Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Философия Ефремова

Иван Ефремов: «Когда поколения, привыкшие к честному образу жизни, вымрут, произойдет величайшая катастрофа в истории»

Иван Ефремов: «Когда поколения, привыкшие к честному образу жизни, вымрут, произойдет величайшая катастрофа в истории»


ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ В ДЕТАЛЯХ ПРЕДСКАЗАЛ НЫНЕШНЮЮ КАТАСТРОФУ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕЩЕ ПОЛВЕКА НАЗАД

5 октября исполнилось 40 лет со дня смерти Ивана Антоновича Ефремова. Его мысли не только не устарели, но, напротив, только сегодня их смысл начинает осознаваться по-настоящему. 50 лет назад Ефремов ясно видел, куда заведет человечество тенденция к безудержному потреблению и оглуплению населения для навязывания ему все новых и новых товаров и облегчения управления им. По Ефремову, цель человечества как творения Вселенной — самопознание Вселенной, и если человечество не выполнит эту роль, оно будет уничтожено ходом естественного отбора.

460-ефремов.jpg
Иван Ефремов - великий русский (советский) писатель, ученый-палеонтолог и оригинальный мыслитель, намного обогнавший свое время

ЧЕМ БОЛЬШЕ ОБСКУРАНТИЗМА, МИСТИКИ И БЕСЧЕСТЬЯ — ТЕМ БЛИЖЕ К КАТАСТРОФЕ

Еще в далеком 1969 году Ефремов писал: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности».

Утверждение уже самодостаточное и заставляющее задуматься, но Ефремов добавляет в следующем предложении: «Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения».

Действительно, если мы внимательно посмотрим в историю, обращая внимание на периоды взлета цивилизаций и их падения, то сможем увидеть многочисленные подтверждения этого утверждения.

Взять хотя бы самый яркий и широко описанный пример — Римскую Империю. Пока Рим был объединен единством интересов и ценностей, он был успешен и непобедим. Но когда внутри самого Рима начинается расслоение (имущественное, правовое, ценностное), когда он погрязает в роскоши и личные интересы отдельных граждан и групп становятся важнее интересов Рима, — он фактически начинает пожирать сам себя. Ведь последнее время его существования он уже не развивался, а все усилия его «достойных мужей» сводились не к преумножению его славы и благополучия, а к междоусобной борьбе за власть, деньги, славу и должности. И без вторжения Аттилы такой Рим был уже обречен, варвары просто нанесли ему «удар милосердия», оборвавший агонию.

То же самое можно видеть и в случае империй ацтеков, Византии, Древнего Египта и многих других — основными причинами их падения являлись вырождение элит, декаданс, упадок нравов, разобщенность и внутренняя борьба. Лев Гумилев приводит массу примеров этого, называя это время «фазой обскурации».

Ефремов указывает на некоторые характерные черты упадочного общества: «Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны».

Массовая некомпетентность нашего времени уже привела к так называемому эффекту Даннинга-Крюгера, когда «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».

И у нас, и в «развитых странах» исследователи фиксируют массовый рост всевозможных суеверий, магического мышления, wishful thinking. Все больше людей руководствуются своими предубеждениями (убеждениями, полученными в раннем детстве, в дологический период восприятия, когда все некритично принимается на веру).

Настоящая нравственность предполагает в качестве обязательного условия осознанность, а не слепое следование ритуалам и традициям. Впрочем, Николай Бердяев и Серафим Саровский это задолго до меня гораздо лучше описали.

«Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики», —  писал Ефремов.

Мои учителя говорили: «Дух всегда побеждает технологию». Сначала я с этим спорил, поскольку высокие технологии могут дать кратковременное преимущество даже аморальной и низко мотивированной армии. Но примеры Афганистана и Ирака показывают, что моральный дух мусульман выше, и их осознание собственной правоты приводит к тому, что американцы оказываются бессильны поработить их и вынуждены спешно выводить свои войска, которые не понимают смысла этих войн (о чем можно судить из многочисленных публикаций в американских военных журналах и форумах).

«ПРОЦВЕТАЮТ ПРОИЗВОДЯЩИЕ НАРОДЫ»

«Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?» — писал Ефремов.

Адам Смит говорил: «Процветают производящие народы». И действительно, рассматривая теорию денег, мы можем видеть, что количество денег вторично (хотя это не всегда очевидно), гораздо важнее – наличие товаров, которые можно за эти деньги купить. В этом плане всяческие «постиндустриальные экономики» потерпели крах — сейчас весь развитый мир говорит о необходимости новой индустриализации.

Но цитирую американского аналитика Джеймса Канцлера: «В Америке нет ни средств, ни воли для создания больших инфраструктурных проектов. Тут бы существующей инфраструктуре не дать развалиться. Американская транспортная инфраструктура была создана в основном в 1930-е годы во времена Новой политики Франклина Делано Рузвельта. Последние крупные работы проводились во время «Великого общества» президента Линдона Бэйнса Джонсона в 1960-х. Половина мостов в США — в аварийном состоянии, большинство дорог — в плохом состоянии. По сравнению с Европой, Японией или Китаем американская инфраструктура выглядит провинциальной и запущенной. Большой бизнес не проявляет к ней никакого интереса. Финансовый сектор стал сердцевиной американской экономики. 40 процентов корпоративных доходов приходят от банковского дела и биржевых операций. По сути, это куда больше 40 процентов. Ведь жилищный сектор, по сути, тоже зарабатывает не на продаже домов, а на ипотечных ссудах. Да и автомобильный бизнес торгует не автомашинами, а ссудами на автомашины».

Аморальность современной экономики в том, что она поставила во главу угла не создание материальных благ, а получение прибыли как самоцель. В особенности в финансовом секторе, который перестал обслуживать нужды реального сектора экономики, а превратился в «вещь в себе», фактически никак не связанную с реальной экономикой и производящую «прибыль» из воздуха (и при этом получающую гораздо более высокие доходы, чем производители).

Про сознательное торможение развития технологий в энергетике, транспорте, медицине и других отраслях можно вообще писать целые тома. Такой образ действий вытекает из самой логики капитализма, ориентированного на минимизацию расходов, максимизацию прибылей и стимулирование рынков, а не на удовлетворение нужд людей.

Ефремов писал ещё в 1971 году: «Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».

Через 20 лет после этих слов, в 1991 году, разрушили Советский Союз. Разрушили во многом именно из-за жажды «легких денег», а также из-за падения престижности Человека Труда. Хозяевами жизни стали спекулянты, бандиты, мошенники. «Инженер» стало ругательством, «рабочий» — признаком неудачника-лоха.

«Хорошими делами прославиться нельзя» стало доминирующим императивом общественной жизни, порождая «Потапа и Настю Каменски», «Дом-2», сотни тысяч проституток, рост преступности, моральную деградацию и прочие прелести современного либерализма.

Сейчас в результате этого у нас жесточайший кадровый дефицит, когда в стране полно престижных юристов, экономистов и менеджеров по продажам, но днем с огнем не найдешь грамотного фрезеровщика, сварщика или сантехника.

Про унификацию человечества под одну гребенку в результате глобализации и без меня много сказано. Интернационализм левых стремился к мирному сосуществованию различных культур, правый либерализм (неоконы) предлагает их обезличивание в неких общечеловеков, «разделяющих» навязанные западом «ценности либеральной демократии».

56.jpg
Журналист Александр Роджерс: «Всё собирался написать статью о морали, но никак не мог придумать, что сделать её центральной мыслью. Но затем мне попались выдержки из личной переписки известного советского писателя-фантаста Ивана Ефремова, и всё стало на свои места»

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫМРЕТ, ЕСЛИ НЕ РЕШИТ ЗАДАЧУ ПОЗНАНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Ефремов: «Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику — это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п.»

Удовлетворяться должны естественные потребности человека, а не раздутые рекламой и потребительством завышенные искусственные запросы. Недаром понятие меры долгое время было одним из ключевых в средневековой европейской философии, определяющим повседневное поведение всех слоев и сословий.

Ефремов: «Единственный выход — в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными».

Формула Линдона Ларуша в этом вопросе — минимум на роскошь (в идеале вообще без нее), максимум на развитие (повышение энергопотока системы).

Но самоограничение только тогда будет справедливым, когда ограничивать себя будут все без исключения субъекты экономики. А когда по сегодняшним либеральным стандартам «строгая экономия» относится только к бедным и производящим слоям населения (что в большинстве случаев одно и то же), а бездарный топ-менеджмент, приведший мировую экономику на грань краха, только увеличивает свои доходы, — это может и должно стать источником возмущения и революций. Уже становится! Впрочем, как и дорогие квартиры, машины и часы у монахов…

Ефремов: «…понимание того, что разумные существа — инструмент познания вселенной самоё себя. Если понимания этого не произойдет, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как неприспособленный/неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле). Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики».

Главный вопрос человечества: «Камо грядеши?» Если не наполнять ежедневно жизнь высшим смыслом, то человечество (и отдельные его представители) ничем не будет отличаться от бактерий или глистов, паразитирующих на теле планеты. И в какой-то момент нарвется на ту или иную форму «антибиотика» с ее стороны.

Ефремов: «Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. — это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора».

Это Ефремов еще не видел золотые унитазы — вот где настоящие комплексы по поводу микроскопического размера своего полового члена…

Ефремов: Единственный путь преодоления этого комплекса — через всестороннее понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000 лет практикуется в Индии и Тибете. Ergo обучение и воспитание должно начинаться с обучения психологии как истории развития человеческого сознания и истории как истории развития общественного сознания. Физика, химия, математика — обязательные, но далеко не достаточные дисциплины для сознания современного человека с его огромной плотностью населения и, как следствие, плотностью информации, с неизбежной промывкой мозгов, необходимым для поддержания текущего социального устройства».

За последующие 40 лет плотность населения, плотность информации и сила промывания мозгов выросли в разы. Психология коммерциализировалась, а история стала инструментом этого самого промывания мозгов.

Пока критичность мышления и глубокая осознанность поведения не будут массовым явлением, ни о каком прямом народовластии не может быть и речи. Поубивают же друг друга…

ИДЕАЛ ЛИБЕРАЛА — БЫДЛО, КОТОРЫМ ЛЕГКО УПРАВЛЯТЬ

Ефремов: «Дать подростку 12 - 14 лет представление о самом себе как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей».

Мещанство и потреблядство с тех пор только усилилось в разы. Для среднестатистического обывателя «духовное развитие» — это пустой звук. А популистские «демократические» политики не тянут сознание масс ввысь, а потворствуют их самым низменным инстинктам — быдлом проще управлять, а на страстях и жадности проще заработать.

Американские авторы открытым текстом пишут, что идет сознательное отупление населения, поскольку «умные меньше склонны к бездумному потребительству (меньше покупают) и не поддаются воздействию рекламы и пропаганды».

А Богоподобный Человек должен, обязан быть Творцом. Иначе он попросту никак не оправдывает своего существования перед Вселенной.

Ефремов: «За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность, зависть и стремление к легким деньгам и вещам».

Социальная революция опередила революцию в сознании, что и привело в результате к откату назад. А выродившаяся бюрократия уже не была заинтересована в формировании «человека нового типа», ницшеанского «сверхчеловека», а вполне сознательно выращивала потребителей для удовлетворения своих целей.

То же самое ждет все эксперименты по уничтожению государства (или другим преобразованиям общества), которые не озаботятся перед этим изменением ценностей и мышления масс. В том, что ценности и массовое сознание успешно инжинирятся, уже нет никаких сомнений. Но для успешной деятельности в этом направлении нужен длительный переходный период, сопровождающийся «диктатурой прогрессоров» (хотя бы в противовес сегодняшней либеральной диктатуре, объявившей свою убогую идеологию единственно правильной).

Ефремов: «То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящие черствых и косных выпускников, начисто лишенных любопытства, чего не было еще 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики — «зубрилы», начисто лишенные творческого мышления. Они попадают в вуз, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишенные целостного представления об устройстве мира».

Болонская система отупляет и убивает фантазию (абстрактное, дивергентное и критическое мышление, в частности) еще эффективнее. Если пятилетний ребенок может придумать около 200 различных нестандартных способов использования одного предмета, то выпускник современного вуза с трудом назовет четыре-пять таких способов. Такое «образование» делает из человека робота, действующего по строго заданному алгоритму «Работай, потребляй, сдохни». И сознательность масс при таком раскладе с каждым годом будет не расти (как надеются мои утопичные левые коллеги), а неизбежно снижаться, примитивизируясь.

«ЛЮБОЕ ОБЩЕСТВО, КОТОРОЕ ОТРИЦАЕТ ЛЮБОВЬ, ОБРЕЧЕНО НА РАЗРУШЕНИЕ»

Современное либеральное общество, «победившее» почти во всем мире, саморазрушительно. Поскольку ставит частное (личное, корпоративное, групповое) благо выше, чем общественное. Что аморально и безнравственно.

И, в конце концов, глупо, поскольку рассматривает индивидуума в отрыве от системы, социума, мира, макрокосма. А ни одно человеческое существо не может пребывать в благе при неблагополучии окружающей среды — тем или иным способом среда заставит его ощутить на себе последствия своих проблем.

Как писал Эрих Фромм: «Любое общество, которое отрицает любовь, обречено на разрушение». А капитализм отрицает любовь, низводя ее до товарно-денежных отношений «ты - мне, я - тебе», и потому неизбежно будет разрушен (правда, это не будет «созидательное разрушение» Шумпетера, скорее, это будет «очистительное созидание» социализма).

Наше общество должно вновь обрести нравственность (не в ее примитивно-традиционалистском или буржуазно-обывательском толковании), иначе оно будет сметено теми, кто ее не лишен. Например, мусульманами, которые в рамках своей морали часто действуют безупречно.

Только через обретение нравственности, восстановление морали можно остановить саморазрушение, которым страдает наше общество последние 20 лет. Как радикал я предпочитаю искать истоки этой морали не в прошлом, а в будущем.

Александр Роджерс, «Хвиля»

Справка

Иван Ефремов — выдающийся русский советский писатель-фантаст, автор романа «Туманность Андромеды», реформатор жанра научной фантастики, философ, ученый-палеонтолог.

1908 год, Вырица (Санкт-Петербургская губерния) — 1972, Москва

Родился в семье вырицкого лесопромышленника. В четыре года научился читать, в шесть запоем читал Жюля Верна.

Во время революции родители развелись, в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тетке, которая вскоре умерла от тифа. Иван прибился к красноармейской автороте, стал «сыном полка» и дошел до Перекопа. Был контужен, с этого времени начал немного заикаться.

В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград и окончил школу за два с половиной года.

Работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофера, шофером. В 1923 году сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и весной 1924 года уехал на Дальний Восток.

Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, вернулся в Ленинград и поступил в университет на биологическое отделение.

С середины 1920-х годов — постоянные палеонтологические экспедиции.

В 1935 году экстерном окончил Ленинградский горный институт, затем переехал в Москву.

1941 год — доктор биологических наук.

В 1940-е годы Ефремов разработал тафономию — учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. За эту работу он был удостоен Сталинской премии.

Во время войны Ефремов начал писать свои первые рассказы, в которых предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Повесть «Катти Сарк» непосредственно повлияла на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.

В 1957 году вышел свет роман «Туманность Андромеды», ставший новым словом в мировой фантастике. В романе «Час Быка», написанном в конце 60-х, Ефремов первым предупредил общество о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. После первой публикации роман был запрещен, изъят из библиотек и не переиздавался до конца 80-х годов.

По факту смерти писателя КГБ СССР завел уголовное дело, прекращенное 4 марта 1974 года. Через месяц после смерти Ефремова КГБ (считается, что это единственный случай за всю историю органов) провел в его квартире обыск. Причины до сих не ясны, есть даже предположение, что Ефремов подозревался в связях с инопланетянами.

Считается, что Ефремов стал прототипом Федора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

В честь Ефремова названа малая планета 2269 Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года астрономом Николаем Черных, и вымерший ящер ивантозавр (лат. Ivantosaurus ensifer) — примитивный терапсид.

Александр Роджерс — украинский журналист. Живет в Киеве. Активист Народного движения «Третья республика». 





Источник: http://www.business-gazeta.ru/article/67787/
Категория: Философия Ефремова | Добавил: makcum (09.11.2012) | Автор: Александр Роджерс
Просмотров: 1524 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [81]
Философия Ефремова [71]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [11]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Важное ]
  • Статьи Максима Михайлова:
  • Разное:

  • [ Литературные последователи Ивана Ефремова ]
  • Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»: Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»
  • Повесть «Парус» на немецком языке («Der letzte Flug der Parus», перевод - Герд-Михаэль Розе)
  • Der letzte Flug der Parus

  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»

  • Произведения Андрея Константинова:

  • [ Друзья сайта ]
  • Нооген Нооген
  • TES
  • TES
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
 вкус! Crazy-Chess.ru

    [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Свобода внутри нас © 2024