Кафедра Ваннаха: До и после Великого Кольца
Наверное, когда цивилизация достигнет галактической мощи,
единственное, что будет ей важно, – информация. Материи в космосе
навалом. Энергии – тоже.
Связь с внеземными цивилизациями – одна из "городских легенд"
современного естествознания. В принципе нет никаких законов природы,
ограничивающих возможность существования где-то на звёздах иной жизни,
иного разума и иной технологической цивилизации. А технологическая
возможность на электромагнитных волнах короче трёхсот метров и длиннее
трёх сантиметров была продемонстрирована в работах Коккони и Моррисона
аж в 1959 году.
Согласно им частоты ниже мегагерца будут поглощаться межзвёздной
средой, а выше десятка гигагерц – молекулами, входящими в состав
планетных атмосфер. Для связи на расстоянии десяти парсеков достаточно
было передатчика в десяток киловатт. "Заглушки", забивавшие в годы
"холодной волны" вражьи голоса, излучали куда больше…
Но вот беда – сигналов из иных миров обнаружено не было. Ни
пионерским проектом "ОЗМА" в 1960 году, году ракетно-спутниковой
эйфории, ни последующими работами. Так что чужой разум по-прежнему
пребывает где-то по соседству с давшей работам Дрейка страной Оз из
книжек Баума…
Обратим внимание: именно чужой разум. Отсутствие сигналов от него в
направлениях и во временные интервалы, выявленные проектом "ОЗМА", -
знание сугубо научное, а именно фальсификация по Попперу гипотезы, что
со звёзд - эпсилон Эридана и с вошедшей в песню классика тау Кита на
радиочастоте водорода 1420 МГц несутся к Солнечной системе сигналы. Так
что связь с иноразумом надо рассматривать пока (до момента, когда
таковая или будет установлена, или фальсификация покажет невозможность
её ввиду отсутствия такового, как феномен массовой культуры. Ну а она же
– один из движущих моторов современной цивилизации, весьма ценный (и в
прямом, и в переносном значении) объект бизнеса.
В массовое сознание, в ноосферу нашей страны, идея межзвёздной связи
ярче и глубже всего была введена "Туманностью Андромеды" Ивана
Антоновича Ефремова. На целое поколение наших людей огромное влияние
оказала идея Великого Кольца, межзвёздного, а к финалу романа и
межгалактического, обмена телевизионными сигналами. Возможность
"получать и передавать целые картины разнообразной жизни разных миров"
завораживала (историкам массового сознания предстоит выяснить, как это
повлияло на восприимчивость советского населения к зарубежной
радиопропаганде).
Вообще с точки зрения современных понятий роман выглядит несколько
странно. Скажем, на планете всего четыре электронные исследовательские
машины высшего класса… Например: "Заведующие памятными машинами
превосходили всех учёностью. Они решали, что из полученных сообщений
следует увековечить в памятных машинах, что направить в линии общей
информации или дворцы творчества".
Да, без цензора представить себе светлое коммунистическое грядущее
было нельзя – поразительная разница между современным сетевым доступом к
результатам астрономических исследований и к использованию процессорной
мощности широких сетевых масс для поиска инозвёздных на дому…
В процессе переиздания туалет красавицы Веды Конг претерпевал
изменения. В журнальной публикации 1957 года "крупные, нарочито грубо
заделанные в титановую цепь вишнёвые камни – фаанты с Венеры – горели на
нежной коже". В "Роман-газете", советской версии публикаций книжного
клуба, в 1959 году цепь становится золотой – металлургия осваивает
широкое производства титана, и металл, как некогда алюминий, теряет
ювелирное значение.
Золотишко сохранялось и в приложении к журналу "Сельская молодежь"
1962 года. А в первом томе легендарной Библиотеки современной
фантастики, увидевшем свет в 1965 году, у бедной женщины отняли и
венерианские камни, золотую цепочку, и наряд, в котором "низко открытая
грудь поддерживалась корсажем из голубой ткани". Интересно, что из
перечисленного смутило редактора Б. Клюеву или её начальство? Нынешний
спеллинг-корректор, например, отчёркивает красным слова "голубой" и
"розовый"…
Но это так, курьёзы, просто очень жаль, что у автора, когда-то
оказывавшего колоссальное влияние на настрой мыслей общества, нет
биографов, сравнимых "по производительности" с исследователями
творчества бр. Стругацких. (В Сети-то сведений масса, но из них можно
узнать, что был Иван Антонович йогом, масоном, а то и вовсе
розенкрейцером…)
Но сейчас хотелось бы описать настрой общества с интенсивным
технологическим развитием и вспомнить одного абсолютно забытого автора.
Автора, явно оказавшего влияние на ход мыслей Ефремова. Кстати,
проходящего по ведомству ИТ. Итак, Эраст Маслов из города Кунцево.
Научно-фантастический рассказ "Под светом двух солнц" был опубликован в
марте 1955 года в журнале "Техника - молодёжи" с иллюстрациями К.
Арцеулова.
Сюжет прост. Рассказчик, приехав в маленький городок на раскопки,
встречает там одноклассника, чей дом в Москве разбомбили в войну. Тот
трудится на радиоузле и увлекается сверхдальним телеприёмом.
Сверхдальним, поскольку в окрестностях телестанции нет и в проекте… В
мастерской, в которую превращён не отсутствовавший у советского человека
той поры гараж, а самая просторная из комнат "маленького домика,
огороженного плетнём", он создаёт телевизор, изобилующий автоматическими
настройками и дополнительными усилителями, и с помощью его ловит сигнал
с числом строк разложения в 1100, которого нет "ни в одной стране".
Сигнал оказывается иномировым, с планеты у двойной звезды в созвездии
Центавра. Герои наблюдают чужую жизнь под изумрудным небом, освещённым
светом пары солнц, а потом пишут записку в Академию наук… И вот пусть
кто-то попробует сказать, что этот рассказ не повлиял на Ефремова,
писавшего "Туманность Андромеды" с сентября 1955-го по сентябрь 1956
года и впервые опубликовавшего её в том же журнале!
Есть ещё одно свидетельство: в коммунистическом мире, по Ефремову,
автомобили и аэропланы редки, а транспорт завязан на Спиральную Дорогу с
гигантскими локомотивами и вагонами. Так в том же мартовском журнале
1955 года инженером Ю. Моралевичем описана железная дорога с шириной
колеи в четыре с половиной метра, широко использующая мосты и эстакады
для горизонтальности полотна… (Кстати, наци планировали для лучшей
эксплуатации территории оккупированной России строить ширококолейки с
трёхметровой колеей…)
Так что даже фантастические романы о далёком грядущем всегда несут на
себе отпечаток конкретной эпохи, свидетельствуют о мыслях, бродивших
тогда в человеческих умах. Могут быть интереснейшим документом по
истории науки и техники. Ну, скажем, Ефремов, чьи взгляды сформировались
значительно раньше того времени, отвергал теорию разбегающейся
Вселенной (она некогда признавалась идеалистической, ибо была выдвинута
аббатом Леметром – атеисты-материалисты в отечественной науке дел тоже
наворотили!), объясняя красное смещение "усталостью фотонов".
Ефремов, в отличие от Эраста Маслова, исключал из числа претендентов
на жизнь планеты двойных звёзд – тут ощущается влияние книги А.И.
Опарина и В.Г. Фесенкова "Жизнь во Вселенной", изданной Академией Наук
СССР в 1956 году. (В ней же присутствовало и скептическое отношение к
идее кремниевой высокотемпературной жизни, которое потом отразится в
"Туманности…")
Межзвёздная связь, по Ефремову, была делом всего общества – наступала
эра Большой Науки с её гигантскими приборами. Внешние станции Великого
Кольца были вынесены на орбиту, примерно как радиоинтерферометр
РадиоАстрон. Да и любители самодельного творчества весь советский период
ныли о невозможности купить в магазине сколько-нибудь пристойные
материалы и комплектующие. "Гаражных компьютерных стартапов" плановая
экономика породить не могла по своей сути…
После выхода в свет "Туманности Андромеды" имела место перебранка
Генриха Альтова с Ефремовым. Бакинский писатель (он же создатель ТРИЗ
Альтшуллер) в "Балладе о звёздах" оценил приключения героев Ефремова на
планете Железной Звезды как подобающие приключенческой литературе
девятнадцатого века (Хаггарда Ефремов любил, заимствованное у него имя
Орм носит в "Туманности…" начальник над звездоплаванием, а во всех
ефремовских женских образах присутствует Аэша из хаггардовского "She"),
ну а Иван Антонович уличил звездолётчиков Альтова в бритье тривиальной
электробритвой, позорящей светлое Завтра…
Альтов же в рассказе "Порт Каменных Бурь", 1965, обозвал идею
Великого Кольца "по философской сути геоцентричной". Жизнь, мол, на
Земле пойдёт своим чередом, независимо от обмена межзвёздными сигналами.
Кстати, обвинение в геоцентризме во времена принудительной идеологии
было совсем не таким безобидным, как кажется ныне. Косвенное обвинение в
симпатии к тем мракобесам, что сожгли Бруно и заставили отречься
Галилея… (Кстати, шмон у вдовы Ивана Антоновича после его смерти был, и
"Час быка" из библиотек изымали…)
Правда, сам Альтов схлопотал той же монетой от Александра Казанцева
за рассказ "Полигон Звёздная Река". Сверхсветовые скорости, мол. Значит –
СТО Эйнштейна отвергаешь, как и былая Арийская наука. Следовательно, с
нацистами солидаризируешься! Забавы ж были у людей – верно сказано, что
когда коту нечего делать…
В альтернативу Великому Кольцу Альтов выдвигал в рассказе "Порт
Каменных Бурь" идею "переезда" систем жёлтых карликов в шаровые звёздные
скопления (был очаровательный термин начала прошлого века – "звёздная
куча"…) на предмет создания галактических коммуналок – "в каждом шаровом
скоплении множество планет с самыми различными формами жизни". Но
подход Ефремова кажется всё же более плодотворным.
Наверное, когда цивилизация достигнет галактической мощи,
единственное, что будет ей важно, – информация. Материи в космосе
навалом. Энергии – тоже. Термоядерный синтез, эргосферы чёрных дыр,
тёмная энергия, о роли которой выдвигаются самые разнообразные
предположения.
Важно одно: понять, как это можно с пользой и интересом употребить. А
понять – значит уменьшить меру нашего незнания. В чём и состоит суть
информации.
Источник: http://www.computerra.ru/638930/ |