Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



иванефремов.рф

Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Статьи об Иване Ефремове

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.А. ЕФРЕМОВА
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.А. ЕФРЕМОВА.

С.В. Багоцкий




22 апреля 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского палеонтолога, мыслителя и писателя Ивана Антоновича Ефремова (1907-1972).

Имя Ивана Антоновича известно не только в научных сферах, но и далеко за их пределами. В 1950-х – 60-х годах он был одним из наиболее популярных писателей нашей страны. И для многих людей остается таковым до сих пор. В отечественной литературе второй половины 20 века И.А. Ефремов занимает то же место, что в литературе второй половне 19 века занимал Николай Гаврилович Чернышевский. Обеим авторам можно предъявить претензии по поводу чрезмерного рационализма и недостаточной художественности. Эти претензии будут справедливы. Однако, несмотря на эти недостатки, и в некоторой степени благодаря им, «Что делать?» и «Туманность Андромеды» сыграли исключительную роль в формировании мировоззрения у юношества и сумели дать юношеству высокие образцы для подражания.

Иван Антонович прожил яркую насыщенную жизнь, сопровождавшуюся многочисленными, зачастую совершенно неожиданными поворотами. Ваня Ефремов, выросший в состоятельной семье купца-старообрядцв, в годы Гражданской войны становится красноармейцем и «сыном полка». Затем – плавает матросом на Каспии, поступает учиться, увлекается палеонтологией и становится всемирно известным ученым. И одновременно пробует себя в литературе.

И.А. Ефремов был един во многих лицах. Он был выдающимся ученым-палеонтологом, писателем, мыслителем. И вся совокупность этих лиц представляла собой единое целое.

Первое лицо – лицо Ученого.

Главная научная заслуга И.А. Ефремова – создание новой палеонтологической дисциплины – тафономии.

Для того, чтобы понять значение работ И.А. Ефремова, давайте забудем на минуту палеонтологию и поговорим про сельскохозяйственную ботанику. В начале 20-го века резко возросла потребность в новых сортах растений. Специалистам было понятно, что для решения этой проблемы необходимо ввести в селекцию примитивные формы культурных растений и их ближайших дикорастущих сородичей. И развитые страны не жалели денег на поиски сырого материала для селекции по всей Земле.

Та же проблема встала и перед молодой Советской Россией. С той лишь разницей, что средств было мало. Поэтому наши соотечественники пошли другим путем. В основу поисков была положена теория, позволяющая предсказывать, где именно можно найти нужные формы растений. Эту теорию разработал Николай Иванович Вавилов (1887-1943). В результате поиск иголок в стоге сена сменился целенаправленными выездами в заранее предсказанные места. При относительно небольших затратах наша сельскохозяйственная ботаника 1920-х – 30-х годов заняла одно из ведущих мест в мире.

Деятельность руководимого Н.И. Вавиловым Всесоюзного института растениеводства была одним из первых в истории нашей страны примером крупномасштабной научно-практической программы, основанной на сильной теоретической базе. А сам Н.И. Вавилов – несомненный предшественник И.В. Курчатова и С.П. Королева.

Иван Антонович Ефремов решал ту же самую задачу, но только в палеонтологии. Как научиться предсказывать, где лежат остатки ископаемых растений и животных? Чтобы не искать их, как иголку в стоге сена, а с комфортом приезжать в нужное место и брать то, что там лежит?

Для этого нужно было представить, что происходит со скелетом после гибели его владельца. Куда он сносится, как захоранивается, в каких захоронениях сохраняется? Для того, чтобы разобраться в клубке этих вопросов, недостаточно быть только палеонтологом, нужно быть естествоиспытателем широкого профиля, каким и был Иван Антонович.

Созданную им научную дисциплину, которая изучает, что происходит с ископаемыми остатками и выдает предсказания, где их искать, Иван Антонович Ефремов назвал тафономией. В развитии палеонтологии И.А. Ефремов занимает то же место, что и Н.И. Вавилов в сельскохозяйственной ботанике.

И.А. Ефремов является одним из создателей современной системы Земноводных. В 1945 году А. Ромер предложил разделить всех ныне существующих и вымерших Земноводных на два подкласса Дугопозвонковых (из современных форм к ним принадлежат Бесхвостые земноводные) и Тонкопозвонковых (из современных форм – Хвостатые и Безногие Земноводные). А в 1946 году И.А. Ефремов предложил выделить третий подкласс Земноводных – подкласс Батрахозавров. К этому подклассу он предложил отнести Карбоновых и Пермских Земноводных, обладавших в своем строении некоторыми чертами Пресмыкающихся. Надо думать, что какие-то Батрахозавры и стали предками Рептилий.

В течении ряда лет И.А. Ефремов руководил Советско-монгольской палеонтологической экспедицией АН СССР. Эта деятельность раскрыла еще одну грань личности И.А. Ефремова – его талант организатора. 

К сожалению, большая часть настоящих ученых беспомощна в организационных делах, а хорошие организаторы редко бывают настоящими учеными. Поэтому в научшых кругах даже появился иронический термин «организатор науки». Но в случае Ивана Антоновича ирония неуместна. Он был настоящим организатором науки, масштабно мыслящим ученым, понимающим ключевые проблемы, решение которых насущно необходиио для прогресса науки, а также пути решения этих проблем. И не только понимал, но и умел воплотить это понимание в реальные дела своих сотрудников.

Я не буду подробно говорить о вкладе И.А. Ефремова в решении частных палеонтологических проблем. Пусть читатель поверит мне на слово – этот вклад достаточно велик. Хочу лишь сказать, что Иван Антонович обладал даром видеть свои вымершие миллионы лет назад объекты живыми. Он очень хорошо чувствовал функциональную морфологию животных (вспомним рассуждения ефремовских героев об эволюционной основе женской красоты). В сознании И.А. Ефремова палеонтология была глубоко экологична. И в то же время он очень хорошо ощущал эволюционные тенденции и глубоко противоречивый характер эволюционного процесса.

Ефремов-ученый и Ефремов-организатор наук логично продолжались в Ефремове-писателе и Ефремове-философе. Уже сама зоология с ее необъятным материалом, стимулирующим к поиску порядка в хаосе, вдохновляла занимающихся ею специалистов на философские размышления. А при наличии литературного таланта, как в случае И.А. Ефремова, и на создание философских романов.

Писать рассказы И.А. Ефремов начал в 1940-х годах. В своих первых произведениях он рассказывал о разных интересных случаях, происходивших с ним и с его друзьями в экспедициях. Но до поры до времени литература была только хобби и не более того.

В середине 1950-х годов тяжелая болезнь заставила Ивана Антоновича прекратить экспедиционную работу. Для ученого такого уровня, как И.А. Ефремов – это не трагедия. Есть много учеников и сотрудников, которые найдут и привезут мудрому шефу материалы для осмысления. Но Ефремов так работать не хочет и не может. Он оставляет Палеонтологический Ин-т АН СССР и становится профессиональным литератором. Что, впрочем, никак не мешает ему продолжать научную работу «на общественных началах». За последние 15 лет жизни И.А. Ефремов пишет романы «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Путешествие Баурджеда», «Таис Афинская», «Час Быка». Выдающийся палонтолог становится одним из крупнейших в мире писателей-фантастов. Его романы переводятся на многие языки, печатаются большими тиражами в разных странах.

Романы И.А. Ефремова – это не просто художественные произведения и не просто произведения научно-фантастические. Это прежде всего философские романы, в которых сюжет – это не самоцель. Это – способ показать читателю свой взгляд на мир.

Иван Антонович Ефремов принадлежал к той ветви российской мысли, которую принято называть Русской Космической Философией. К этому течению принадлежали такие мыслители, как К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, Н.А. Морозов, В.И. Вернадский и многие другие. Если попытаться в двух словах сформулировать основную идею Русской Космической Философии, то получится фраза «Космос – это дом для человека». И цель человечества – обустроить этот дом так, чтобы в нем всем было хорошо жить. Эта мысль является основой предложенной В.И. Вернадским концепции ноосферы. В рамках Русской Космической Философии выдвигались и куда более неожиданные идеи. Например, Н.Ф. Федоров высказал мысль о том, что наука должна научиться воскрешать всех людей, которые когда-либо жили на Земле.

В соответствии с идеями Русской Космической Философии И.А. Ефремов рассматривал развитие Жизни, как грандиозный космический процесс, независимо происходящий в разных частях Вселенной. Он считал естественным закономерным появление разумных форм Жизни. Более того, И.А. Ефремов считал, что разумные существа, появившиеся на других планетах, должны быть похожи на земных людей.

Идея о том, что биологическая эволюция закономерно ведет к появлению определенных форм Жизни приобрела в нашей стране популярность уже после смерти И.А. Ефремова благодаря работам В.В. Меншуткина, В.Ф. Левченко, С.Э. Шноля. И благодаря написанным под влиянием этих работ роману В.Ф. Тендрякова «Покушение на миражи» и стихотворению школьницы из Саратовской области Оли Лебедушкиной «Если Жизнь – блуждающий огонь...»

В «Туманности Андромеды» И.А. Ефремов рассказал о том, как в далеком будущем Свободное Человечество устанавливает связи с далекими цивилизациями, создавая Великое Кольцо Разума. В полном соответствии с идеями Русской Космической Философии. И попутно показывает яркую и интересную жизнь людей в будущем обществе.

Нельзя не отметить, что ефремовская идея Великого Кольца Разума, провозглашенная в «Туманности Андромеды», это, по существу, идея ноосферы В.И. Вернадского, расширенная до космичеких масштабов.

Занятие палеонтологией приучают исследователей смотреть вниз, на Землю, где находятся остатки вымерших дивотных и растений. В отличии от своих коллег по науке И.А. Ефремов смотрел не только на Землю, но и в небо. Одна из его последних статей была названа «Палеонтология и космос».

«Туманность Андромеды» сделала И.А. Ефремова одним из самых популярных писателей в нашей стране. «Туманность Андромеды» взахлеб читали студенты и подростки. Точно так же, как за сто лет до этого их прадеды в том же возрасте взахлеб читали «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. И Чернышевский и Ефремов дали юношеству достойные образцы для подражания, коренным образом отличающиеся о тех, которые этому юношеству предлагаются сегодня. И в этом великая заслуга обеих писателей.

Что в этих романах вызывает наибольшее восхищение у юного читателя. Наверное, его герои: люди жизнерадостные, веселые, энергичные, сильные, напрочь лишенные того, что мы называем «комплексами». Такм героям очень хочется подражать, особенно в юности. В этом возрасте импонирует юным читателям и концепция «разумного эгоизма», предполагающая, что разумный человек уже в силу своей разумности всегда выбирает наиболее приемлемое в морально-этическом отношении решение. К сожалению, далеко не всегда это так.

У И.А. Ефремова и Н.Г. Чернышевского был общий философский учитель – великий немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872), один из крупнейших представителей философского гуманизма.

Людвиг Фейербах весьма критично относился к окружающей действительности и понимал, что пороки отдельных людей являются следствием пороков общественного устройства. Когда возникнет «идеальное общество», тогда Человек (с большой буквы!) заблистает ярким светом и в полной мере раскроет свою прекрасную природу. 

Логика мысли Л. Фейербаха двигалась от представлений о природе Человека к представлению об Идеальном Обществе. Мысль классиков марксизма двигалась в обратном направлении: от реальной социологии к природе Человека конкретного исторического периода, занимающего конкретное место в классовой структуре общества. Классики марксизма пытались обойтись минимумом предположений относительно «вечной» природы человека и стремились объяснить историю исключительно из истории. Поэтому то последователи Маркса как правило не пытались писать романы о будущем обществе, предпочитая описывать революционную борьбу пролетариата «здесь и сейчас». А последователи Фейербаха – пытались и небезуспешно.

В каком-то смысле мы можем сказать, что «Туманность Андромеды» - это развернутый в роман сон Веры Павловны.

Впрочем, И.А. Ефремов не во всем соглашался с Чернышевским. Устами доктора Гирина из «Лезвия бритвы» Иван Антонович ведет с Николаем Гавриловичем прямую полемику. В своих работах Чернышевский говорит о том, что разные классы и даже разные социальные группы имеют разные представления о том, какую женщину следует считать красивой. А доктор Гирин отстаивает общечеловеческий идеал красоты, сформировавшийся на основе целесообразности строения тела. Иные представления о женской красоте он не то что полностью отрицает, но считает извращениями.

Чернышевский тоже говорил об общечеловеческом идеале красоты, который будет постепенно вырастать из ограниченных представлений разных классов. И видел более глубокую основу этого идеала, связывая ее не с морфологией, а с психикой. А доктор Гирин в своей лекции про психику почти ничего не говорил, хотя при его научных интересах и должен был сказать, что морфология конечно морфологией, но для того, чтобы воспитать здоровых детей, нужны определенные психические качества.

Досадное упущение своего героя И.А. Ефремов исправил в «Таис Афинской». С точки зрения морфологии Таис конечно прекрасна. Но не это главное. Таис – прежде всего хорошая подруга и умная доброжелательная женщина с открытой миру и людям психикой. В некотором смысле она очень напоминает Риту Устинович из романа «Как закалялась сталь»... Для авторов и Таис и Рита – это идеал женщины. В высшей степени замечательно, что у таких внешне не похожих писателей как И.А. Ефремов и Н.А. Островский этот идеал совпадает.

В последнем романе И.А. Ефремова «Час Быка» Таис превращается в командира земного звездолета Фай Родис, жертвующую своей жизнью ради спасения людей. 

Иван Антонович Ефремов был широко и глубоко образованным человеком и обладал исключительной научной интуицией. Это позволяло ему прогнозировать развитие науки и предсказывать новые открытия (в одном из своих рассказов И.А. Ефремов предсказал голографию). После смерти писателя в 1972 году его архив был немедленно опечатан органами Госбезопасности. Этот факт породил множество спекуляций, но, на мой взгляд, в нем нет ничего удивительного: в архиве Ефремова наверняка были интересные научные идеи, имеюшие важное значение для безопасности нашей страны. Их вероятно и искали, для того, чтобы понадежнее спрятать от чрезмерно любопытных личностей. На месте компетентных органов я бы поступил совершенно так же. 

Наше время сильно отличается от 1960-х – 1970-х годов. Тем не менее, творчество И.А. Ефремова по прежнему пользуется популярностью среди молодежи. Ведь не вся молодежь выбирает пепси. Да и не только молодежь любит Ефремова.

А юные земляки Ивана Антоновича Ефремова, которые учатся в школе № 1 города Вырица Ленинградской области, тоже пишут научно-фантастические произведения. И очень даже неплохие. Некоторые из них я предлагаю вниманию посетителей сайта.

Научное, литературное и философское наследие Ивана Антоновича Ефремова мы с полным правом можем причислить к наиболее выдающмся достижениям отечественной культуры. И вряд ли можно сомневаться в том, что к его творчеству будут обращаться все новые и новые поколения.



к.б.н. С.В. Багоцкий



Источник: http://papasha-kis.narod.ru/iskusstvo/iaef01.htm
Категория: Статьи об Иване Ефремове | Добавил: makcum (09.08.2012) | Автор: Багоцкий Сергей Владимирович W
Просмотров: 674 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [76]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [14]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017