Всего материалов в каталоге: 222 Показано материалов: 181-190 |
Страницы: « 1 2 ... 17 18 19 20 21 22 23 » |
Высшее счастье человека всегда на краю его сил.
«Час Быка» |
Храмы стояли в запустении, никто не интересовался историей своей страны. |
Час Быка - время действовать |
Истинные и ложные страхи Часа быка |
«Я ворочаю словами, как глыбами, и читать меня бывает тяжело. Пишу я медленно, трудно, натужно. Правлю мало, преимущественно огрехи стилистики; если увлекусь, то пишу не отрываясь…» «Художник не свободен от законов природы. Когда он думает, что свободен, получается худший вариант абстрактного искусства.» «Великая педагогическая задача научной фантастики – показать неисчерпаемость научного поиска, научить людей его великой радости.» «Выражаясь фигурально, всё держится на лезвии бритвы…» И.А.Ефремов |
100 лет назад в России родился человек, научивший Россию мечтать
Говорят, Юрий Гагарин целых две недели ждал своей очереди, чтобы взять в библиотеке Звездного городка "Туманность Андромеды". В прошедшее воскресенье читающая Россия отметила столетие со дня рождения автора культового фантастического романа 60-х
|
«Жизнь — это материя, порождающая в себе самой силы для разгадки себя, копящая информацию о себе. Змея, вцепившаяся в свой хвост...»
( Иван Ефремов , «Час быка»)
|
Одни говорили, что он – просветленный йог из Тибета. Другие, посмеиваясь, называли его шарлатаном. Кто-то им восхищался, считая большим гуманистом советской эпохи, а кто-то презрительно обвинял его в пропаганде порнографии. Он был коммунистом, получил Сталинскую премию, но диссиденты признавали его предвестником своего движения, а КГБ подозревал в шпионаже. Его звали Иван Антонович Ефремов. |
Тяжелые дубовые кресла, добротные шкафы под потолок и медведь, вместо собаки сидящий на цепи — таким остался в памяти Вани мрачноватый родительский дом в Вырице. А потом... Потом было солнце, теплое Азовское море и город Бердянск, куда Ефремовы переехали из-за болезни младшего сына. Здесь, на юге России, отец семейства, выходец из заволжских крестьян-староверов, все свое время отдавал торговле. Мать же полностью посвятила себя уходу за третьим ребенком. Словом, в Бердянске Ваня оказался предоставлен самому себе. Никто не мешал ему часами глядеть на море, в который раз перечитывать "Затерянный мир" А.К.Дойла и мечтать о суровой жизни, полной опасностей и приключений. |
Современный кризис — не просто кризис финансов и экономики. Это кризис модели развития человечества за всю его историю, показывающий, что цивилизация все более движется "не туда”. Кризис товарно-денежных отношений как экономической основы общества. Кризис национально-государственной и правовой организации социума. Кризис глобализации, которая неизбежна, но нынче обретшая уродливую форму "капиталистического интернационализма”, и в ответ уже звучат вопли разного рода местечковых мыслителей о срочном возврате к некоей "хуторянской регионализации”. О неизбежности кризиса в том или ином виде, о самоубийственности и тупиковости цивилизации в ее нынешнем понимании предупреждали давно и многие — от великих мыслителей прошлого и современности до скромной персоны автора этих строк. За это нашу газету поднимали на смех, ругали последними словами, а некая группа "профессиональных умников” с дипломами "коньдидатов от философии” как-то обозвала автора "коммуноидным маразматиком”. Как видим, Бог — не фрайер...
Существует ли другой, отличный от нынешнего путь? Существует, но пока только в утопиях, в первую очередь в утопии коммунистической. Утопия сия является утопичной не потому, что неосуществима в принципе, а потому, что человек не в состоянии обуздать обуревающие его страсти — гедонизм, потребительство, алчность. У человечества есть только два варианта: или обуздать эти злокачественные страсти и пойти по совершенно новому пути, или самоликвидироваться тем или иным образом...
"Миллиарды граней будущего” — так называлась статья Ивана Ефремова о моделировании сценариев будущего в фантастической литературе. Кстати, в этой статье, опубликованной в "Комсомольской правде” в январе 1968 г., Ефремов, будучи признанным авторитетом советской фантастики, вступился за Аркадия и Бориса Стругацких, подвергавшихся яростным нападкам со стороны разных псевдокоммунистических болтунов за свои книги "Путь на Альматею”, "Возвращение”, "Страна багровых туч”, "Стажеры”, "Хищные вещи века” и даже за классический шедевр "Трудно быть Богом”.
Настоящий очерк продолжает цикл об Иване Ефремове, начатый в "Свободе” (№15 за 2007 г.) статьей "Два сценария будущего: Великое Кольцо Разума, или Час Быка. Мятежный путь Ивана Ефремова”, а затем продолженный материалами "Есть ли жизнь и разум в Космосе?.. Версия Ивана Ефремова” (№№35,36, 2007 г.), "Иван Ефремов: антрополог и поэт научного поиска” (№№15,16, 2008 г.). Эти статьи были посвящены биографии, антропологическим, гносеологическим, естественнонаучным идеям писателя, ученого и мыслителя. И только первый из указанных очерков очень сжато касался футурологии Ефремова — его взглядам на будущее.
А ведь писатель широко известен в первую очередь именно как фантаст, писавший о будущем! В этом качестве он стал родоначальником научно-социальной футурологии в бывшем СССР и обрел славу самого конструктивного мыслителя-футуриста в мире, где книгами Ефремова зачитывались миллионы. Творчество Ефремова основано на коммунистической идее, которая, в отличие от советской официальной идеологической тягомотины, в исполнении писателя сверкала всеми красками настоящего "светлого будущего”, когда человечество, освободившись от опостылевшей социоэкономической возни, обратится к познанию и разумному преобразованию мира, к постижению тайн Вселенной, проникновению в ее глубины. По Ефремову, именно такое будущее и является тем самым "смыслом жизни”, который человечество ищет в течение всей своей истории. Считая себя полным единомышленником писателя в том, как примерно это "светлое будущее” должно выглядеть, автор этих строк решил вернуться к ефремовской футуристике в очередную, "некруглую” годовщину со дня рождения писателя. |
|