Доклад, прочитанный 3 февраля 2024 г. в сообществе ВКонтакте "Иван Ефремов: свобода внутри нас" на видеоконференции "Иван Ефремов, "Час Быка" - 55 лет первой публикации романа"
*Дисто́рсия (от лат. distorsio, distortio – искривление, выворачивание), тип аберрации, при котором изображение искажается тем сильнее, чем дальше от оптической оси. При этом нарушается геометрическое подобие между объектом и его изображением. В результате дисторсии прямые линии объектов, находящихся не по оси, отображаются в виде изогнутых дуг.
В художественной фотографии дисторсия рыбьего глаза используется как выразительное средство, подчёркивающее масштабность снимаемой сцены или создающее необычную искривлённую форму протяжённых объектов.
Пример - Волк и Заяц из "Ну, погоди" в комнате смеха.
Научно-фантастический роман Ивана Ефремова "Час Быка" начинается словом от автора, на которое стоит обратить самое пристальное внимание.
Несколько цитат:
1. "Оба полюса представлений о грядущем смыкаются в единстве игнорирования марксистско-диалектического рассмотрения исторических процессов и неверии в человека."
2. "Невообразимая сложность мира и материи, которую мы только начинаем постигать во второй половине XX века.."
3. "Переход к бесклассовому коммунистическому обществу и... "прыжке из царства необходимости в царство свободы" не просты и потребуют от людей высочайшей дисциплинированности и сознательной ответственности за каждое действие."
4. "..показать разграбление естественных ресурсов и природы нашей планеты капиталистическим хозяйствованием."
5. "В "Часе Быка" я представил планету, на которую переселилась группа землян, они повторяют пионерское завоевание запада Америки, но на гораздо более высокой технической основе. Неимоверно ускоренный рост населения и капиталистическое хозяйствование привели к истощению планеты и массовой смертности от голода и болезней. Государственный строй на ограбленной планете, естественно, должен быть олигархическим. Чтобы построить модель подобного государства, я продолжил в будущее те тенденции гангстерского фашиствующего монополизма, какие зарождаются сейчас в Америке и некоторых других странах, пытающихся сохранить "свободу" частного предпринимательства на густой националистической основе."
6. "Люди будущей Земли, выращенные многовековым существованием высшей, коммунистической формы общества, контраст между ними и такими же землянами, но сформировавшимися в угнетении и тирании олигархического строя иной планеты, - вот главная цель и содержание книги."
Автор здесь ведёт речь о двух полюсах представлений о грядущем: апокалиптическом и гуляш-коммунизменном - говоря современным языком, оба смыкаются в неверии в человека.
Невообразимой сложности мира и материи, наказывающей за упрощённые восприятия и подходы.
"Царство свободы" мыслится как царство воспитания и дисциплины.
Разграбление ресурсов планеты капиталистическим хозяйством возможно только когда есть метрополия и периферия - на Торма́нсе это мегаполисы средоточия населения и мудрости, и области приверженцев природы, - когда эти области закончились, наступил экономический, экологический и социальный коллапс.
Государственный строй на ограбленной планете вопреки всем тенденциям и ментальности предков тормансиан почему-то олигархический, а не монархический, не бело-звёздные короли и бароны.
Торма́нс и Земля показаны глазами людей коммунистического будущего, а жаль, для читателей было бы интереснее посмотреть на Торма́нс и Землю, глазами Чойо Чагаса, Янтре Яхах, Гентло Ши..
Пример Гага Бойцового Кота "Парня из преисподней" Аркадия и Бориса Стругацких и инквизитора Модестуса Мюнха "Восьмого круга ада" Кшиштофа Боруня даёт хороший пример такой дисторсии в инфернальной фантастике.
Тоже контраста мира коммунистического будущего и мира инфернального.
Позвольте процитировать несколько фрагментов из романа "Час Быка" для глубокого понимания контекста.
Из доклада Фай Родис:
"Миф о планете Торманс.
<<- В заключение позвольте рассказать о происхождении названия. В пятом периоде ЭРМ в западной сфере мировой культуры нарастало недовольство цивилизацией, выросшей из капиталистической формы общества.>>
<< Предчувствие художников внедрялось тревогой в думы передовых людей перед близящимся кризисом в те годы, когда назревавшие противоречия заканчивались военными конфликтами.>>
<<В Доме Искусств хранится картина тех времен. Короткая подпись под ней совершенно понятна нам: "Последняя минута". На обширном поле рядами стоят гигантские ракеты, подобные высоким крестам на старинном кладбище. Низко нависло мутное, бессолнечное небо, угрожающе прочерченное острыми пиками боевых головок - ужасных носителей термоядерной смерти.>>
<<Настроения, аналогичные отраженным в картине, среди людей, исповедовавших христианскую религию и безоговорочно веровавших в особенные, мистические, как называли тогда, силы, стоявшие над природой, появились еще раньше, после первой мировой войны ЭРМ.>> <<Примером такой реакции на действительность для нас стала сохранившаяся от этого периода небольшая книга Артура Линдсея о фантастическом путешествии на некую планету в системе звезды Арктур. Конечно, путешествие мыслилось духовно-мистическим.>>
<<На воображаемой планете происходило искупление грехов человечества. Мрачная, полная тоски жизнь, обрисованная автором, удивляет богатством фантазии. Планета называлась То́рманс, что на забытом языке означало "мучение". Так родился миф о планете мучения, который затем был использован, насколько можно судить, и художниками, и писателями многих поколений.
К мифу о То́рмансе возвращались не раз, и это происходило всегда в периоды кризисов, тяжелой войны, голода и смутного будущего. Для нас планета То́рманс была лишь одной из многих тысяч сказок, канувших в небытие.>>
<< Историк Кин Рух, извлекший из-под спуда времен первоисточник мифа, назвал новую планету Торма́нсом - символом тяжкой жизни людей в неустроенном обществе.>>
Мы рассмотрим несколько мифов, закрученных в тугую спираль - о планете То́рманс, об Инферно и о Земле - планете страданий.
Что такое миф о планете То́рманс?
Автор передаёт читателю своё отношение к такой - "апокалиптическо-мистической реакции на действительность", описав словами Фай Родис сюжет произведения Дэвида Линдсея 1920 года издания, которое было по мнению Колина Уилсона, Клайва Льюиса, Джона Толкина, Клайва Баркера, Майкла Муркока и других знаменитых писателей и мыслителей Запада ХХ века ЭРМ - как "исследовании природы добра и зла и их связи с существованием", "величайший роман двадцатого века", "оказал центральное влияние", прочитали книгу "с жадностью", назвав "шедевром" и "экстраординарной работой... совершенно великолепной"..
Помятуя слова Фай Родис, что миф использовался писателями и художниками нескольких поколений в периоды кризисов, войн, голода и смутного будущего, остаётся только порадоваться, что за "Железным занавесом" всем нам не довелось вкусить этого "шедевра" в первоисточнике.
Только в пересказе Ивана Ефремова, обладавшего, оказывается, не только прекрасным литературным и полемическим талантом, но и тонкой иронией над "величайшим романом двадцатого века".
Книга - ровесница "Аэлиты" Алексея Толстого.
Две книги о мистическо-фантастическом путешествии на другую планету были написаны почти одновременно: в Берлине русским писателем Алексеем Толстым и в Корнуолле шотландским писателем Дэвидом Линдси.
Но какие же они разные!
Что может сказать о "Путешествии к Актуру" - "Найтспор на Тормансе" в первоначальном названии, - русский, советский и российский читатель 1920х-2020х годов?
- Душераздирающее зрелище!
- Богатство фантазии оказывается может не только удивлять, но и печалить!
- Планета То́рманс двойной звезды Арктур, двух солнц Бранчспелл и Алпейн, белого и голубого.
- Голубое почему-то всегда скрыто и светит из-за северного горизонта.
- Главный герой Маскалл попаданец на То́рманс, странствует по планете в основном пешим образом по суше, скалам и по водной глади, позволяющей ходить, вероятно, из-за повышенного поверхностного натяжения.
- Странствует не просто так, а постоянно встречается с то ли людьми, то ли с антропоморфами, по́ходя беседует и убивает их.
- Имидж мабуть такой.
- А может это гейм такой голимый.
- Лаптем его не измеришь, умом не поймёшь.
- Смысл и мотив всех этих телодвижений и жертв не просматривается.
- Наверное, надо родиться на Западе, чтобы восприять эманации "Путешествия к Арктуру".
- Больше всего эта книга 1920х годов напоминает компьютерные игры 2020х.
- Хотя по количеству мучений до игры сильно недостаёт.
- Разве что этот недостаток призваны восполнять диалоги.
- Если бы не Ефремов, никакого внимания в России это путешествие привлечь бы не могло, даже случись перевод Дэвида Линдсея во время переводного бума 90х.
А вот как сие путешествие восприял Кин Рух и интерпретировал применительно к планете Торма́нс красного солнца в созвездии Рыси, мы прослеживаем через весь роман "Час Быка".
И сказка эта, извлечённая из небытия, получается не только безрадостная, но и обманчивая.
Чем дальше Торма́нс показывается от оси зрения, тем большие искажения.
И никакая оптика из иттриевой керамики здесь не выручает.
Мы только можем мысленно рассмотреть и учесть эти искажения.
Раскручивая тугую спираль из нескольких мифов.
Миф первый: о планете То́рманс, - мы рассмотрели и поняли, почему Кин Рух воскресил эту древнюю и забытую сказку Земли - всё-таки "величайший роман ХХ века"!
А Кин Рух величайший специалист по ХХ веку.
Только вот беда-то какая - без скорчера-дезинтегратора, и что ни шьёт - всё трепещет как банный лист.
Изображение расплывается, миф превращается в мираж.
Считать его оптической осью произведения сложно и сомнительно, но как-нибудь попробуем..
Миф второй - о Земле.
Вернее два мифа.
<<Все началось с демонстрации стереофильмов Земли.>>
<<Для жителей Ян-Ях они казались чудом, перенесенной сюда подлинной жизнью далекой планеты.>>
Чойо Чагас прямо сказал Фай Родис, что расценивает показанные стереофильмы сказкой, инсценировкой, рекламным мифом о Земле.
<< Я не судья сказкам!>>
Фай Родис ответила рассказом об заложенной природой в мозг человека замечательной способности исправлять искажения внешнего мира не только визуальные, но и мыслительные, мозг борется с дисторсией выправляя её в сторону прекрасного и доброго.
<<Чойо Чагас впервые потерял самообладание.
- Хватит! Не хочу! Ничего о Земле! Ненавижу! Ненавижу проклятую Землю, планету безграничного страдания моих предков>>
И в тайном хранилище Владык продемонстрировал и противопоставил мифу о счастливой Земле, миф о Земле - планете безграничных страданий его предков.
Увиденное потрясло Фай Родис, она поняла насколько неполны были представления историков Земли, что поколебало её уверенность в намеченном ранее плане.
Историки прошлого Земли избегали глубокого и мучительного погружения в прошлое, особенно ЭРМ.
Тяжелые страницы истории мало кого привлекали и люди Земли ЭВК знали в основном красивые мифы о добрых и мудрых королях и благородных разбойниках.
Столкновение с реальным прошлым Земли, запечатлённым в фото и кино документах, привезённых предками тормансиан с Земли, потрясло Фай Родис больше, чем видения космических бездн на краю Шакти и Тамаса.
Вся жизнь человечества до Эпохи Общего Труда представлялась исследователям как сплошной мрак страданий, крови и слёз, и получило в трудах Эрф Рома и Кин Руха название Инферно.
Инферно - это Ад из религиозных представлений древних времён.
Как и почему в обществе объединенного человечества распространилось такое религиозное и ужасное представление о собственном прошлом - мы можем только догадываться.
Вероятно причина обратной дисторсии истории также лежит в сфере человеческого восприятия и психологии - далёкое кажется привлекательным и прекрасным, а близкое, то что рядом, кажется кошмарным - дороги ужасные, водители наглые, люди грубые, дети ленивые..
Таким образом, мы пришли к описанию и пониманию третьего мифа - мифа об Инферно.
Некритично воспринятые историками ЭВК источники ЭРМ живописали ужасы, беды и болезни, жизни людей той эпохи, о хорошем, добром и светлом СМИ того времени, литература и кино избегали сообщать, господствовало засилье "чернухи".
Историки вынуждены были копаться в этом мусоре, не составляя цельного представления об эпохе.
А большинство людей коммунистической эпохи чисто психологически отвергало этот мусор, невольно отождествляя его с жизнью всего человечества ЭРМ.
Никому из исследователей не приходило в голову, как нормальные, добрые люди всю жизнь вынуждены были жить и приспосабливались жить в условиях отсутствия выбора, под постоянным психологическим давлением властей, СМИ, противоборствующих группировок.
Обычная жизнь обычных людей, хорошая и плохая, в радости и в беде, на Земле ЭРМ и на Торма́нсе, в глазах землян была одинаково инфернальна.
Вообще вся жизнь на Земле: до возникновения человечества и вся история человечества, до коммунистического объединения.
Таким образом, спиральная структура Вселенной с разворачиванием геликоиды и красным смещением световых волн повторяется с разворачиванием, смещением и дисторсией мифов, сопровождающих всё повествование о миссии "Темного Пламени" - мифа о планете То́рманс, извлеченном из небытия Кин Рухом, мифа о счастливой Земле, который в показанных стереофильмах увидел Владыка Торма́нса, мифа о Земле - планете безграничных страданий предков Чойо Чагаса и Фай Родис, предъявленном Чойо Чагасом, мифа о мудрых королях и благородных разбойниках, привезённом Фай Родис и Оллой Дез с Земли, мифа об Инферно - обычной жизни и способе существования "белковых тел", как бездне мучений и страданий и вообще греховности всего царства материи.
Пожалуй миф об Инферно самый первый и главный, лежащий в основе всех бед.
Именно искажение восприятия обычной жизни, со всеми бедами и радостями, вспышками Сверхновых и зарождением жизни и планет, оптической иллюзией выпячивания плохого СМИ как масок злобных хищных демонов, и составляет суть дисто́рсии То́рманса.
Основного препятствия исправлению и улучшению жизни что на Земле, что на Торма́нсе - Ян-Ях.
|