СТРУКТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАССКАЗА
И. ЕФРЕМОВА «ВСТРЕЧА НАД ТУСКАРОРОЙ»
Е.А. Мызникова Ключевые слова: Ефремов, триада, структура текста. Keywords: Efremov, triad, text structure.
Рассказ «Встреча над Тускаророй» – один из первых рассказов
И.А. Ефремова, написанный в 1943 году. Входил в сборник «Пять
румбов» вместе с еще четырьмя рассказами: «Озеро Горных Духов»,
«Путями Старых Горняков», «Олгой-Хорхой», «Голец Подлунный».
«Встреча над Тускаророй» – история столкновения советского
парохода «Коминтерн» с затонувшим кораблем «Святая Анна», пе-
ревозившим на борту пробковые пластины и от этого продержав-
шемся на плаву 133 года (с 1793 до 1926 год).
При внешне довольно простом сюжете содержательно «Встре-
ча над Тускаророй» наполнена немыслимым количеством топони-
мов, имен и фактов. К примеру, описание Кейптауна представляет
собой почти гипнотическое перечисление названий вершин, скло-
нов и улиц. С одной стороны, подбор такого лексического и факти-
ческого материала отражает специфику приключенческого жанра. С
другой, мы предполагаем, что этот материал подчинен неким зако-
номерностям, выявление которых способно наделить рассказ объе-
мом и глубиной.
Ю. В. Беспечанский Преломление традиций русской философии
в художественном творчестве Ивана Ефремова
(на материале романа «Час Быка»)
В статье предпринята попытка выявить связи философских идей романа Ивана Ефремова «Час Быка» с основными традициями русской философии. Показана связь концепций романа с идеей всеединства. Отмечена религиозность мировоззрения Ефремова как в смысле его религиозной веры в коммунистическое будущее, так и в плане его приверженности теософски-эзотерического единства древних религий. кроме того, писатель развивает традицию философии русского космизма, а также марксисткую диалектику. При этом Ефремов понимает диалектику не как синтез двух противоположностей и их «снятие» в чем-то третьем, но как «лезвие бритвы», как тонкую грань истинного пути между двумя «безднами», как «меру» между двумя крайностями.
Бакалаврская работа «Образ антиутопического города в романе братьев Стругацких "Град Обреченный" и в романе И. Ефремова "Час быка"» посвящена проблеме формирования образа антиутопического города. В работе исследован круг вопросов, связанных с истоками жанра антиутопии, выявлена типология городов, обозначена роль города в истории человечества. На основе проведенного исследования описаны ключевые особенности городского текста и коды, при помощи которых формируется образ города в романах «Град Обреченный» и «Час Быка».
ГЛОБАЛИСТИЧЕСКИЙ УТОПИЗМ Г. УЭЛЛСА,
И. ЕФРЕМОВА, Д. АНДРЕЕВА КАК ИНСТРУМЕНТ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗА
Кручинин Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент,
научный редактор журнала «Научно-исследовательские публикации», заведующий
кафедрой публичного и частного права филиала Российского государственного соци-
ального университета в г. Воронеже, a437924@yandex.ru Кручинин Сергей Владимирович, кандидат политических наук, главный
редактор журнала «Научно-исследовательские публикации». siblis@yandex.ru
"Таис Афинская" вышла в 1972 году. Вероятно, уже тогда Ефремов размышлял о проблемах, которые будут занимать мечтателей, футурологов и фантастику в 80-х годах. И не успел. Знаете, как это бывает? Торопишься со срочными мелочами, важные дела откладываешь на неделю, на месяц ... Кто-то сказал мне, что Ефремов только что вернулся из санатория. "Ну и ладно, - подумал я. День-два надо же отдохнуть человеку после приезда. Позвоню завтра". А назавтра Ефремова не стало. И, протягивая мне красно-черную повязку, редактор Ефремова вздохнул: - Вот был человек, о котором никто не мог сказать плохого. Да, могли не соглашаться, спорить, критиковать, могли и завидовать даже. А плохого сказать никто не мог.