым смыслом, в результате которого накопился ворох проблем, так до сих пор и не решённых в киновселенной Марвел. Например, в последовавшем за «Финалом» сериале «Сокол и Зимний солдат» мы узнаём, что пустовавшие дома исчезнувших землян заняли бедствующие слои населения, которых просто выгнали обратно на улицу после возращения пропавших. При этом главный герой сериала, бывший "Сокол" и новый "Капитан Америка" Сэм Уилсон с этими сложными ситуациями так в итоге и не разобрался, вместо этого выдав в конце сериала длинную и бессмысленную тираду о том, что «главное - это свобода и демократия, я не знаю, как это всё решить, но совместными усилиями мы всё преодолеем». И смех, и грех. Остаётся надеяться, что какое-то удобоваримое решение всё-таки предложат в продолжении сериала, предстоящем фильме Марвел «Капитан Америка: Дивный новый мир», хотя шансов на это, честно говоря, мало, учитывая особенную нелюбовь американцев к утопиям и, наоборот, крайнее обожание всяческих антиутопий. В предисловии к роману «Час Быка» Иван Ефремов писал о тенденции и нашей, отечественной, и уж тем более зарубежной фантастики «рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных. Подобные произведения, получившие название романов-предупреждений, или антиутопий, были бы даже необходимы, если бы наряду с картинами бедствий показывали, как их избежать или уж по крайней мере как выйти из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества».

Иван Ефремов

Иван Ефремов

Позже, в беседе с корреспондентом журнала «Молодая гвардия» Георгием Савченко Ефремов высказался ещё жёстче:

А у авторов «антиутопий» выхода-то никакого нет. Все или фатально, или подчинено прорвавшимся диким, животным инстинктам человека.
Тут надо сказать вполне определенно, что большинство западных писателей-фантастов идет от Фрейда. Его учение — это их базис, основа, платформа, с которой они стартуют в литературу. И получается пропаганда все тех же фрейдистских идей о неизбежной победе зооинстинктов человека над всем социальным, разумным, прогрессивным. Отсюда отрицание возможности построения высшего, коммунистического общества, «предсказание» извечной борьбы или грызни между людьми, которые погрязли в звериных, эгоистических, половых инстинктах.

Итак, мы разобрались, что «Мстители» проблему перенаселения, нехватки ресурсов и сопутствующих осложнений вообще не решили, более того, и не хотели решать, подойдя к вопросу чисто механически.

А что же Ефремов? Вот, например, один из предложенных им вариантов, высказанный Эвизой Танет в разговоре с Фай Родис: «Когда женщинам Торманса три века назад предложили ограничить деторождение, они расценили это как посягательство на священнейшие права человека. Какие права? Не права, а обычные инстинкты, свойственные всем животным, инстинкты, идущие вразрез с нуждами общества. И до сих пор здесь не могут понять, что свобода может быть лишь от великого понимания и ответственности. Никакой другой свободы во всей вселенной нет».

Естественно, даже представить, что в «Мстителях» будет предложен такой вариант, невозможно. Они действительно воспринимают ограничение деторождения как посягательство на священнейшие права человека, а свобода для них никак с нуждами общества не связана. Как они подчеркивают и всегда любят говорить, свобода - это высшая ценность, и никто подчинить её не может.

«Мстители» и «Час Быка» - сходство и отличия, изображение №5

 

Но это - мелочи. Гораздо интереснее, какое решение предлагает Ефремов с целью преодоления ограниченности ресурсов:

Перед тормансианами плескалось невероятно прозрачное море с синей водой. Чистые пляжи черного, розового и красного песка манили соединиться с солнцем и морем. Но великолепные берега были почти безлюдны в отличие от заполненных людьми удобных для купаний мест на Тормансе. В разные часы появлялись люди, плавали, ныряли и потом быстро исчезали, разъезжаясь в открытых вагонах маленьких поездов, носившихся вдоль побережья.
Поразила жителей Ян-Ях гигантская Спиральная Дорога: снятое в упор приближение исполинского поезда внушало непривычному человеку первобытный страх.
Тропические сады, раскинувшиеся на необозримых пространствах, и такие же беспредельные поля сказочной пшеницы с колосьями больше кукурузных початков так резко контрастировали с бедными кустарниковыми садами и бобовыми полями Торманса, что Гриф Рифт решил больше не показывать щедрости родной планеты, чтобы не ранить гостей.
Автоматические заводы искусственного мяса, молока, масла, растительного желтка, икры и сахара как будто не имели никакого отношения к полям, садам плодовых деревьев и стадам домашних животных. Плоские прозрачные чаши уловителей радиации для производства белка составляли лишь небольшую часть огромных подземных сооружений, в которых при неизменных температурах и давлениях циркулировали потоки аминокислот. Широкие башни заводов сахара таинственно, приглушенно шумели, будто эхо отдаленной грозы. Это колоссальное количество воздуха всасывалось в их приемники, осаждая лишнюю углекислоту, накопившуюся за тысячи лет неразумного хозяйничания. Наиболее красивыми были снежно-белые колоннады фабрик синтетического желтка, сверкавшие на опушках кедровых лесов. Только увидев технический размах пищевого производства, тормансиане поняли, почему на Земле мало молочного скота — коров и антилоп-канн — и совсем нет убойного, нет птицеферм и рыбных заводов...
Многие инженерные сооружения уходили все глубже в земную кору. Вместо истощенных в древние эпохи рудников работали самообогащающиеся гидротермы, связанные с подкоровыми течениями в мантии на участках выделения ювенильных вод. Эти же гидротермальные восходящие токи на поверхности использовались в энергетических и обогревательных установках...
К величайшему удивлению тормансиан, ничего таинственного и непонятного не было во всех областях жизни этого великолепного дома человечества. Гигантские машины, автоматические заводы и лаборатории в подземных или подводных помещениях. Здесь, в неизменных физических условиях, шла неустанная работа механизмов, наполнявших продуктами дисковидные здания подземных складов, откуда разбегались транспортные линии, тоже скрытые под землей. А под голубым небом расширялся простор для человеческого жилья. Тормансианам открылись колоссальные парки, широкие степи, чистые озера и реки, незапятнанной белизны горные снега и шапка льда в центре Антарктиды. После долгой экономической борьбы города окончательно уступили место звездным и спиралевидным системам поселков, между которыми были разбросаны центры исследования и информации, музеи и дома искусства, связанные в одну гармоническую сетку, покрывавшую наиболее удобные для обитания зоны умеренных субтропиков планеты. Другая планировка отличала сады школ разных циклов. Они располагались меридионально, предоставляя для подрастающих поколений коммунистического мира разнообразные условия жизни.

«Мстители» и «Час Быка» - сходство и отличия, изображение №6

 

В этом отрывке Иван Антонович пытается показать, что даже при истощении природных ресурсов можно создать аппараты, вырабатывающие энергию и дающие пищу. Что можно обустроить природу и организовать комфортные условия для жизни. Что конечность полезных ископаемых преодолима. С точки зрения многих тормансиан, такое просто невозможно. Вот что говорит Верховный правитель Торманса Чойо Чагас в ответ на показ данных фильмов:

— Я не судья сказкам. Как я могу отделить ложь от правды, не зная о вашей планете ничего, кроме этих картинок?

Дальше он высказывается ещё искреннее, вспоминая о произошедшем в родном мире:

Ученые — обманщики, трусы и ничтожные прислужники. Во многих поколениях они обманывали правителей и народ Ян-Ях, и, насколько я знаю, то же было в старину на Земле. Они обещали, что планета может прокормить неограниченное количество людей, и совершенно не учли, что земля истощится задолго до назначенной ими предельной цифры. Не учли вреда химических удобрений, отравивших растения и почвы, не учли необходимости определенного жизненного пространства для каждого человека. Не понимая всего этого, они не постеснялись выступить с категорическими заключениями. И в результате вызвали страшную катастрофу. Восемьдесят лет Голода и Убийств!

Из этой фразы понятно, что как на Земле, так и на Тормансе природные ресурсы практически закончились. Но если на Земле проблему решили одним способом, то на Тормансе - совершенно другим. Примерно таким же, какой и предложил Танос, размышляя о причинах гибели цивилизаций.

«Мстители» и «Час Быка» - сходство и отличия, изображение №7

 

Вернёмся к началу статьи и вспомним разговор безумного титана со своей дочерью. Гамора уверяет, что была счастлива на Захаберии, однако Танос возражает: «и жили впроголодь, постоянно попрошайничали. Твоя планета была на грани катастрофы, я предотвратил её. Знаешь, какой она стала теперь? Жизнь бьёт ключом, дети сыты, чистое небо над Захаберией, чем тебе не рай?»

Танос не прав, но не права и Гамора, считающая, что была счастлива, перебиваясь с хлеба на воду.

Конечно, в реальности трудно представить, что убийство половины жителей планеты чудесным образом решит все её социально-экономические проблемы, но в выдуманном мире всё иначе - допустим. Однако разве счастье состоит в том, чтобы быть сытым, обутым и одетым? Или включает в себя не только материальные, но и духовные ценности?

Вот как отвечает на этот вопрос инженер вычислительных установок звездолёта «Тёмное пламя» Соль Саин в романе «Час быка»:

— А из чего оно складывается, ваше счастье?
— Из удобной, спокойной и свободной жизни, с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворенности, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира.
— Но это же противоречит одно другому!
— Напротив, это диалектическое единство, и, следовательно, в нём заключено развитие!

Ефремов предлагает путь жизни, сценаристы и режиссеры «Мстителей» - путь смерти. Они не видят возможности создания идеального общества, предпочитая думать, что его нельзя построить, а если и можно, то только путем насилия и убийств.

Танос, интуитивно понимая, что Вселенная, в которой он родился, живёт неправильно, тоже идёт по лезвию, стремится достичь гармонии и идеального баланса, но путь этот - совсем другой, противоположный пути Ефремова, путь разрушения и страха, а не созидания и доверия. Самое отвратительное, что, в отличие от Чойо Чагаса, он нисколько не сомневается в собственной правоте.

Таким образом, несмотря на великолепный визуальный ряд, интересный сюжет, потрясающие и реалистичные спецэффекты, «Мстители: Война бесконечности» и «Финал» не дают ответы на поставленные ими же вопросы, предпочитая увести действие в сторону победы всего хорошего над всем плохим.

— Если мы вторгаемся в жизнь Торманса, применяя древние методы — столкновение силы с силой, если мы нисходим до уровня их представлений о жизни и мечте… — Родис умолкла.
— Тем самым принимаем и необходимость жертвы. Так?
— Так, Рифт…

Да, печально, что Тони Старк, парень в бронированном костюме, гений, миллиардер, плейбой и филантроп, приняв необходимость жертвы, щелчком пальцев перчатки - совершенного оружия для мщения, сконструированной им из наночастиц, уничтожил совсем не тех, кого следовало, ведь виновниками гибели людей от перенаселения и невозможности отказаться от заканчивающихся ресурсов, является не Танос и его приспешники, а олигархический строй капиталистической Земли в вымышленном мире супергероев, так похожем своим социальным укладом на наше с вами настоящее.

Хотя, безусловно, момент шикарный, ничего не скажешь.

Я сама неотвратимость. А я так просто Железный Человек...


Категория: Философия Ефремова | Добавил: makcum (31.08.2023) | Автор: Максим Михайлов
Просмотров: 244 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [82]
Философия Ефремова [72]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [11]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Важное ]
  • Статьи Максима Михайлова:
  • Разное:

  • [ Литературные последователи Ивана Ефремова ]
  • Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»: Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»
  • Повесть «Парус» на немецком языке («Der letzte Flug der Parus», перевод - Герд-Михаэль Розе)
  • Der letzte Flug der Parus

  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»

  • Произведения Андрея Константинова:

  • [ Друзья сайта ]
  • Нооген Нооген
  • TES
  • TES
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
 вкус! Crazy-Chess.ru

    [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Свобода внутри нас © 2024