Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



Литературные последователи Ивана Ефремова:
Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
иванефремов.рф




Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Статьи об Иване Ефремове

Мстислав Листов. В космос позвал Иван Ефремов…
 Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Владимир Джанибеков, оставил в кабинете знаменитого писателя собственную фотографию с весьма примечательной надписью: «Своей судьбой я обязан Ивану Антоновичу Ефремову». А позднее пояснил мне: «Мечта в человеке воспитывается. Одним из главных воспитателей моей мечты стал Ефремов. Я помню, какое потрясение испытал еще мальчишкой, когда прочитал его «Туманность Андромеды»… Его книги – это прогноз, социальный прогноз будущего!»
Думаю, что вслед за «долгожителем орбитальных станций» Ефремова могли бы благодарить за профессиональную ориентацию десятки миллионов юношей и девушек в нашей стране и за рубежом. Его романы, повести и рассказы гостили на орбитальных станциях «Мир», МКС, ими зачитывались Юрий Гагарин и Герман Титов, Валентина Терешкова и Светлана Савицкая, астронавты и тайконафты… Такова уж энергетика ефремовского таланта.
А замысел того судьбоносного для космонавта фантастического романа рождался в далекой пустыне Гоби. В трудные послевоенные годы (1946-1949), когда крупнейший ученый, профессор И.А.Ефремов руководил Монгольской палеонтологической экспедицией Академии наук СССР. На эту группу возлагалась задача – отыскать исторические свидетельства существования неведомой нам жизни – гигантских ящеров – владык Земли. Трудное путешествие потребовало от участников экспедиции не только больших знаний и уменья, но и огромной выносливости: «охотники за динозаврами» преодолели 25000 километров по безводным пустыням и горным тропам. Гипотеза родоначальника нового направления в палеонтологии – тафономии (учения о закономерностях формирования геологической летописи) – блистательно подтвердилась.
«Ефремов, – вспоминал его друг биолог П.К.Чудинов, – принадлежал к тем ученым, которые не только объясняют, но и добывают факты… Долгое время палеонтология оставалась весьма специфической «музейной» наукой о вымерших чудовищах. Ефремов увидел и показал роль и место палеонтологии в системе наук о природе, вскрыл новые, незримые ранее связи между такими, на первый взгляд, далекими категориями, как космос и палеонтология. Соотношению их он придал философское звучание: «Палеонтология – наука, погруженная, казалось бы, в недра планеты, – служит оком в космос, через которое мы научимся видеть закономерности истории жизни и появления мыслящих существ».
Способность легко и непринужденно подниматься от частного к общему и от отдельного факта к множеству причин и следствий, от разрозненных наблюдений к еще не познанной, но уже наметившейся в воображении картине целого – характерная черта Ефремова, выделяющая его среди писателей-фантастов современности.
Очевидно эту особенность уже по первым литературным опытам – «Рассказам о необычайном», распознал в Ефремове Алексей Толстой. Едва ученый переступил порог, автор «Аэлиты» спросил: «Как успели выработать такой изящный и холодный стиль?».
Иван Антонович ответил, что если в его прозе есть какое-то достоинство, то все это идет от науки. Ведь ему постоянно приходится описывать ископаемые условия залегания пластов, окружающий ландшафт, осадочные породы, вводить в научный оборот новые термины и понятия.
Впоследствии писатель отмечал в одном из интервью, что в нем все время шла борьба двух начал, двух богинь – Науки и Литературы. Наука была надежнее, милостивее, баловала своими достижениями, успехами, а Литература – дама ненадежная, требующая жертвенности, изнурительного умственного труда, к которому Ефремов был приучен с юных лет.
Двенадцатилетним подростком Иван примкнул к автороте 6-й армии и прошел с ней до Перекопа в Гражданскую войну. Возвратившись в родной Петроград, экстерном закончил 23-ю единую трудовую школу. Чтобы приняли на работу, прибавил себе год, благо физические данные потомственного лесопромышленника сомнений не вызывали. Иван гнул подкову, в кулачном бою редко кто мог с ним состязаться из сверстников. На пути к своей главной профессии он работал грузчиком, шофером, за небольшую плату пилил дрова. Между дел успел окончить мореходные курсы и получить диплом штурмана каботажного плавания. Устроившись на судно «3-й Интернационал», ходил на Камчатку, Сахалин, в порт Аян.
На следующий сезон ему доверили командовать катером на Каспии, где его и застала телеграмма профессора П.П.Сушкина, который в ответ на просьбу настойчивого юного капитана, предложил ему место препаратора в Геологическом музее.
В 1925 году Ефремов оставляет учебу в университете, где слушал курс лекций по биологии, и переходит в Горный институт, на геологическое отделение. Учился вечерами и работал семнадцатилетний студент, диплом защитил с отличием, одновременно получив ученую степень кандидата наук за оригинальное описание древнейших земноводных. Свое первое научное открытие он делает в 18 лет…
Небольшая геологическая партия под руководством Ивана Антоновича была послана на поиски нефтесодержащих структур в котловане верхнего течения реки Чары, на Олекминском нагорье. Зимой – уже после ледостава – она развернула работу и сделала втрое больше, чем предполагалось… Всего маршрутом пройдено 2750 км: из них с работой – не менее 1600 км. Собран ценнейший материал, впервые освещающий «белое пятно» на геологической карте Сибири. Наметились выводы, имеющие огромное научное значение…»
В одном из писем Иван Антонович, вспоминая юные годы, написал: «Создать самого себя. Как это понимать? Мне кажется, что так – приобрести свои взгляды на любое явление в жизни и свое отношение, основанное или на личном опыте, или, что также очень важно, на глубоком продумывании и прочувствовании опыта мировой культуры. Приобрести мудрость, которая не есть только знание, а «чувство-знание», которая дается больше страданием, чем радостью, часами тоскливого раздумья, а не мгновеньями победной борьбы.
В результате этого научно-художественного синтеза стали рождаться произведения, которыми зачитываются наши современники. В СССР и современной России, не считая ближнего и дальнего зарубежья, произведения Ефремова издавались свыше 400 раз, общим тиражом 27 миллионов экземпляров.
Грандиозная гипотеза Великого Кольца обитаемых миров во Вселенной, развивающая и углубляющая концепцию великого Циолковского о множественности миров, всесторонне обоснованная Ефремовым в «Туманности Андромеды», серьезно обсуждается на международных симпозиумах по связи с внеземными цивилизациями. Французская газета «Трибюн де насьон» от 20 февраля 1959 года писала о романе советского фантаста, что он войдет в мировую литературу наравне с романом Уэлса».
…Вероятно, впервые научная фантастика заинтересовалась человеком… «Туманность Андромеды» представляет и другой интерес. Из нее мы видим, какова цель человеческого существования после того, как исчезнет опасность войны и экономическая борьба. Это не химерические устои, а прозорливое провидение лучшего будущего».
Ефремов сделал не только достойный вклад в науку, а также предвосхитил крупнейшие открытия:
– голографии («Тень минувшего», 1943 г.);
– открытие алмазов в Сибири («Алмазная труба», 1942-1943 гг.);
– промышленное освоение дна морей и океанов («Атолл Факаофо», 1944 г.);
– проникновение в наследственную память («Эллинский секрет» 1943 г.);
– создание глобальной Сети, Интернета («Туманность Андромеды» 1957 г.);
– рост международного терроризма («Лезвие бритвы» 1962-1963 гг.);
– приближение глобальной экологической катастрофы («Час Быка», 1967 г.), и т.д.
Оталкиваясь от новейших научных гипотез и пытаясь предусмотреть, к чему может привести их безграничное развитие в будущем, он намечает далекие перспективы астронавтики, кибернетики, биохимии, медицины, с убеждающей силой показывает победу человеческого разума над косными силами мироздания, и, прежде всего — над временем и пространством.
Величайшие завоевания науки и техники будущего поставлены писателем в прямую зависимость от социального прогресса. Ефремов впервые в мировой фантастике противопоставил пессимистической футуристике оптимистический взгляд на будущность человечества. Он создал широкое и разностороннее полотно коммунистического завтра, объединяющего все человечество. И в этом его главная заслуга.
«Великая педагогическая задача научной фантастики, – писал мастер, – показать неисчерпаемость научного поиска, научить людей его великой радости. Литература в этом смысле еще не сказала своего слова – и старая, и новая, и западная, и советская. Литература еще живет старыми конфликтами и понятиями: столкновение нормального человека с ненормальными общественными условиями либо обратное соотношение.
Литература будущего должна показать нормального человека в нормальных общественных условиях. Смешно было бы думать, что это приведет к так называемой «бесконфликтности». Конфликт перейдет в высшую сферу поиска, научного и художественного творчества, любви. Писатели – я говорю о больших писателях – великие маги, и в этом их огромная сила, и политическая, и эмоциональная…»
Педагогика будущего Ивана Ефремова – отдельная большая тема, еще ждущая своих исследователей. Вот как видится она в кратком изложении молодых болгарских ученых из Клуба прогностики и фантастики имени Ивана Ефремова.
– Тема человеческого будущего, занимающая основное место в произведениях писателя и мыслителя, естественно и неизбежно приводит его к вопросу о формировании личности человека. В ефремовской модели педагогики достигаются такие оптимальные соотношения «учитель-ученик и «учитель-обучение», при которых обучение превращается из принуждения в желание и стремление ученика. Большое место и значение придается общественному воспитанию детей в школе, состоящему из трех циклов, с обязательным шефством старших учеников над младшими, системой взаимоотношений разных возрастных групп, возможностью периодически менять обстановку обучения и работы. Особенное внимание уделено развитию творческого воображения, оптимального сочетания умственного и физического труда и их интерпретации.
Независимо от исторической эпохи – будь то глубокая древность или космическое будущее – феномен человека всегда остается главным содержанием ефремовского творчества. Однако существует особенность, отличающая Ефремова от большинства мыслителей и писателей-гуманистов. Это стремление понять человека с помощью образа женщины.
Отношение к женщине в любой социальной структуре – социального и культурного прогресса человека, критерий степени – человек успел «очеловечиться» в своей исторической эволюции. Поэтому не случайно легло на стол Ефремова однажды письмо выдающегося педагога В.А.Сухомлинского:
«Дорогой Иван Антонович!
Получил от Вас роман «Час Быка» с дарственной надписью: безмерно счастлив. Я давний поклонник Вашего творчества…
«Туманность Андромеды» я прочитал четыре раза. Это не пристрастие к фантастике, а стремление еще и еще раз пережить, перечувствовать глубину мыслей, которых у Вас обилие и в строчках и между строчками… Ваша фантастика восхищает своей правдивостью. Я влюблен в Ваших людей будущего – честных, правдивых, ярких, «сильно выраженных»…».
Ефремов вспоминал, что его «заставила обратиться к фантастике ограниченность науки, ее чрезмерная рациональность, отсутствие в ней эмоциональной стороны… А это огромная часть жизни, человеческого существования, которая должна получать выход, находить удовлетворение. На рушение этого баланса, хрупкого равновесия над безднами… неизбежно разрушает человеческую личность и невосполнимы потери человека, если какая-либо сторона подавлена. Сочетание разума с эмоциями, науки и поэзии – это и есть, собственно, сущность научной фантастики».
В одном из романов Ефремов говорит, отдавая дань уважения В.И.Вернадскому: «Самый великий ученый нашего времени и один из величайших во все времена, наш соотечественник Вернадский, ввел понятие ноосферы – суммы коллективных достижений человечества в духовной области, мысли и искусства. Она обнимает всех людей океаном, формирующим представления о мире, и надо ли говорить о том, как важно, чтоб воды этого океана оставались чистыми и прозрачными. Все усилия творческих людей должны быть направлены сюда, и нужно не только создавать новое, но и не позволять пачкать прежнее, вот еще одна задача на пользу всему миру».
Он стал одним из первых, кто в художественном творчестве к разработке этических основ ноосферной концепции, имеющих глобальное значение для судьбы мира, всей нашей планеты. Не случайно, видимо, Ефремова называли «пришельцем из будущего»…

Мстислав Листов, ветеран ВВС.



Источник: http://www.1tvs.net/2011/04/mstislav-listov-v-kosmos-pozval-ivan-efremov/
Категория: Статьи об Иване Ефремове | Добавил: makcum (22.11.2011) | Автор: Мстислав Листов
Просмотров: 1206 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 Юлия Гудкова • 00:46, 20.10.2013
Я всегда была не земной, Славик, ты зто знаешь!
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [77]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [11]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2019