Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Философия Ефремова

Миллиарды граней будущего Ивана Ефремова
Современный кризис — не просто кризис финансов и экономики. Это кризис модели развития человечества за всю его историю, показывающий, что цивилизация все более движется "не туда”. Кризис товарно-денежных отношений как экономической основы общества. Кризис национально-государственной и правовой организации социума. Кризис глобализации, которая неизбежна, но нынче обретшая уродливую форму "капиталистического интернационализма”, и в ответ уже звучат вопли разного рода местечковых мыслителей о срочном возврате к некоей "хуторянской регионализации”. О неизбежности кризиса в том или ином виде, о самоубийственности и тупиковости цивилизации в ее нынешнем понимании предупреждали давно и многие — от великих мыслителей прошлого и современности до скромной персоны автора этих строк. За это нашу газету поднимали на смех, ругали последними словами, а некая группа "профессиональных умников” с дипломами "коньдидатов от философии” как-то обозвала автора "коммуноидным маразматиком”. Как видим, Бог — не фрайер...

Существует ли другой, отличный от нынешнего путь? Существует, но пока только в утопиях, в первую очередь в утопии коммунистической. Утопия сия является утопичной не потому, что неосуществима в принципе, а потому, что человек не в состоянии обуздать обуревающие его страсти — гедонизм, потребительство, алчность. У человечества есть только два варианта: или обуздать эти злокачественные страсти и пойти по совершенно новому пути, или самоликвидироваться тем или иным образом...

"Миллиарды граней будущего” — так называлась статья Ивана Ефремова о моделировании сценариев будущего в фантастической литературе. Кстати, в этой статье, опубликованной в "Комсомольской правде” в январе 1968 г., Ефремов, будучи признанным авторитетом советской фантастики, вступился за Аркадия и Бориса Стругацких, подвергавшихся яростным нападкам со стороны разных псевдокоммунистических болтунов за свои книги "Путь на Альматею”, "Возвращение”, "Страна багровых туч”, "Стажеры”, "Хищные вещи века” и даже за классический шедевр "Трудно быть Богом”.

Настоящий очерк продолжает цикл об Иване Ефремове, начатый в "Свободе” (№15 за 2007 г.) статьей "Два сценария будущего: Великое Кольцо Разума, или Час Быка. Мятежный путь Ивана Ефремова”, а затем продолженный материалами "Есть ли жизнь и разум в Космосе?.. Версия Ивана Ефремова” (№№35,36, 2007 г.), "Иван Ефремов: антрополог и поэт научного поиска” (№№15,16, 2008 г.). Эти статьи были посвящены биографии, антропологическим, гносеологическим, естественнонаучным идеям писателя, ученого и мыслителя. И только первый из указанных очерков очень сжато касался футурологии Ефремова — его взглядам на будущее.

А ведь писатель широко известен в первую очередь именно как фантаст, писавший о будущем! В этом качестве он стал родоначальником научно-социальной футурологии в бывшем СССР и обрел славу самого конструктивного мыслителя-футуриста в мире, где книгами Ефремова зачитывались миллионы. Творчество Ефремова основано на коммунистической идее, которая, в отличие от советской официальной идеологической тягомотины, в исполнении писателя сверкала всеми красками настоящего "светлого будущего”, когда человечество, освободившись от опостылевшей социоэкономической возни, обратится к познанию и разумному преобразованию мира, к постижению тайн Вселенной, проникновению в ее глубины. По Ефремову, именно такое будущее и является тем самым "смыслом жизни”, который человечество ищет в течение всей своей истории. Считая себя полным единомышленником писателя в том, как примерно это "светлое будущее” должно выглядеть, автор этих строк решил вернуться к ефремовской футуристике в очередную, "некруглую” годовщину со дня рождения писателя.


Кроме того, 12 апреля отмечается День космонавтики: 48-я годовщина первого полета в Космос легендарного Юрия Гагарина. Об этой дате теперь даже не всегда вспоминают, это праздник общепланетарного масштаба, возможно, самый главный праздник земной цивилизации, который наглядно показывает, что люди обладают огромными возможностями, но используют их не по назначению.

Напомним: Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1908 года, но, чтобы раньше пойти работать, приписал себе один год, а потому в документах значился 1907-й. Таким образом, 22 апреля 2009 г. писателю по документам исполнилось бы 102 года, а реально — 101.

Парадокс состоит в том, что Ефремов, получивший мировую славу прежде всего как социальный фантаст, писавший на тему космическо-коммунистического будущего человечества, написал на эту тему "всего лишь” три книги — "Туманность Андромеды” (1957), "Сердце Змеи” (1958) и "Час Быка” (1968). Повесть "Сердце Змеи” содержит некоторые элементы социальной фантастики, но в целом посвящена философско-материалистическим взглядам писателя о единстве природы и месте человека в ней, а также антропоморфной гипотезе, согласно которой любые формы жизни на некотором уровне развития должны стать человекообразными.

В романах "Туманность Андромеды” и "Час Быка” писатель попытался дать свое видение "миллиардов граней будущего”, хотя и здесь высказывает нестандартые, но вполне возможные с научной точки зрения естественнонаучные гипотезы. Эти книги имеют много общего и немного связаны сюжетно, но в утопии "Туманность Андромеды” и антиутопии "Час Быка” Ефремов предсказывает разные, даже диаметральные "грани будущего”.

Эти книги сыграли абсолютно противоположные роли в судьбе писателя. Утопия "Туманность Андромеды” была сначала принята неоднозначно, но затем принесла Ефремову славу певца космическо-коммунистического, созидательного и творческого будущего. Напротив, антиутопия "Час Быка”, очевидно, была результатом пришедшего понимания, что "светлое будущее” является вовсе не обязательным, и вполне возможна деградация, даже гибель цивилизации. После первой публикации "Часа Быка” в журнале "Молодая гвардия” в 1969 г. книга почти на 20 лет попала под запрет, сам Ефремов был сброшен с Олимпа писательской славы в СССР, предан травле и замалчиванию, а в 1972 г. после тяжелой болезни скоропостижно скончался, не дождавшись окончания публикации своей "лебединой песни” — романа "Таис Афинская”. Итак, две книги одного автора почти на одну тему и близкие идейно — и такое драматическое различие в судьбе самих книг и автора с точки зрения последствий...

Ефремов ошибся в предсказаниях. С одной стороны, сегодня человечество все более удаляется от нарисованного в "Туманности Андромеды” идеала всепланетной общности, направленной на познание и преобразование мира, хотя такая общность не была бы утопией, если бы у человечества было более или менее "нормально с головой”. С другой стороны, в "Часе Быка” нарисован тоталитарный сценарий деградации цивилизации, но, может быть, "дерьмократический”, не менее катастрофический. Ошибки Ефремова лишь подчеркивают правоту его слов из статьи "Миллиарды граней будущего”: "Только наивные и невежественные люди могут воображать, что, переступив некий порог будущего, человечество решит все проблемы существования. Окружающий мир бездонен по сложности своего устройства и ставит перед нами все более сложные задачи. Неизбежное распространение человечества в космос, бытие людей на грани необъятной бесконечности Вселенной, наконец, контакт с иными звездными цивилизациями — все это проблемы такой чудовищной сложности: научной, социальной, философской, что для успешного их разрешения понадобятся легионы выдающихся умов”. Добавим от себя, что если цивилизация пойдет по иному пути, то у нее нет никакого будущего, и неважно, каким образом она себя уничтожит — путем вселенской войны или экологической катастрофы, очередного "экономического кризиса” или тотального прогрессирующего идиотизма, ныне наблюдаемого.

* * *

"Светлое будущее” и путь к нему в утопии "Туманность Андромеды” выглядят следующим образом. Древние эпохи существования человечества, когда на планете имели место разобщенность стран и народов, их экономическая, религиозная и идейная вражда, писатель объединяет в ЭРМ — Эру Разобщенного Мира, в которую включает Античные, Темные века и века Капитализма. К концу ЭРМ человечество наконец осознало историю не просто как последовательность войн и восстаний, гнета и страданий, расцвета и заката государств и правителей, а как противоречивое развитие производительных сил, идей, искусства и знаний, как духовную борьбу за постижение и реализацию смысла жизни. В последний период ЭРМ — век Расщепления — мир раскололся на два противоборствующих лагеря капитализма и социализма, а изобретение ядерного оружия едва не погубило цивилизацию. В итоге неумолимые социальные законы и рост сознания людей, по Ефремову, привели к установлению вселенской коммунистической общности свободных от любой формы гнета людей, объединенных творческим трудом, научным познанием и переустройством жизни на научной основе. Переустройство мира на коммунистических основах в условиях стремительного роста населения планеты, усложнения управления производством и потреблением в сочетании с требованием обеспечить каждого всем необходимым повлекло за собой необходимость воспитания строгой общественной дисциплины и сознания.

В последнем изречении среднее и старшее поколения узнают взятую из устава КПСС "триединую задачу построения коммунизма”: создание материально-технической базы коммунизма, удовлетворение возрастающих разумных потребностей и воспитание нового человека. Кстати, не так уж и глупо, как теперь выясняется, но здесь интересно другое...

* * *

Через тридцать с небольшим лет после написания "Туманности Андромеды” построение коммунизма провалилось, и сейчас человечество движется в противоположном направлении; арсеналы ядерного оружия радикально сокращены и продолжают уменьшаться; социалистическая система рухнула, как считается, из-за своей крайней экономической несостоятельности. Все перечисленное считается величайшим благом для человечества, спасением цивилизации и преддверием "светлого будущего”, но уже не коммунистического, а потребительского образца под лозунгами свободы и демократии. Также это считается подтверждением, с одной стороны, глубокой порочности и преступности коммунистической утопии, а с другой — правильности и благородства товарно-денежного частнособственнического капитализма в современной, информационно-глобально-постиндустриально-потребительской редакции.

Но вот прошло почти двадцать лет с момента развала социализма и более полувека после написания ефремовской утопии — и цивилизация попала в очередной тупик, а взгляды начинают радикально изменяться. Теперь очевидно, что никакого социализма в СССР не было. Вообще, что такое "социализм”, сейчас еще менее понятно, чем в начале ХХ века, но тотальную государственную собственность, особенно в условиях сталинского фашизма, нельзя считать социализмом, который, исходя из самой этимологии, означает власть общества, а не государства, партии или узкой фашистской клики. Со временем фашистский режим СССР перерос в реакционно-полицейскую, довольно либеральную систему, которая на основе госкапиталистического накопления периода сталинского фашизма пошла по пути предоставления обширных социальных гарантий. Теперь стало понятно: по глубине, масштабу и социальной справедливости эти гарантии, даже с оговорками на качество и злоупотребления, не имели, не имеют и едва ли в ближайшее время будут иметь аналоги в мире, за исключением небольших стран Скандинавии. Впрочем, к идеалу коммунизма эти "социальные частности” особого отношения не имеют.

"Система социализма” упала отнюдь не только из-за экономической неэффективности. Нынешний глобальный кризис показывает, что "система капитализма” еще более неэффективна. Это не просто экономический кризис, это тупик самой цивилизационной парадигмы, основанной на товарно-денежном обмене, удовлетворении бесконечного роста потребностей в конечном объеме социума и планеты. Несмотря на умничанья олигархов разных стран, VIP-персон и прочих "экспертов” о социальной ответственности капитала, никто не знает выхода из этого тупика, грозящего планетарной катастрофой. Примерный путь можно найти в утопиии Ефремова, которая не столь утопична, как это кажется, но для ее реализации требуется высочайшее напряжение физических и психических сил, а в цивилизации, основанной на гедонизме, это почти невозможно.

"Социализм” упал прежде всего под грузом вскрывшихся инфернальных преступлений сталинизма. Где-то в 1970-х гг. стало очевидно, что надежды, из-за которых было пролито столько крови, не оправданы и никакого "коммунизма” не будет. Кроме всех известных трагедий "коммунистического эксперимента”, есть одна, на которую не обращают внимания: дискредитирован единственно возможный конструктивный путь цивилизации, который реально заменить нечем, что подтверждает откат назад, к так называемому демократическому капитализму, приведшему цивилизацию к нынешнему кризису, а падение "социализма” почти 20 лет назад лишь несколько оттянуло этот кризис.

С падением "социализма” сошло на нет идиотское термоядерное противостояние двух систем, арсеналы оружия значительно сократились, и мир, на первый взгляд, стал более безопасным. Но это только на первый взгляд... Угроза вселенской войны далеко не устранена, а ядерное оружие "расползается” по многим странам с весьма неадекватным менталитетом вождей и толпы, что делает сегодняшний день где-то даже более опасным, чем времена противостояния США и СССР. Хотя конфликт двух систем ушел в прошлое, но разделение мира на противостоящие анклавы лишь углубляется, а взгляды некоего Хаттингтона о "войне цивилизаций” пользуются популярностью в свете исламского экстремизма. Находит подтверждение "мир-системная” теория Валлерстайна, согласно которой в глобальной системе капитализма "ядро” неплохо живет за счет эксплуатации ресурсов "периферии”, в результате чего между ними нарастают критические противоречия с последующими глобальными социальными катаклизмами.

Рыночно-демократический капитализм оказался фикцией. Вопреки разговорам либералов о свободе предпринимательства реально капитализм идет по пути вытеснения массовой частной собственности и массовой деловой активности монополистическим капиталом, который срастается с государством. В пределе капитализм стремится к государственно-капиталистической экономике советского образца, и уже сегодня крупные корпорации Запада и азиатских "тигров” мало чем отличаются от советских "министерств и ведомств”. С монополизацией экономики идет и монополизация социально-политической и прочих сфер жизни, но в "развитых странах” это делается "цивилизованными” методами — не репрессии, как в СССР, а путем экономического и психологического манипулирования. Манипулирование — принцип действия "массового общества потребления”, основанного на создании новых потребностей, часто чрезмерных и противоречащих самой природе человека, что в психологическом аспекте ведет к наркотической зависимости, а в экономическом — к кредитной кабале, которая во время масштабных кризисов ставит на грань существования миллионы поддавшихся кредитной истерике. Нынешнее массовое общество с оболванивающими СМИ, шоу и масскультом превратилось в патологически манипулируемое стадо.

Здесь мы подходим к расхожему заблуждению, которым поначалу грешил и Ефремов: дескать, с освобождением от социально-экономического гнета, при условии образования материального благополучия, люди станут сознательными, создадут справедливое общественное устройство, объединят усилия в созидательном творческом труде, познании и преобразовании мира. Несмотря на многие, часто вопиющие противоречия, в "развитых” странах уже никто никого особо явно не "угнетает”, все сыты и одеты, якобы образованны, имеются широкие политические и социальные права, наука вроде бы развивается... Но это не привело к особому росту сознания толпы, тем более осознанию своего места и предназначения в мире. Элементарная социальная справедливость стала еще более недостижимой, особенно в глобальном масштабе. Наука все больше отвращается от познания мира, вырождаясь в высосанную из пальца "гуманитарщину” и пустую болтовню. Образование все более превращается в "попсу”, коммерческую шелуху и все ту же болтовню, когда официанты и парикмахерши козыряют дипломами о высшем образовании и даже научными степенями!

С устранением террора и принуждения современный человек, даже в так называемом развитом и свободном мире, реально не стал свободным. Массовый индивид превратился в винтик огромного социального механизма, этот винтик должен вращаться без трения и занять "престижную” ступеньку в социальной иерархии, иначе жизнь не удалась, и ты — лузер. Человек превратился в раба своих же собственных злокачественных страстей, совладать с которыми он не в состоянии.

При чтении "Туманности Андромеды” складывается впечатление, что Ефремов идеализирует род людской и предается утопическим мечтаниям. Похоже, со временем он понял свои ошибки и решил их исправить в антиутопии "Час Быка” и некоторых статьях. В позднем творчестве Ефремова оптимизма вообще заметно поубавилось...

Мифическая планета Торманс в "Часе Быка” несколько тысяч лет назад была заселена якобы землянами, бежавшими на нескольких космических кораблях с Земли от угрозы надвигавшейся мировой термоядерной войны, которую якобы удалось предотвратить... Здесь фантастика заканчивается, и дальнейшие события на Тормансе соответствуют сценарию, по которому с тупым упорством продолжает идти земная цивилизация, уготовившая себе неминуемую погибель, если, конечно, срочно не одумается.

Волею судьбы переселенцы попали на пригодную для жизни, цветущую и незаселенную планету. Осваивая ее, они повторили завоевание Америки, но на гораздо более высокой технической основе и без столкновений с местными "индейцами”. Бурная деятельность цивилизации привела к уничтожению лесов, заражению почвы, воздуха, морей и рек, к нехватке энергии и воды. Огромные пространства стали непригодными для жизни. Зато разрослись, как раковые опухоли, шумные и зловонные мегаполисы, в которых скучилось размножившееся население. Города заполнены до отказа ревущим и чадящим транспортом, истерически суетящимися и галдящими толпами.

Духовная жизнь подавляющего большинства сведена к телевидению. Телепрограммы уделяют ничтожное внимание науке, искусству, истории, философии. Они заполнены фильмами об освоении, вернее, разграблении планеты, наподобие "вестернов”. Популярны также спортивные соревнования и выступления "звезд”, собирающие огромные ревущие толпы. Спортсменами и "звездами” выступают ограниченные, тупые люди, которые все время посвящают тренировкам узкой специализации. Толпа, слабая физически и духовно, молится на своих кумиров. Отпечаток узкого профессионализма лежит на всей жизни планеты, сужая кругозор и обедняя эмоции вплоть до морального уродства. Словом, копия нынешней земной цивилизации, но есть и особенности...

Развитие цивилизации на планете Торманс привело к крайнему обострению социальных противоречий. Цивилизация разделилась на две враждующие империи, между которыми вспыхнула мировая война. Война окончилась Веком Голода и Убийств, когда воцарились жестокость, насилие и анархия. На смену анархии закономерно пришел фашизм в виде единого всепланетного государства. Фашистский режим обеспечил стабильность, рост экономики, потребления и уровня жизни за счет катастрофически убывающих природных ресурсов. Социально-экономической основой строя является сросшийся с государством олигархический капитализм, который, по Ефремову, не особо отличается от "государственно-капиталистического лжесоциализма” китайского или советского образца.

Здесь приведем одно любопытное наблюдение. Вопреки расхожей "либералистической” болтовне о благотворном влиянии свободно-демократического рынка на развитие экономики и рост благосостояния исторические факты говорят скорее об обратном: именно авторитарные, даже фашистские режимы часто обеспечивают максимальные темпы экономического развития. Режимы Гитлера и Сталина обеспечили небывалый рост производительных сил; гитлеризм, в отличие от сталинизма, за считанные годы после Великой депрессии умудрился обеспечить в Германии один из высочайших на то время уровней жизни. Фашизоидный режим Пиночета сделал Чили самой развитой страной Латинской Америки, правда, при поддержке США. Бурное развитие азиатских "тигров”, включая Японию, Южную Корею, Тайвань, обеспечивалось авторитарно-корпоративными режимами, а современный Китай с его тотальной капиталистической модернизацией под красным флагом с якобы коммунистическими лозунгами — это вообще фантасмагория... Причина банально проста: в отличие от "базарной демократии”, когда каждый в своем углу делает "маленький бизнес”, тотальная авторитарная иерархия путем манипуляций, экономического или силового принуждения направляет толпу на решение конкретных задач под лозунгами демократии, коммунизма, реваншизма, нацизма, солидаризма, корпоративизма, "свободного мира” или чего-либо еще — главное, чтобы эти лозунги были общезначимыми, уходили своими корнями в общечеловеческие или этнонациональные содержания коллективного бессознательного, были пригодными для мобилизации энергии и рационализации иррациональных психических импульсов масс. Не следует забывать о стремлении к сытой спокойной жизни и злокачественных страстях типа алчности. Модные нынче действия Рузвельта во время Великой депрессии были далеки от либерализма: или работай за миску супа и доллар в день, или подыхай с голоду! Наконец государственно-корпоративная иерархия США имеет мало общего с декларируемыми свободой и демократией.

Таким образом, либерализм — это красивый лозунг, который реально нигде и никогда не может быть реализован в принципе. Либерализм — даже большая утопия, чем коммунизм. В идеале коммунизм ставит задачу не только переустройства социальной системы, но и создания некоего "нового”, совершенного человека. Либерализм же видит достижение социального идеала путем манипулирования инстинктами и низменными страстями с постановкой их в некоторые рамки через правовую систему. То есть задачу коренной смены психологии массы либералы не ставят, и здесь коренится принципиальная ошибка, ибо человечество в современном виде и вся цивилизация в нынешнем понимании будущего не имеют!

Вернемся на планету Торманс, где правит тоталитарная клика, а потому еще одной важнейшей темой местных средств массовой информации является освещение и прославление деятельности Совета Четырех, куда входят "верховный правитель планеты” и его ближайшие подручные, опирающиеся на идеологические органы и спецслужбы. Считается, что это отличительная черта тоталитаризма, но знакомство с некогда вожделенной "западной демократией” приводит к иным выводам. В отличие от Совдепии, мусульманского фундаментализма и других вариаций на тему авторитаризма, у "демократов” свободы в СМИ вроде бы больше, но какая-то она извращенная... Наряду с массовыми развлекалочками типа "джаза, бокса и секса” имеет место столь же огульная политическая трескотня политиканов, заседающих в "конгрессах”, "комиссиях” и "комитетах”, а основной смысл их словоблудия сводится к тому, как бы это сделать несправедливый мир более безопасным и комфортным для представителей буржуйства, сиречь "среднего класса”, стран "развитых” за счет "неразвитых”, но желательно так, чтобы "недоразвитые” не возмущались, а считали, что это так и надо — "вкалывать” на буржуя из "золотого миллиарда”, основными интересами которого являются телевизор, потребление, бордели, наркотики...

Без смены уродливой психологии массы абсолютно бессмысленной являются смена правящих классов и "элит”, замена "капитализма” на "социализм”, "тоталитаризма” на "демократизм” и прочее. На выходе все равно будет очередная форма морального уродства в массовом масштабе. Начальница экспедиции землян, историк Фай Родис говорит: "Толпа и властитель — диалектическое единство противоположностей, отдельно они не существуют”. На что "верховный правитель” планеты Торманс по имени Чойо Чагас, будучи довольно неглупым парнем, справедливо отвечает: "Это люди, с которыми можно сделать все что угодно!.. Надо только применять старый... прием — восхвалять их. Кричите им, что они велики, прекрасны, храбры и умны, и они позволят вам все. Но попробуйте назвать их тем, что они есть на самом деле: невеждами, глупцами, тупыми и беспомощными ублюдками, и рев негодования заглушит любое разумное обращение к ним”.

Ефремов приводит свою версию известной мысли: усложнение общества, создавая более комфортную жизнь, делает человека более слабым и менее развитым. Человек прошлого умел самостоятельно построить жилище или корабль, обращаться с конем, повозкой, оружием. Нынешняя идиотская тенденция к узкому профессионализму делает человека пассивным потребителем, полностью зависимым от социальной системы. На смену первобытному человеку, обуреваемому предрассудками, цивилизация породила современного массового индивида, обуреваемого психоневрозами и фобиями. Людям урбанистического общества присущ сознательный и неосознанный страх остаться без работы, пищи, воды, жилья, ибо люди не знают, как добыть все это не из рук социальной иерархии. Отсюда просто истеричная тяга к бесконечному накоплению, потреблению, развлечению, зависть и стремление выделиться из общей массы любой ценой.

Наука мифического Торманса больна теми же злокачественными язвами, что и наша современная наука. Вместо постижения целостного мира происходит раскол познания и сознания (шизофрения) на множество мелких наводящих скуку фрагментов, под которым хоронится знание вообще. Бессмысленное наукообразие часто вокруг надуманных проблем не приближает к истине, а удаляет от нее, служит продвижению их авторов в абсолютно идиотской научной иерархии. Один из героев "Часа Быка” высказывает мысли самого Ефремова: "Наука не знает и не может знать всей необъятности мира. И вера в то, что она уже нашла решение всех проблем, приведет к катастрофе. Так могут думать лишь ослепленные догматизмом или некритическим энтузиазмом люди. Ни одно из открытий, ни один из величайших законов не окончательны”. Действительно, современная наука, страдающия клиническими проявлениями поверхностно-логического рационализма, линейной причинности, позитивизма и картезианского догматизма, ведет даже не в тупик, а в пропасть, к самоуничтожению цивилизации.

По аналогии с Тормансом, поведение современной цивилизации свидетельствует о полной потере смысла жизни, когда морально-психологический стержень массы выродился, и цивилизация хаотично существует со "сбитой” ментальной программой.

Ефремов пытается решить проблему, которая давно мучает лучшие умы "всех времен и народов”: почему, даже достигнув достаточно высокого уровня в технике и потреблении, цивилизация так и не приблизилась к реализации своего высшего предназначения, а находится на грани самоуничтожения?

Для объяснения Ефремов использует понятие "инферно” (с латыни "нижний, подземный”, "ад”). Основным его свойством является безысходность. Знаменитый естественный отбор — это самое яркое выражение инфернальности, метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несметное количество раз. Каждый "бросок” уничтожает миллионы жизней, погибающих в страдании и безысходности. Отбор формирует и направляет эволюцию в направлении наибольшей свободы и независимости от внешней среды, что ведет ко все более напряженной психической деятельности и опять-таки к увеличению страдания и безысходности. Происходят умножение недозрелого и гипертрофия однообразия. Человек как существо мыслящее попал в двойное "инферно”. Ему сначала казалось, что он спасется от страданий бегом обратно в природу (например, мечты о Рае в религии). Позднее наука выяснила, что инферно для души — это плен первобытных инстинктов, подсознательно держащих человека, который думает, что он — индивидуальность. Развитие сильных аппаратов власти часто лишь усиливает инфернальность и ведет к самоизоляции социальной структуры в попытке отгородиться от остального мира. Правители Торманса долго отказывались вступать в контакт с землянами и всячески скрывали их существование от своих подданных именно потому, что это неизбежно влекло за собой значительное расширение мировоззрения, ломку стереотипов, расширение знаний и угрозу правящему классу. Похоже, поэтому давно ведутся разговоры о том, что на "тайных базах” КГБ и ЦРУ спрятаны останки "летающих тарелок” и "инопланетян”, но никто никогда этого не видел, хотя, казалось бы, чего проще — показать "секретные файлы”, если они существуют, широкой общественности, а не делать из этого "страшную тайну”...

Ефремов видит прогресс общества в переходе от инстинктов — к самосовершенствованию, от анархизма, вожделений и разболтанности — к разумному самоограничению, даже аскезе, дабы сосредоточиться на познании и преобразовании мира.

Поднимая эту тему в "Часе Быка”, писатель называет творца этой теории — ученого Эры Разобщенного Мира по имени Эрф Ром с явным намеком на Эриха Фромма (1900—1980), который действительно высказывал подобные, но не совсем такие мысли. Похоже, Ефремов кое-что знал о взглядах Фромма, но не сумел познакомиться с его идеями детально, ибо один из лучших марксистов ХХ века Эрих Фромм был под запретом в "стране поголовного марксизма”, а фундаментальная его книга "Анатомия человеческой деструктивности” появилась уже после смерти Ефремова.

"Инферно” писателя в целом соответствует "иррациональной деструктивности” по Фромму. Фромм различает "инстинкты” и "страсти”: инстинкты имеют животную основу, страсти коренятся в характере и имеют психосоциальную основу. У человека есть два вида агрессии. Первый, общий для людей и животных, — это оборонительный "доброкачественный” вид, который заложен в филогенезе, служит выживанию вида и рода, затухает при исчезновении угрозы. Другой — "злокачественная” жестокость и деструктивность — есть только у человека, отсутствует у животных, не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению, не имеет никакой цели, кроме удовлетворения иррациональных страстей. Человек — это убийца, который без разумных причин мучит и убивает соплеменников и находит в этом удовольствие! Звери на такое не способны, у них на это... "ума не хватит”! Агрессивность человека объясняется не звериным инстинктом, а тем, что отличает его от зверя. Инстинкты дают однозначную, рациональную программу. Цель оборонительной агрессии зверя — не разрушение, а сохранение жизни; если она достигнута, агрессия исчезает. У людей инстинкты слабы. Их заменяет разум, но он дает неоднозначную программу. Оборонительная агрессия у людей намного сильнее: человек предвидит угрозу, преувеличивает ее, может уверовать в мифическую угрозу, планировать встречную, часто бессмысленную агрессию. Человек может жить только в психическом равновесии, и идеи, которые ставят под сомнение ориентацию, мотивацию, объект поклонения, воспринимает как угрозу. Но разум сильно осложняет жизнь. Человек — это единственное животное, которое не только знает объекты, но и понимает, что он это знает. Он осознает свое отчуждение от враждебного мира, бессилие, неведение, неизбежность смерти. Грехопадение — превращение твари в человека через осознание себя. Человек не может вернуться под защиту утробы, в животное состояние гармонии с природой. Нарушение физических связей с миром ведет к экзистенциальным потребностям в психических связях. Их можно удовлетворить творчеством, стремлением к справедливости, независимости, правде, а можно — нарциссизмом, ненавистью, садомазохизмом, деструктивностью. Объединяясь вокруг лидера, государства и т.д., люди становятся подчиненными и боязливыми. Товары и развлечения делают человека жадным и неудовлетворенным. Свобода — это благо лишь при созидательной реализации, иначе страх перед ней ведет к авторитарному мазохизму тоталитарных обществ или приспособленчеству "развитых демократий”. Потребность в воздействии на мир требует познания и преобразования мира, но часто ведет к подавлению других (садизм) и разрушению окружающего мира (деструктивность). Здесь корни того, что цивилизации как психической общности даже при достаточно высоком уровне техники и благосостояния постоянно грозят застой, сползание в регресс, быстрое или медленное самоуничтожение.

* * *

Таковыми были взгляды Ефремова о темных "гранях будущего”. Автор этих строк несколько дополнил их своими представлениями о причинах наиболее пока вероятного деградационного, даже катастрофического сценария развития земной цивилизации, который неумолимо приведет человечество в пропасть или на помойку, созданные самим же человеком.

Возвратимся к светлым "граням будущего” Ивана Ефремова, который все же старался быть оптимистом, изображая впечатляющие картины действительно "светлого будущего”, посвященного не развлечениям и удовольствиям, а самоотверженной борьбе людей за все новые и новые знания о бесконечной Вселенной...

Александр КАРПЕЦ




Источник: http://www.svoboda.com.ua/index.php?Lev=archive&Id=4808
Категория: Философия Ефремова | Добавил: makcum (14.12.2011) | Автор: Александр КАРПЕЦ
Просмотров: 1992 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 Mehkova • 21:25, 23.04.2016
отвратительная  статья. человек  написавший  её  слабо  знаком  с  теорией  коммунизма  в принципе  и с  видением  будущего в  рамках  этой  теории  Ефремовым И А . да  автор  почитал  книги  этого  великого  мыслителя ,  но  всю  глубину и  органичность  выводов  Ивана  Ефремова  по  развитию  человеческой  цивилизации  явно  не осознал. (может быть   масштаб  мышления  несколько  мал!!!?)  очень  разочаровывают  в  этой  статье   частые  упоминания  о  том что  результаты  многолетних  исследований    великого  учёного  выразившиеся  в  двух  самых  значимых  книгах (Туманность Андромеды; Час  Быка)  утопичны  и  бесперспективны.  Это  выглядит  тем более  абсурдно  на  фоне  происходящих  изменений  человечества  в  начале  21 века.  Сейчас  человеку  не интересующемуся  наверняка  покажется  что кризис  социальных  взаимоотношений  в  нашем  обществе (неважно в  какой стране  мира или его  части)  непреодолим и  некоторый  "откат"  к  буржуазному прошлому  просто необходим   для  нового  старта  развития. Это ошибка!!!!  Ошибка  фатальная!  Общество  развивается  непрерывно и поступательно  ,  возвращение  в  прошлое  невозможно..... прошлого  нет  , это  исчезающие  воспоминания.  Развитие  общества  прямолинейно  и  непрерывно  но  при  этом  может  иметь  спиральную  структуру  а  разуму  смотрящему  со   стороны  будет  казаться  чередой  графических  отклонений  от  некой  линии  развития.  Такая  линия  умозрительна  а вот  "качания"  маятника  человеческого  развития  ,  из  крайности в  крайность  объективны. И сейчас  мы  находимся  на  одном  из  пиков (если  смотреть со  стороны)  , а  значит  неизбежность  движения  человечества к  обществу  с  социально справедливой  государственной  структурой  бесспорна.  Именно  это  описано  в  книгах  И Е  общество  описанное  в  Туманности Андромеды   столкнулось с  внешними  мирами  и  это было именно  столкновение , были  конфликты. Такоё  стало возможно  в  следствии  изобретения  передвижения  в  тормас. И  общество  изменилось , оно приспособилось.... оставаясь коммунистическим  по сути  стал  цениться  индивидуализм  и  инициатива ,  а  ограничителем  для  этих  качеств  стало  воспитание.  Автор  статьи  ошибается ,  не  произошло  внезапного  перехода  к коммунизму,  движение  поступательно  и  такой  переход  был  эволюционным ,  а  так  же  следствием  медленного  повышения  самосознания  социума.  Результатом  стало  общество  где  нет  мест  для  человека , нет  привилегий  и  возможности  родителей  создать  для  своего  ребёнка  "лёгкого"  будущего.  От  каждого  по  способностям ,   каждому  по   потребностям.  Бред  написанный  в  статье  о  утопичности  описанного  И Е  будущего  , тем  более  очевиден  в  свете  фактов.  И Е  не  ошибался .....им  описаны  десятки  событий  , научных открытий ,  событий.  Чем  не провидец???!!!!!! И  это не  шаман  в  рваных  одеяниях!  Это  метр  науки!!!  А  значит  его  выводы  очевидны  и  безусловны.  Мы  просто  читаем  то  что  будет  и  такое  будущее  обязательно  ,  иного  не  может  быть. Ведь  маятник  обязательно  качнётся!!!!!!!!!!! Как  же  И Е  недооценён  у нас!!!! Какие  мы глупцы!!!  Ищем пути  развития  в  писанине  эмоционально и  умственно  не  здоровых  людей!!  Я  и  сам  бы  хотел  пожить в  будущем  И Е!!!))))))))))))))))
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [81]
Философия Ефремова [71]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [11]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Важное ]
  • Статьи Максима Михайлова:
  • Разное:

  • [ Литературные последователи Ивана Ефремова ]
  • Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»: Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»
  • Повесть «Парус» на немецком языке («Der letzte Flug der Parus», перевод - Герд-Михаэль Розе)
  • Der letzte Flug der Parus

  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»

  • Произведения Андрея Константинова:

  • [ Друзья сайта ]
  • Нооген Нооген
  • TES
  • TES
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
 вкус! Crazy-Chess.ru

    [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Свобода внутри нас © 2024