Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 


Слушать радио Свобода внутри нас



Радио онлайн Свобода внутри нас



иванефремов.рф

Важное:
Свободный человек Искусство спора. О теории и практике спора

Естественный коммунизм Чтение - это искусство. Как читать

Хронология Ивана Ефремова Необходимость скепсиса
Феномен внутренней свободы

Вторая Великая Революция


Главная » Статьи » Ноосфера

Агни Йога, "Великое Кольцо" и человековедение

Владимир Деревянко

 

Агни Йога, "Великое Кольцо" и человековедение

Тематический цикл "Параллельные миры"

 

Введение

 

Сколько жив человек, столько он думает о себе и своей жизни и ищет пути совершенствования, - впрочем, таковы не все, а лишь люди мыслящие, неравнодушные и творческие. Их интересы и мысли, складывающиеся в теории и учения, нередко сильно отличаются, тем не менее, есть нечто, что сближает людей в стремлении к лучшей жизни. В настоящей статье анализируются на первый взгляд очень разные, а при ближайшем рассмотрении имеющие немало общего - учение Агни Йога - Живая Этика, произведения И. А. Ефремова и наше человековедение. Отмечая многогранную и древнюю мудрость Агни Йоги - Учения Жизни, стоящего на трёх китах духовного восхождения - простоте, красоте и бесстрашии, нельзя не видеть их отражения в творчестве И. А. Ефремова, в котором, слитые воедино, они дают одну из высших ступеней понимания жизни - героический реализм. Не претендуя на равнозначность Агни Йоге и не являясь произведением литературы, человековедение, как учение о познании и реализации сущности человека, имеет своё видение его настоящего и будущего, которое во многом пересекается с этими выдающимися явлениями культуры и имеет реализуемую конструктивную направленность.


1. Агни Йога, "Великое Кольцо" И. Ефремова и человековедение - что их связывает и различает?

 

Агни Йога или Живая Этика [1] - философское учение, представляющее собой синтез древней мысли Востока и Запада и духовно-практического опыта человечества. Агни Йога изложена в книгах-учениях, включающих избранные беседы Великих Учителей (Махатм) Востока с Е. И. и Н. К. Рерихами. Если попытаться охарактеризовать Агни Йогу кратко, что весьма затруднительно в силу её масштабности, это - учение, которое строится на двух центральных идеях - Божественности вселенной и единстве Духа и материи. Космо- и антропогенез Агни Йоги весьма близок "Тайной доктрине" Е. П. Блаватской [2], при этом Земля является одним из миров вселенной, где проходит совершенствование человеческий дух. Человек, по Агни Йоге, - микрокосм, подобный макрокосму. Важнейшим онтологическим положением Агни Йоги является учение о мысли, которая есть тончайшая энергия мироздания. В гносеологии Агни Йога исходит из древнейшего принципа мировых учений и философий - "познай самого себя" в труде самосовершенствования. Этика Агни Йоги базируется на положении о единстве нравственных законов, которые, как и законы космические, - едины для всего человечества. Основу этических и социально-политических изменений составляет труд на общее Благо. Разумеется, перечисленное далеко не исчерпывает всего содержания учения, впрочем, его объём - одновременно достоинство и недостаток Агни Йоги, которая требует немалого времени и сил на её освоение и приложение.

И. А. Ефремова мы выбрали в качестве объекта сопоставления не случайно, хотя и не предполагали, что у него будет так много общего с Агни Йогой. Впрочем, несмотря на значительное количество прямых заимствований из Живой Этики в "Туманности Андромеды" [3] и других произведениях, рассматривать творчество И. Е. Ефремова исключительно с позиций Агни Йоги было бы неверно. Это была мощная самостоятельная личность, крупный учёный-мыслитель, в творчестве которого синтезированы коммунистическая и утопическая мысль - Чернышевского, Маркса, Богданова, гуманистическая психология Роджерса и Фромма, космизм Циолковского и Вернадского, русская биология /Берг/, классическая индийская философия и собственно наследие Рерихов. Уважение И. Е. Ефремова к феномену Агни Йоги было очень велико, ища философию для будущего СССР, он смотрел на Живую Этику, как на весьма подходящее для этого учение. При несоизмеримости масштабов Агни Йоги и творческих задач И. Ефремова есть много точек их соприкосновения и главное, что надо понимать, - дело не в масштабах, а в метафизической битве Добра и Зла, в которой Рерихи и Ефремов стоят плечом к плечу. [6]

Агни Йогу и романы И. Ефремова связывают образы скручивающейся спирали и мысли, что важнейшей и единственной иерархией будет ступень знания, а высшим авторитетом - Учитель. Беспредельность - сущностно важная характеристика разумной жизни, как открытой системы, распространяется и на науку, которая должна развиваться свободно, реализуя насущные задачи человечества, при этом внешнее исследование Запада должно дополняться интроспективным методом Востока. Агни Йогу и И. А. Ефремова объединяют понятия общественной пользы, общины и работы на благо всех, значение школы и учителя. Сознание рассматривается, как высшая форма материи, а не нечто сверхестественное, снимая ореол религиозности с Агни Йоги. "Истинное стремление к осознанию высших возможностей должно наполнять большую часть жизни, но свет познания заменен условными формулами религий, призванный мыслитель кланяется тёмному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображений /Знаки А.Й, 150/ [4]. От великого Платона, сказавшего - "мысли управляют миром", мысль утверждается как важнейший созидающий фактор мира. Агни Йога даёт понятие психической энергии, а совершенствование сознания и увеличение психической энергии является одним из определяющих факторов эволюции человечества.

Отдавая должное величию Агни Йоги и привлекательной для многих значительности научной фантазии И. Ефремова, человековедение также исходит из единства духа и материи, строя на этом определение сущности человека. В представлении человековедения человек - органическая часть природы и общества, микрокосм и разумное начало вселенной. Солидаризируясь с Агни Йогой в значении мысли, человековедение особенно акцентирует самопознание и самосовершенствование человека, составляющие его жизненную необходимость в реализации сущности для улучшения вида, которое сопрягается с целесообразностью в представлении Агни Йоги, обосновывает социальность человека и роль общественно значимого труда, открытость системы разумной жизни и значение науки. Из отличий человековедения прежде всего надо отметить его неприятие пафоса борьбы и самоотверженности, как способа достижения целей, разве, что в преодолении сопротивления материала при его изучении или соперника в спорте, и коммунистической идеологии в её современной интерпретации. Кроме того, человековедение не склонно переоценивать йогические практики самосовершенствования, о которых И. Ефремов писал, что они "исторически обусловлены и трудносовместимы с существованием в современном мире", а сама Агни Йога предостерегает от увлечения таковыми без работы на Общее Благо. Опираясь на исторический опыт, человековедение обосновывает возможность разумной эволюции человека в темпе, который предопределяется проявлением и развитием его сущности, и достижение общезначимых целей без жертв. Если атеизм человековедения, пока жив его автор, останется неизменным, то его отношение к эзотерике при более тесном соприкосновении с Агни Йогой, по-видимому, претерпит изменение в пользу последней, как проявление высших возможностей разума-психики человека, неразвитых или утраченных, который теперь уступает многим братьям его меньшим, а должен превосходить их! Имеющие немало общего, рассматриваемые материалы существенно отличаются по форме и социальной значимости. Книги И. А. Ефремова написаны современным языком на основе увлекательных сюжетов с глубоким проникновением в происходящее и живостью прорисовки картин будущего. Учение Агни Йоги объёмно и многопланово, местами литературно необработано и не всегда его положения принимаются сразу в силу их мистичности и неодномерности. Таковы, например, понятия Бога и строения вселенной, беспредельности и Иерархии, впрочем, благодаря немалому числу популяризаторов Агни Йоги, учение становится понятнее и ближе людям. Человековедение занимает как бы промежуточное положение между учением Агни Йогой и литературой И. А. Ефремова, впрочем, пока оно не имеет официального статуса и ему ещё предстоит утвердиться и доказать своё право на существование.

 

 

2. Современная жизнь и её проблемы

 

Если оглянуться на окружающую жизнь, без труда можно заметить её существенные отличия от того, что подразумевается в Агни Йоге или в человековедении, совсем отличается от описываемого в "Туманности Андромеды" и во многом схоже с происходящим в "Часе быка" И. А. Ефремова. Причин того немало, но важнейшая из них - господствующая жизненная ориентация людей на обогащение и достижение более высокого положения в социуме, так похожая на законы джунглей с их животным эгоизмом и своекорыстием. Представляющаяся адекватной развитию человечества на данном этапе, она принижает значение совершенствования человека, разум и чувства которого, как и нравственность, развиваются недостаточно, требуя немалых усилий. По-видимому, должны произойти какие-то серьёзные подвижки в ценностном поле жизни людей, чтобы изменить это положение и мотивировать их совершенствование.

Рассматриваемые в статье материалы каждый по-своему этому способствуют, впрочем, относительно развития и разумности, которые теперь сильно варьируют у людей, и значения в их жизни педагогики и искусства, призванных это изменить. Принципиальным моментом исполнения мечтаний людей о лучшей жизни является не достижение материального благополучия и получение максимума удовольствий, столь желанные большинством теперь, а постоянные и значительные усилия многих, - со временем всех людей, в самосовершенствовании! Это имеет основополагающее значение для лучшего будущего и интерпретируется в данных работах по-разному.

У И. Ефремова акцентируются развитие общественного сознания людей и коммунизм, к которому они придут из так называемой Эры Разобщённого Мира [3]. Учение Агни Йоги связывает будущее с развитием мысли и эволюцией сознания, трудом самосовершенствования людей и общиной, что очень близко коммунизму. Человековедение обосновывает необходимость и возможность развития человека и его разума, индивидуального, в социуме и природе, отмечая позитивную историческую тенденцию развития человечества и его социализации. Впрочем, она разворачивается медленно, значительно отставая от темпов развития техники и давая повод для сомнений в её реальности, вспомним возможный конец света не от природных явлений, о котором имеется немало упоминаний. То есть, главное, что должно произойти для исполнения желаний людей и изменения их жизни к лучшему, - они сами должны захотеть развиваться и совершенствоваться, ибо даже такие учения, как Агни Йога, или произведения, как "Туманность Андромеды" И. Ефремова, не могут заставить людей делать это...

В этой связи важная роль в развитии и совершенствовании людей принадлежит мудрым властителям дум и учителям, способных повести за собой людей к лучшей жизни. Таковых в истории человечества было немало, но их цели и способы достижения были весьма различны... "С древних времён в Европе и Азии лучшие умы, думая над тем, как примирить несовершенство настоящего с величием и великолепием будущего, приходили к мысли о том, что это возможно только, напрягая устремление и стараясь, чтобы сознание вжилось в будущее, как бы перекидывая в него мост из настоящего. При этом в пределах законов материи и её видов, которые беспредельны, возможно такое, что не принимается современной наукой и требует объективного и непредвзятого научного подхода. Многое невидимое и отрицаемое ныне может быть утверждено с помощью новых научно-технических средств или развивающихся новых чувств человека, раздвигая границы материального мира. Без всяких клерикальных обоснований, чисто научно можно изучать законы развития жизни и сознательно следовать им, помогая людям подниматься по ступеням эволюции." /Грани А.Й. 1960г. Авг. 16 и 1965 г. 150. Май 20/ [4]. Об этом же пишет И. Ефремов [3], упоминая о 3-й сигнальной системе человека. Последняя мысль приложима и к человековедению, которое создавалось, чтобы изучать сущность человека и её закономерности для эффективной реализации в интересах всего вида.

Безусловно, роль таких лидеров духа - мыслителей и художников, как Рерихи и Ефремов, в развитии культуры необыкновенно велика. В этом смысле человековедение в своём теперешнем состоянии им явно уступает, однако, не последним и важным его качеством является конструктивность материала, нацеленность на природосообразную педагогику и возможность приложения на практике. Впрочем, не смотря на то, что Агни Йога является довольно сложным для восприятия, освоения и практического применения учением, а работы И. А. Ефремова фантастичны и описательны, - скольких людей они вдохновили на новые свершения!

 

 

3. О необходимости и путях совершенствования людей

 

Рассматриваемые в данной работе материалы, так или иначе, - в художественной, эзотерической или алгоритмической форме, не только говорят о необходимости совершенствования людей, но и нацеливают на это, ведь в противном случае человек превращается в хилое животное: его мышление не развивается и слабеет, а мышцы и функции организма деградируют. Впрочем, далеко не всем эта мысль приходит в голову, ибо господствующие жизненные ценности людей, как отмечалось выше, с имманентными им неравенством и несправедливостью отнюдь не способствуют её актуализации. Должно быть понятно, что совершенствование людей - не только гуманитарная, но и социально-экономическая задача, решение которой затрагивает всю их жизнь. Последнее, по-видимому, объясняет тот факт, почему сравнительно немного людей, знакомых с учением Агни Йоги, следуют ему, как и узнавшие о человековедении, не спешат глубоко вникать в него, а прочитавшие книги И. Ефремова, понимают, как ещё очень далеко до эры "Великого Кольца"...

К слову, И. А. Ефремов писал: "Совершенная форма построения общества не просто накопление производительных сил, а качественная ступень. Новые общественные отношения без новых людей также немыслимы, как новые люди без новой экономики. Таким образом, главная задача общества - воспитание, физическое и духовное развитие человека". Подобное есть и в Агни Йоге: "Каждый человек способен стать совершенным воплощением разума, для этого новые общинники должны потрудиться над своим усовершенствованием". А одно из важнейших положений человековедения состоит в том, что лучшая жизнь - это жизнь лучших, более совершенных людей! Естественно учиться этому с самого детства, закладывая рациональную основу на всю жизнь. Рационализация должна охватить весь социум и его организацию, для чего необходимо время. Но, что побудит людей к этому и как начать это реализовать?

Методы Агни Йоги - это дисциплина духа, которая начинается с самообуздания и искоренения своих недостатков упражнениями классической йоги Яма и Нияма. Путь продвижения по ступеням самосовершенствования - это прежде всего, этическое преображение себя. С переходом на более высокие ступени осваиваются концентрация и медитация, которая завершается переходом к Самадхи. Если Хатха-Йога предназначена для совершенствования тела, то задача Агни Йоги - совершенствование сознания человека и одухотворения его бытия. Агни Йога даёт основы построения трудовой общины, способы преодоления недостатков и вредных привычек, освобождая человека для нового опыта. Община и сотрудничество, важнейший принцип Агни Йоги, в которой говорится, что "групповая психоэнергетическая работа намного эффективней для каждого, чем индивидуальная, ибо при ней создаётся мощное общее энергополе".

С Агни Йогой перекликаются мысли И. Ефремова: "Перед человеком нового общества встаёт необходимость дисциплины желаний, мысли и воли. Этот путь также обязателен для каждого, как и воспитание тела. В наше время люди всё больше освобождаются от монотонного труда, потому большая проблема жизни - держать человека в "алертном" состоянии - собранным физически и духовно. Психологическое совершенствование представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека, способным к высоким взлетам, тяжёлой борьбе, необоримой стойкости".

Человековедение видит своей важнейшей задачей - обосновать и объяснить человеку: в чём состоит его природа-сущность и выражающая её жизненная необходимость и как их познавать и реализовать, чтобы жить разумно, сообразно сущности, действуя всё более организованно и рационально используя жизненные ресурсы и энергию, эффективно развиваясь и оптимизируя взаимодействие с окружающим миром людей и природы, подчиняясь высшей целесообразности - улучшению вида. Эта способность разума делает возможной разумную эволюцию человека или развитие и совершенствование на основе рационального выбора, а не естественного отбора, как в животном мире, предполагая формирование научной и педагогической базы, рациональные и целенаправленные усилия всех людей!

По мере развития человека и его разума естественно изменяются его мировоззрение и отношения с людьми и природой. Аксиоматично, что нормально развивающийся человек постепенно сознаёт себя частью общества и природы и стремится к совершенствованию себя и своих отношений с окружающим миром, ибо такова его сущность! Также не требует доказательств тот факт, что найти подобного человека сейчас практически невозможно по ряду причин, важнейшей из которых является недостаточное развитие людей в массе. Другая причина состоит в отсутствии определения его сущности, ввиду многозначности представлений о ней, и, как следствие, проблематичности формулирования принципов оптимального, адекватного сущности человека, развития. Существует и третья причина, связанная с первой и весьма серьёзная, - социальная несправедливость и неравноправие людей, делающие процесс их развития и, тем более, совершенствования не только неоптимальным, но нередко ущербным...

И это не по силам пока изменить ни учению Агни Йоги, ни произведениям И. А. Ефремова, ни человековедению. Последнее, обосновывая возможность развития человека и его разума, считается с тем, что это процесс объективный и люди должны осознать необходимость и пользу своего совершенствования. А это предполагает прежде всего решение проблем производства и распределения жизненных ресурсов и энергии, изменение ценностных ориентиров и новое более высокое качество педагогики, о чём И. Ефремов писал, что воспитание является производительной силой общества, совершенствование которого возможно лишь при широком синтетическом образовании. Живая Этика также постулирует, что учителя и врачи должны находиться в особом положении, их ценность при построении социального организма крайне велика. При этом учитель - не преподаватель узкой дисциплины, а учитель жизни, что напрямую перекликается с представлениями человековедения и, к сожалению, не является руководством к действию для большинства педагогов России...

 

 

4. Параллели и пересечения миров людей будущего

 

Судя по тому, как сильно отличается происходящее от того, к чему зовут учение Агни Йоги, произведения И. А. Ефремова и человековедение, можно предположить, что жизнью правит другая, чуждая разуму логика, которую весьма непросто изменить?.. Попытка насильственного преобразования жизни России и других стран на основе коммунистических идей обобществления собственности, которым симпатизировали Рерихи и выразителем которых был И. Ефремов, оказалась жестокой авантюрой, стоившей жизни многим людям и показавшей экономическую несостоятельность социализма и невозможность построения коммунизма без необходимой материально-технической базы. Однако, и при капитализме, который представляется адекватным развитию современного человека и его реальным возможностям, её построение также невозможно, ибо изобилие материальных благ не имеет смысла, так как ведёт к перепроизводству и кризисам. То есть и капитализм, не смотря на объективность рыночных регуляторов, стихиен и несправедлив, отражая существенные противоречия между людьми и их проблемы, которые не могут быть решены принципиально существующими социально-демократическими механизмами.

Итак, если мы не можем одолеть рыночную стихию и решить социальные проблемы, так будет и дальше? Получается, капитализм - дорога в никуда? А как же научные и технические достижения последних десятилетий? Как соотнести то, что капитализм сильнее экономически и противопоставляет людей между собой и природой, а социализм - слабее экономически, но сближает людей, нацеливая на достижение общезначимых интересов?.. Над этим стоит подумать, и Агни Йога, и произведения И. А. Ефремова и наше человековедение - результаты таких раздумий, которые каждое по-своему хотели бы изменить ситуацию к лучшему, но это оказывается весьма непростой задачей, впрочем, жизнь сама подсказывает варианты, чему примером социализация жизни передовых европейских стран и капитализация экономики социалистического Китая...

Будущее по Агни Йоге - коммунизм, но в иной, чем у И. Ефремова, интерпретации. Язык Йоги становится языком культуры наступающей эпохи Майтрейи. Майтрейя приходит в век сотрудничества под звёздами Аквариуса. Этот век для России - век начала строительства, оплотом которого станет в Водолее Сибирь. По Агни Йоге будущее - развитие новой шестой расы Синтеза на нашей планете. Новый Мир слагается в наступающие дни мирового объединения, которое ставит перед людьми необходимость осознания единого поля общечеловеческой культуры, как плодоносного корня творческой мысли. Образование ООН, ЮНЕСКО, ЕЭС и других мировых организаций свидетельствует о постепенном переходе в век Водолея и строительстве Нового Мира. Будущее Земли - Община и Сотрудничество на основе единого Мирового языка Образов и Единых понятий, ведущим принципом которого будет Красота. К Свету ведёт только один путь - совершенствования, которое олицетворяет воззвание Н. К. Рериха: "Да процветут пустыни"!

Идеал будущего у И. А. Ефремова - "коммунистическое общество, которое выросло и расцвело на планете из потребности созидания новых представлений о мире и общественных отношениях, долге, правах и счастье человека. В последний век эры Разобщённого мира, люди, наконец, поняли, что все их бедствия происходят от стихийно сложившегося ещё с древних времён устройства общества, что вся сила, всё будущее человечества в труде, в соединённых усилиях миллионов свободных от угнетения людей и переустройстве жизни на научных основах. Были поняты основные законы общественного развития, противоречивый ход истории, необходимость воспитания строгой общественной дисциплины". Переустройство мира немыслимо без коренного изменения экономики - производства и распределения, без исчезновения нищеты и тяжёлого труда, без воспитания общественного сознания каждого человека. "Всё шире развивавшаяся наука охватила всю человеческую жизнь и творческие радости познания стали доступны огромному числу людей. Искусство взяло на себя большую долю в общественном воспитании и устройстве жизни. Пришла самая великолепная во все истории человечества эра Общего Труда с её веками Упрощения вещей, Переустройства, Первого изобилия и Космоса." (И. А. Ефремов "Туманность Андромеды". Глава 2.)

В своих суждениях о будущем, которое является продолжением настоящего, человековедение естественно опирается на него и формирующих его людей, а они - разные в физическом и интеллектуальном, мировоззренческом, нравственном и социально-имущественном отношениях. То есть, чтобы построить лучшее будущее, надо сделать людей лучше и качественно однороднее, а такая задача, увы, пока не стоит, - люди стремятся к обогащению и власти... Человековедение не склонно упрощать, как И. А. Ефремов, который не дожил до перестройки и развенчания марксизма, процесс создания нового общества, который может быть совсем и не коммунизмом, а чем-то другим, и не считает, что все бедствия людей происходят от стихийно сложившегося ещё с древних времён устройства общества...

Человековедение доказывает, - исторический процесс закономерен и сопрягается с развитием человека, но говорить более определённо о его будущем затруднительно, в силу того, что люди разобщены, а господствующие жизненные ценности весьма консервативны. Тем не менее, развитие науки, техники и социально-демократических институтов, процессы международной интеграции и глобализации, и рассматриваемые учение и материалы, в том числе, позволяют говорить о возможности лучшего будущего человечества. Но важнейшим условием улучшения жизни и лучшего будущего является совершенствование человека!

Теперь люди идут каждый своим путём, одни, действуя индивидуально или соединяясь с другими в небольшие группы, другие участвуют в крупных социальных и научно-технических проектах. Некоторые заблуждаются и даже теряются по пути, среди них есть законопослушные и преступающие закон, честно и много работающие или предпочитающие работе удовольствия тела или иные развлечения... Одни неравнодушны к происходящему и думают об улучшении жизни всех, другие, и их большинство, стремятся извлечь из всего свою выгоду и думают только о себе... Многое ещё можно говорить о многообразии и несовершенстве жизни, но как на это хотя бы повлиять, если не изменить радикально? История говорит, - революции не подходят, множество учений уводят людей в разные стороны, - куда же идти? В коммунизм, о котором пишет И. Ефремов и попытки построения которого, увы, неудачные, предпринимались, или общину по Агни Йоге, - но почему за десятилетия после её создания нигде не попытались её реализовать?

Может быть, дело в самом человеке, который имеет свою сущность с её основаниями и свойствами и социуме с его закономерностями взаимодействий людей и особенностями организации, которые надо познавать и оптимизировать, но ещё не вполне познаны и оптимальны?..

Можно говорить, - насколько разобщены люди и их интересы, настолько различны и знания о них. Люди живут индивидуально-параллельно, каждый для себя, хотя относятся к одному виду, зависят от других и имеют общие интересы. Человековедение объясняет это тем, что люди находятся на довольно низком уровне видового развития, которому имманентны такие формы индивидуального поведения и организации социума. Но, как есть общечеловеческие задачи, которые не могут быть решены в разобщении, например, многие социальные проблемы и освоение космоса, так и развитие человечества не останавливается и в перспективе, благодаря рассматриваемым в данной статье и другим учениям и теориям, люди начнут сознавать необходимость и пользу социализации и совершенствования и постепенно устремятся к достижению высшей пользы улучшения вида. Это объединяет Агни Йогу, произведения И. А. Ефремова и человековедение и, как неевклидова геометрия со временем позволит соединить теперь параллельные миры людей и совместными усилиями сделать их жизнь на земле и во вселенной совершенной и бесконечной!

 

19.05.2012

 

Литература

1. Агни Йога.

2. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина.

3. И. А. Ефремов. Туманность Андромеды, М. 1957.

4. В. И. Деревянко. Основы человековедения, 9-я ред., 2012.

5. Б. Н. Абрамов. Грани Агни Йоги, Алгим, 2009.

6. Н. Смирнов. Иван Ефремов и Живая Этика. «Грани Эпохи», N27, 2006 г.

 

Примечание. Перечисленные в списке материалы есть в Интернете.

 

 

С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте - http://ocheloveke.narod.ru/




Источник: http://grani.agni-age.net/articles12/5007.htm
Категория: Ноосфера | Добавил: makcum (27.07.2012) | Автор: Владимир Деревянко W
Просмотров: 1082 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [76]
Философия Ефремова [63]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [10]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [14]

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]
  • НоогенНооген
  • Мир Ивана Ефремова
  • Аристон
  • Землянство
  • Архив публикаций Ефремова и материалов о нем
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
вкус! Crazy-Chess.ru
  • Шахматные блоги
  • Шахматная коллекция
  • Бесконечная историяБесконечная история

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Читать svobodavnutri в Твиттере Мы в Контакте
    Copyright Свобода внутри нас © 2017