Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



Литературные последователи Ивана Ефремова:
Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
иванефремов.рф




Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Творчество

Нужны ли людям шахматы?


Георг Клаус
Нужны ли людям шахматы?

— Г-н профессор, прежде чем говорить о пользе и общественном значении шахмат, следует определить их место в системе общественных отношений. Для этого необходимо объяснить: что такое шахматы вообще?

Проф. Клаус: Ответ — «шахматы это спорт» — не может удовлетворить, поскольку он подчеркивает лишь одну сторону шахматной игры, тождественную другим видам спорта. Я имею в виду соревновательный момент, участие в турнирах, волевое усилие и т. п. Шахматная игра, как и любой вид спорта, имеет свои индивидуальные особенности. Лишь раскрыв эти особенности, мы можем правильно оценить пользу и общественное значение шахмат.

Легенда о возникновении шахмат известна едва ли не каждому шахматисту. Помните историю с мудрым брамином, который, желая отвлечь своего воинственного царя от разрушительных войн, предложил ему взамен шахматы? Мы знаем, что войны возникают не по прихоти монархов, они обусловлены развитием общества. Тем не менее легенда о брамине, независимо от ее достоверности, имеет глубокий смысл: шахматы — это отображение борьбы. А борьба неразрывно связана с самой сущностью человека. Было бы, однако, неправильно считать, что шахматы отображают только военное столкновение. Шахматы — это абстрактное отображение борьбы вообще и, следовательно, отображение диалектических противоречий. Ход и ответный ход в шахматной партии означают тезис и антитезис. Затем следует синтез. Таким образом, противоречия в шахматах постоянно возникают, разрешаются и появляются вновь. Ласкер в своей книге «Здравый смысл в шахматах» писал о том, что систематическое накапливание мелких преимуществ рано или поздно приводит к качественным изменениям. Эти изменения могут выражаться в выигрыше материала или в возникновении благоприятной ситуации для решающей комбинации.

В ходе истории мы не раз становились свидетелями того, как рождались и бесследно исчезали многие карточные и настольные игры. Тот факт, что шахматы прожили две с половиной тысячи лет, не может быть объяснен случайностью. В шахматах заключено нечто такое, что постоянно привлекает к ним новые поколения. Мне кажется, суть состоит в следующем: шахматы живучи как диалектика. Человек встретил на своем пути игру, в правилах и в конструкции которой проявляются основные законы диалектики, выраженные в абстрактной, но в то же время в кристально ясной форме. В шахматах человек как бы утверждает свою сущность.

— Не проявляются ли в эволюции шахматной игры исторические закономерности?

Проф. Клаус: Может создаться впечатление, что структура шахмат— это произвольная и формальная условность. Я не разделяю этого мнения. Современные правила игры формировались в течение длительного исторического периода. Так, в средние века передвижение фигур по доске было ограничено. Ферзь, например, был слабейшей фигурой. Боевой характер шахмат стал проявляться значительно позже. Не случайно, что в эпоху раннего капитализма, когда резко возросла активность городского населения, шахматы вышли из эмпирического состояния и начали принимать форму стройной теории. В предреволюционной Франции XVIII века в «Cafe de La Regence» дискутировали не только Руссо и Дидро, но и Филидор, который сыграл там свои первые партии вслепую. Филидор написал первый большой теоретический труд по шахматам. В этом труде он поднял значение пешек. Шахматы как бы отразили коллективную борьбу, в которой решающая роль принадлежит народу.

— Особое значение приобрели шахматы для рабочего класса. Никто иной как Эрнст Тельман писал, что сила воли и самостоятельное мышление, которые развиваются при изучении шахмат, могут быть полезны рабочим в борьбе против буржуазии. Какую ценность представляют шахматы для школьников, студентов, рабочих и ученых ныне, в век научно-технической революции?

Проф. Клаус: При социализме и в век автоматики борьба человека с природой и с самим собой остается важнейшим элементом развития общества. Или, говоря словами Гераклита, «Спор — это основа всего сущего». Противоречия с окружающим миром во время учебы, при научных исследованиях или у станка требуют от человека настойчивости, сосредоточенности, внутренней дисциплины, смелости и риска, способностей, критики и самокритики, умения переносить возможные неудачи и разочарования и все же бороться за успех.

Эти ценные качества, образующие человеческую личность, не даются человеку в колыбели. Они появляются в результате развития сознания. Шахматная игра, которая, как мы уже говорили, является абстрактным отображением борьбы любого рода, в значительной степени способствует формированию этих ценных качеств. Шахматист, который во время партии не способен критически оценивать свою игру, обязательно потерпит поражение. Каждый проигрыш— это критика наших шахматных знаний, нашей теоретической и практической подготовки. Шахматы — замечательная школа воспитания воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя. Они требуют преодоления противостоящей воли противника.

Один из ценнейших воспитательных аспектов шахматной игры заключен в ее сути: шахматы — превосходная школа последовательного логического мышления. Эта сторона шахматной игры приобретает особое значение в наше время, когда физический момент в работе постепенно уступает место духовному. Ценность шахматных фигур разграничена настолько точно, что позволяет ее математически формализовать. Это обстоятельство побуждает шахматиста, исходя из заданной отправной точки, стремиться к определенным результатам путем логических заключений. По моему мнению, точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры (я имею в виду серьезные партии), нежели использовать для этой цели учебник логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения.

Здесь я хочу обратить внимание на особые потенциальные возможности шахмат как средства воспитания научной точности и аналитических навыков. Можно без преувеличения утверждать, что в наше время плодотворная творческая деятельность доступна лишь человеку, способному в короткий срок аналитически переработать огромный поток фактов и информации. Каждая последовательно проведенная шахматная партия являет собой образец единства стратегии и тактики. В определенной стадии партии шахматист, проведя анализ позиции, намечает стратегический план, который затем осуществляет необходимыми тактическими средствами. Чем большей способностью к анализу он обладает, тем действенней будет его план и тем ощутимей будут результаты.

— В работе, учебе и личной жизни человек постоянно стоит перед необходимостью принимать разного рода решения — от самых простых до самых сложных. Способны ли шахматы, несмотря на их абстрактность, помочь человеку в принятии определенных решений?

Проф. Клаус: Очевидно, что шахматы, хотя и относятся к стратегическим играм, не имеют ничего общего со стратегическими играми человеческого общества (например, с дискуссиями, переговорами, решениями различных проблем и т. п.). Шахматы, как мы знаем, копируют борьбу между двумя армиями с различными родами войск (ладьи, слоны, кони и т. д.). Таким образом, шахматы становятся как бы моделью подлинных общественных конфликтов, или, выражаясь по-другому, в шахматах заключены аспекты коллизий между людьми в форме модели.

Вопрос о том, какие именно коллизии моделируют шахматы, ответа не имеет. Конечно, конфликты на шахматной доске по своему содержанию существенно отличаются от жизненных. Однако важнее другое обстоятельство: прежде чем выбрать ход из множества возможностей, шахматист должен перебрать все ответы своего противника. Именно в этом точка соприкосновения шахмат с жизнью. Человека, играющего в шахматы, можно сравнить с высшей кибернетической системой. Обучающаяся кибернетическая система может принимать оптимальные решения в конкретной ситуации лишь в том случае, если она заранее проиграла ряд вариантов по модели. Такая игра не забава, а необходимость для эволюции обучающихся кибернетических систем.

Таким образом, польза шахмат состоит еще и в том, что они учат принимать решения путем перебора всех имеющихся возможностей.

— Не принесет ли шахматный автомат Михаила Ботвинника, создание которого близится к завершению, ущерб человеческой фантазии?

Проф. Клаус: Фантазия человека не является постоянной величиной. Границы фантазии зависят от рода занятий человека, они могут расширяться и сужаться. Шахматная игра возбуждает фантазию и развивает ее Это еще одно достоинство шахмат, которое мы должны использовать. Несмотря на глубоко разработанную теорию шахмат и алгоритмирование многих шахматных проблем, творческая фантазия в шахматах играет, как и прежде, решающую роль. Наше время требует от людей, работающих в научных центрах или обслуживающих высокопродуктивные машины и целые заводы, творческой фантазии для поисков нового. Все поддающееся алгоритмированию должно быть передано машинам, чтобы человек мог сконцентрировать свои способности на решении творческих проблем. Бесспорно, что к высшим достижениям человеческой фантазии принадлежат и гениальные комбинации Андерсена. Морфи, Ласкера, Алехина и Ботвинника.

— Считаете ли вы, что в школах н университетах шахматам в силу их особых воспитательных качеств должно быть уделено больше внимания?

Проф. Клаус: Безусловно. Необходимо воспитывать в нашем молодом поколении лучшие качества, которые помогут им успешно решать все усложняющиеся задачи во всех областях науки и техники. Что могут дать в этом отношении шахматы, мы уже разъясняли выше.

Если вы сегодня предложите какому-нибудь педагогу ввести в его классе обучение шахматам хотя бы в течение одного часа в неделю, то он покажет вам почасовой учебный план и докажет невозможность его уплотнения. Ошибка такого педагога заключается в следующем: в наш век, век огромного потока информации просто невозможно дать исчерпывающий обзор всех наук. Мы должны все больше заменять заучивание фактов изучением методов получения и объяснения фактов. Я, например, всецело за то, чтобы в старших классах ввести преподавание кибернетики. Шахматы также помогут ученикам в выработке точных методов мышления.

Особенно полезно начинать обучение шахматам с низших классов. За шахматной игрой дети в ранней стадии своего развития, конечно, неосознанно, приучаются к диалектическому, стратегическому и тактическому методам мышления. К тому же, как показал опыт одной из ленинградских школ, занятия шахматами поднимает общую успеваемость. Дети, систематически играющие в шахматы, имеют более высокие оценки по остальным предметам.

— Что вы можете сказать еще об одной замечательной способности шахмат — доставлять людям радость и удовлетворение?

Проф. Клаус: Человек любит приключения, это его жизненная потребность. Победа, достигнутая после тяжких испытаний, приносит человеку радость. Победа в шахматах дает ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения. Шахматная игра, таким образом, способствует оздоровлению духа. Немногие шахматисты становятся мастерами, но зато всех без исключения вновь и вновь тянет к шахматной партии, которая переносит их в мир духовных приключений. Особое значение приобретает это свойство шахматной игры для людей, страдающих тяжелыми недугами, из-за которых они оторваны от общественной жизни и спорта.

По материалам газеты "Шахматная Москва" 1969,14





Источник: http://www.gen64.ru/chess/klaus.htm
Категория: Творчество | Добавил: makcum (15.06.2012) | Автор: Георг Клаус
Просмотров: 988 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [77]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017